Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку:"Упражнение в определении склонения имён существительных" 4 класс. Программа "Школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Лопатина Екатерина Николаевна

    Конспект урока по русскому языку для 4 класса без презентации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти

                       Конспект открытого урока по русскому языку.

                       Тема.  Упражнение в определении склонений имен

                                 существительных (закрепление).

                       Составитель. Учитель начальных классов –

     Лопатина Екатерина Николаевна

                           Класс. 4 «А»

                           

    Тема урока: «Упражнение в определении склонений имен существительных».

    Цели и задачи:

     1) продолжать формировать умение распознавать тип склонений имен существительных

         по роду и окончанию в именительном падеже;

      2) развивать зрительную память и орфографическую зоркость;

      3) воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность и  трудолюбие.

     

     Оборудование: карточки с иллюстрациями овощей, фруктов и ягод,

                               карточки для индивидуальной работы, учебники, тетради.

     

                                              Ход урока.

    1. Орг. момент и сообщение цели урока.

    На доске записаны слова:

    Ваня, Иван, дедушка, дед, папа, отец, Слава, Вячеслав.        

    - Чем похожи эти слова? ( Это имена существительные мужского рода в И.п.)

    - Чем отличаются? (Разные окончания).

    -  На какие две группы можно разделить существительные мужского рода? (существительные 1 скл. и 2 скл.)

    - Сегодня на уроке мы и будем продолжать учиться определять склонение имен  существительных.

    2. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных ранее.

    1. Чистописание.

    гпг гпг ртр трт

    От топота копыт пыль по полю летит.

    (Обе ладони лежат на столе. С одновременным произнесением скороговорки, то одна рука сжимается в кулачок, то другая.)

                     

    1. Упражнение «Собери в корзинку».

    На доске – карточки с овощами, ягодами и фруктами, а также изображения двух корзинок. Детям дается задание: 1 варианту записать в тетрадь существительные 1 склонения, 2 варианту –  существительные 2 склонения.

    Затем у доски  два  ученика раскладывают  карточки с картинками в корзинки, учитывая склонение.

    репа                            картофель

    редька                         кабачок

    малина                        баклажан

    клюква                        перец

    рябина                         чеснок

    смородина                   лук

    капуста                        помидор

    клубника                     редис

    - Вот какой хороший урожай мы собрали!

    - Ребята, давайте сейчас вспомним, какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, 3 склонению?    (Рассказывают правило).

    1. Упражнение «Не ошибись».

     Запись под диктовку только существительных 3 склонения

             Жизнь, фасоль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень,  пень, боль, сушь.

     - Какие слова записали?

     - Какие не записали? Почему?

    1. Работа по карточкам. (Несколько учащихся выполняют во время диктовки).

    Определить склонение существительных и написать в три столбика.

    1. Работа с учебником.

    Упражнение 169 с.78.

    - Укажите склонение существительных.

    - Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным  склонениям?

    - Могут ли существительные разных родов относиться к одному склонению?

    Упражнение 170 с.78

    1 склонение                   2 склонение

    ветка                               ветвь

    сетка                                сеть

    нитка                               нить

    кисточка                          кисть

    лошадка                           лошадь

    мышка                              мышь

    ладошка                           ладонь

    печка                                печь

    ёлка                                  ель

    площадка                         площадь

    1. Физкультминутка.

    Дети выполняют упражнения, определяя склонение имен существительных.

    1 склонение – 1 хлопок,

    2 склонение – 2 наклона,

    3 склонение – 3 приседания.

    Со мной в поход легко идти,

    Со мною весело в пути.

    И я крикун, и я буян,

    Я звонкий, круглый … (барабан) – 2 наклона

    Пышный хвост торчит с верхушки.

    Что за странная зверюшка?

    Щелкает орехи мелко.

    Ну, конечно, это … (белка) – 1 хлопок

    На жарком солнышке подсох

    И рвется из стручков … (горох) – 2 наклона

    Шубка – иголки,

    Свернется он – колкий,

    Рукой не возьмешь

    Кто это?..   (ёж) – 2 наклона

    И от ветра, и от зноя,

    От дождя тебя укроет.

    А как спать в ней сладко!

    Что это?..  (палатка) – 1 хлопок

    Лесники её котят

    Взять домой не захотят.

    Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

    Потому что это … (рысь) – 3 приседания

    Целый день он спать не прочь,

    Но едва наступит ночь,

    Запоет его смычок.

    Музыканта звать … (сверчок) – 2 наклона

    Длинным клювом тонким

    Схватит лягушонка.

    Капнет с клюва капля.

    Кто же это?..  (цапля) – 1 хлопок

    1. Работа с учебником.

          Упражнение 171 с.79

    1. Словарно-орфографическая работа.

    На доске записаны слова. Девочки выписывают существительные 1 склонения, мальчики –  2 склонения.  

    . льбом                 мес . ц

    г . рой                   м . л . ток

    ж . вотное             . сина

    к . ртина               . тец

    кв . ртира             п . сок

    к . ллекция           пш . ница

    лес . н. ца              р . кета

    м . г. зин               с . лдат

    с . лома                  уж . н

    тракт . р                 ул . ца

     Для проверки задание выполняется на доске двумя учащимися.

    1. Письмо по памяти.

    Упражнение 172 с.79

    3.  Подведение итогов.

    - По каким признакам мы определяем склонение существительных?

     4.  Домашнее задание.

                Упражнение 173 с.79

     5. Выставление оценок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русскому языку "Упражнение в проверке безударных гласных"

    План-конспект урока по русскому языку "Упражнение в проверке безударных гласных" с использованием ЭОР в 3 классе....

    Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России

    Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:•  формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...

    Конспект урока по русскому языку "Упражнения в правописании слов с разделительным Ъ и Ь знаком".

    Урок по русскому языку для 3 класса по образовательной системе "Школа 2100". Разработан  с использованием информационных технологий,  технологии оценивания  соответсвует  требовани...

    конспект урока по русскому языку "Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных."

    Конспект урока содержит  задания для закрепления знаний имени сущесвительного во 2 классе...

    Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"

    Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс  УМК "Школа России"...

    Конспект урока по русскому языку "Упражнения в подборе проверочных слов для названий предметов2.

    Цель: продолжить упражнять в решении орфографических задач в корне для названий предметов.Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; тренировка ум...