конспект урока по русскому языку " Развитие умения определять склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных
– Развитие умения определять склонение имён существительных со сходными признаками (оканчивающимися на ь с ), группировать слова по склонениям, подбирать существительные разных склонений.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 1 – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Языковая разминка. 1. Запись под диктовку и обозначение орфограмм. Лукошко стояло, а кошка дремала. (Ю. Мориц) 2. Синтаксический разбор предложения. Запись: Лукошко стояло (стой), а кошка дремала (дрёма). (Повеств., невоскл., сложное.) [ – = ]1, а [ – = ]2. 3. Фонетический разбор слова стоял – [стай'ал]. 4. Выписать существительные, определить род, склонение. Записать имя существительное того склонения, которого недостаёт. 5. Составить с этими существительными словосочетания сущ. + прил. (Устно.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы. | 1 3 3 – Определите тему сегодняшнего урока – Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
III. Повторение пройденного. |
1. Беседа-опрос в форме игры «Правильно – неправильно». Учитель предлагает оценить каждое высказывание. Если оно правильное, дети ставят «+», а если неправильное – ставят «–». а) Склонение – это изменение имён существительных по падежам в ед. и мн. числе. б) В русском языке 5 падежей. в) В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее. г) Склонение – это постоянный признак существительного. д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям. е) Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам. – Проверь свою запись: п н н п н п + – – + – + – Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки. Учитель ещё раз читает неправильные высказывания. 2. Сравнительная характеристика признаков склонений. Выполнение задания № 1, тема 6 в рабочих тетрадях. – По каким признакам мы определяем склонение имён существительных? Выберите нужный вариант и сравните со своей схемой-опорой. – В каком ещё склонении существительное может оканчиваться на ь? (Во 2-м.) – Как же их отличить? (Определить род.) 3. Словарная работа. Упр. 160 – развивается умение группировать имена существительные с орфограммами-непроверяемыми буквами по типам склонений. Работа со словом костёр, подбор однокоренных слов. | 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
IV. Развитие умений. |
Работа в учебнике. 1. Упр. 161 – развивается умение самостоятельно подбирать слова разных склонений. Выполняется в группах (по 3–4 человека). 2. Упр. 162 (устно). Чтение текста про себя, затем вслух, выявление главной мысли: что важно для склонения? (Она выражена в 1-м предложении.) 3. Упр. 163 – развиваются умения определять склонение, падеж, проводить синтаксический и пунктуационный анализ. Этапы работы: 1) Беседа по вопросам после чтения: – О чём это стихотворение? Какими звуками оно наполнено? Что вселяет в людей песня соловья? 2) Определение рода и склонения у выделенных слов. 3) Списывание последней строфы и составление схемы предложения, его синтаксический разбор. Схема: [ = – ], и [ = – ], но [ – = ]. 4) Определение падежей имён существительных в этом предложении. 4. Упр. 164 – осмысление понятий прямой падеж и косвенные падежи. Выполняется устно. Ученики читают текст про себя и отвечают на вопросы: – Как объясняет автор смысл этого названия – «склонение»? – Какой падеж «стоит прямо»? Как это понять? – Что подсказывает, как «достроить» предложение? Приведите свои примеры. – На какие две группы можно разбить все падежи? (Именительный падеж и все остальные падежи. Их называют косвенными падежами.) – Запишите слова с непроверяемой буквой гласного в корне (они даны в рамке), запомните их правописание. – В каком значении слова конструкция употреблено в тексте? (Построение предложения, высказывания.) – Какие ещё значения слова конструкция вам известны? А что такое конструктор? – Составьте (устно) словосочетания с этими словами, употребив их с предлогами. Назовите однокоренной глагол (конструировать), однокоренное имя прилагательное (конструкторский). Запишите их. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V. Итог урока. | 4 4 – Какой падеж называется прямым, а какие – косвенными? Задание № 2, тема 6 в рабочей тетради. – Где допущена ошибка? К какому склонению относится слово конь? – Почему здесь можно ошибиться? (Оканчивается на ь.) – Что нужно помнить при определении склонения имён существительных, оканчивающихся на ь? (Род.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | |
VI. Домашнее задание. | Упр. 2, кн. 2, с. 12 (по рядам). |
© ООО «Баласс», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.
Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....
Конспект урока по русскому языку:"Упражнение в определении склонения имён существительных" 4 класс. Программа "Школа России"
Конспект урока по русскому языку для 4 класса без презентации....
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Склонение имён существительных»
Цель урока: познакомить обучающихся с грамматической категорией иени существительного-склонением....
Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.
На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя...
Конспект открытого урока по русскому языку . Тема: Упражнения в склонении имён существительных
Конспект открытого урока. 4 класс...
Развитие умения определять склонение имён существительных.
Урок русского языка в 4 классе. Урок развития умений....
Презентация к уроку русского языка "Формирование умения определять падеж имён существительных".
Цель урока: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной ф...