Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc96 КБ
Microsoft Office document icon kartochka.doc20.5 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК.   3 класс

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Безударные окончания имен существительных 3 склонения.

 Развитие умения определять склонение имён существительных со сходными признаками (оканчивающимися на ь с ), группировать слова по склонениям, подбирать существительные разных склонений.

.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Добрый день, ребята! Меня зовут Ирина Николаевна и урок русского языка сегодня у вас проведу я.

( слайд 2)- приветствие:

Давайте ,друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы- тогда за работу!

Удачи желаю всем нам!

Минутка чистописания.

- Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв. Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена красиво и правильно.

Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

( слежу за посадкой)

 Ребята, посмотрите на доску. Какие буквы вы видите?

п д с н ж н к ( так задумано)

Какие это буквы? (Строчные,согласные)

Пропишите данные буквы на след строке до конца строчки.

О е и

А это какие буквы? Чем они отличаются? 

(гласные,поются и тянутся)

Пропишите данные буквы на след.строке.

В буквах минутки чистописания спрятано слово. Кто его прочитает?

ПОДСНЕЖНИК

ЗАПИШИТЕ ДАННОЕ СЛОВО НА СЛЕД СТРОЧКЕ.С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ,ЧТО 19 АПРЕЛЯ-ПРАЗДНИК ПОДСНЕЖНИКА.

Подснежник-это хрупкий цветок. Он символизирует окончание зимы и  начало весны. В Чехии его называют снежинка, в Великобритании- снежная капля, в Германии- снежный колокол. Праздник, который ему посвятили призван дарить тепло, надежду и улыбки. Ведь не зря в начале урока мы с вами подарили друг другу улыбки.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 1 3  3  

–К какой части речи относится данное слово? Кто может доказать? Что такое сущ? На какие ? отвечает? Что вы знаете о сущ ?

 Попробуйте подобрать однокоренные слова, расставьте ударение и  обозначьте в них корень.

Подснежник-снег,снежинка,снегоход,снеговик.

 Корень во всех словах снег(снеж)-чередование согласного звука.

А какой части речи эти слова? Определите в них склонение.

( 1 у доски)

У доски 1 ученик.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Ребята,а вы согласны с …..

Я тоже согласна.

За данный вид задания получаешь…

ФИЗМИНУТКА

Гимнастика мозга. Попробуйте НАРИСОВАТЬ В ВОЗДУХЕ ВОСЬМЕРКУ ПРАВОЙ РУКОЙ,ПОТОМ ЛЕВОМ,А ПОТОМ ОБЕИМИ ВМЕСТЕ.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

III. Повторение пройденного.

  1. 5  6  2  3

Мне понравилось,как вы работаете,поэтому уверена,что со следующим моим заданием тоже  справитесь.

У вас на парте лежат карточки с таблицей чисел от 1 до 7. Я буду зачитывать предложения. Если с этим утверждением вы согласны, ставите +, если нет-.

 Блиц -опрос в форме игры «Правильно – неправильно».

1 у доски

а) Склонение – это изменение имён существительных по падежам и числам.

б) В русском языке 5 падежей.

в) В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее.

г) Склонение – это постоянный признак существительного.

д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям.

е) Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.

Ж) Слово подснежник- одушевленный предмет?

– Проверь свою запись:

п  н  н п н п

+ – – + – + -

По данным критериям можете себя оценить.

У кого нет ни одной ошибки поднимите руку. Соедините номера по порядку. Что у вас получилось? Значит за данное задание вы смогли получить 5!

 Какие отметки у вас получились?

ПОДВИЖНАЯ ФИЗМИНУТКА «Подснежник».

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Развитие умений.

  1. 4   5   6   1

А сейчас мы с вами поиграем в игру « Четвертый лишний»

Я вам буду зачитывать группы слов,та вы из этой группы должны выписать только 1,которое на ваш взгляд лишнее.

1 у доски

  1. Ночь,мяч,плащ,врач.
  2. Дядя,няня,скатерть.Вася,
  3. Улица,школа,рука,древность.
  4. Нос,сон,соль,овес.
  5. Рисунок,станок,вещь,зайчонок.

Какие слова вы выписали? Что в них общего? Кто может доказать? А какие существ. Относятся к 3 склонению? Предположите, чем мы на уроке сегодня будем заниматься? (закрепить знания о сущ 3 скл).

Выберите любое слово и просклоняйте его в ед.числе.

 Ночь-ночи,ночи,ночь,ночью,о ночи.

Что интересного вы заметили? ( что в Р,Д,П падежах окончание и)

Молодцы, я вижу, что склонять слова вы умеете ,а сейчас посмотрим  как вы умеете применять свои знания.

Давайте запишем с одним из этих слов предложение под диктовку, определим падеж имен сущ.

  • Ветер с наступлением ночи (Р.п)  стих и не шелестел  в степи (П.п).

Найдите сущ 3 скл. Укажите падеж,выделите окончание.( основа предложения???)

На столе лежат карточки с заданием.

Вставьте безударные гласные в окончания сущ. Определите склонение и падеж.

(раздаю карточки)

Образец;  Ездить от деревни ( 1скл.,Р.п.) к деревне  (1 скл.Д.п.)

Сидеть на ветке  (1 скл  П п   )    сирени.     (          3скл Р п        ),

Прочитать в начале   ( 2 скл П п                 )  повест.  (  3 скл Р п   ),

Ожерелье на шее    ( 1 скл П п                )   дочери    ( 3 скл Р п        ),

Побывать на Урале  ( 2 скл П п                ) и в Сибири ( 3 скл П  п      ),

Ездить по улиц е  ( 1 скл Д п                )    на лошад.    ( 3 скл П п   ).

Кто выполнил карточки можно сдать,на перемене проверю и выставлю отметки.

Молодцы! И с этим заданием вы охотно справились!

Перед вами текст. Прочитайте его и ответьте на вопросы.

Подснежники.

Ковёр снега начинает таять. Из почвы проглядывают первые ростки и травинки. Белые головки подснежников склоняются над землёй. Таня сидит дома и рисует первые весенние цветы. Скоро земля покроется и другими цветами. Значит наступила весна!

Найдите в этом тексте все имена существительные.  ( смотрю по времени) устно или письменно. ( выписать каждому по 1 предложению)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

 

Скоро прозвенит звонок - пора заканчивать урок!

 Какой праздник отмечают 19 апреля? Что вы узнали о подснежниках? Везде ли одинаково их называют?

Какого склонения встретились нам на уроке имена сущ?

Что при написании падежных окончаний нужно помнить?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Каким для вас был урок?( ответы ребят)

А для меня:

Новым- потому что я в новой школе,

Трудным- потому что все для меня необычное,

Интересным- потому что, я познакомилась с новыми людьми,

Увлекательным- потому что понравилась ваша работа на уроке,

Радостным - потому что видела радость и любопытство в ваших глазах.

Каким еще?- неожиданным, ярким, запоминающимся!

Спасибо вам за урок!

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение о Подснежниках.

                                                                                                                                                                                                         



Предварительный просмотр:

Вставьте безударные гласные в окончания существительных.

Определите склонение и падеж.

Образец;  Ездить от деревни ( 1скл.,Р.п.) к деревне        (1 скл.Д.п.)

Сидеть на ветк.   (                  )    сирени.     (                  ),
Прочитать в начал.    (                 )  повест.  (                 ),
Ожерелье на ше.  .    (                 )   дочер.    (                 ),
Побывать на Урал.  (                ) и в Сибир.  (                ),
Ездить по улиц .  (                 )    на лошад.    (               ).


Вставьте безударные гласные в окончания существительных.

Определите склонение и падеж.

Образец;  Ездить от деревни ( 1скл.,Р.п.) к деревне (1скл.,Д.п.)
Сидеть на ветк.   (                  )        сирени.   (             ),
Прочитать в начал.    (                  )   повест.  (             ),
Ожерелье на ше.  .    (                )      дочер.  (               ),
Побывать на Урал.  (                )  и  в  Сибир.  (            ),
Ездить по улиц .  (                 )    на лошад.      (              ).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Приветствие. Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! К общению готовы! Тогда - за работу! Удачи желаю я Вам!

Слайд 5

Гимнастика мозга. Ленивые восьмёрки.

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 7 + – – + – + –

Слайд 7

Критерии оценивания. 0 ошибок- «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3» 5-6-7 ошибок- «2» По данным критериям можно себя оценить .

Слайд 9

Самостоятельная работа по карточкам

Слайд 10

Работа с текстом. Подснежники. Ковёр снега начинает таять. Из почвы проглядывают первые ростки и травинки. Белые головки подснежников склоняются над землёй. Таня сидит дома и рисует первые весенние цветы. Скоро земля покроется и другими цветами. Значит наступила весна!

Слайд 11

Подснежники Ковёр снега начинает таять. Из почвы проглядывают первые ростки и травинки . Белые головки подснежников склоняются над землёй . Таня сидит дома и рисует первые весенние цветы . Скоро земля покроется и другими цветами . Значит наступила весна !

Слайд 12

а к и м ы К о л р к ? б у Новым? Трудным? Интересным? Увлекательным? Радостным? Каким ещё?

Слайд 13

Домашнее задание. Написать сочинение на тему « Подснежник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение и падежные безударные окончания имен существительных

Склонение и падежные безударные окончания имен существительных...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения,слов на тему-чувства и качества людей"

Цели: Повторить правописание безударных окончаний 1 и 2 склонения Закрепить знания о правописании безударных окончаний существительных 3 склонения Нравственное воспитание «Совесть- лучший советн...

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя...

Развитие умения определять склонение имён существительных.

Урок русского языка в 4 классе. Урок развития умений....