Конспект урока по русскому языку:"Упражнение в определении склонения имён существительных" 4 класс. Программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Лопатина Екатерина Николаевна

Конспект урока по русскому языку для 4 класса без презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти

                   Конспект открытого урока по русскому языку.

                   Тема.  Упражнение в определении склонений имен

                             существительных (закрепление).

                   Составитель. Учитель начальных классов –

 Лопатина Екатерина Николаевна

                       Класс. 4 «А»

                       

Тема урока: «Упражнение в определении склонений имен существительных».

Цели и задачи:

 1) продолжать формировать умение распознавать тип склонений имен существительных

     по роду и окончанию в именительном падеже;

  2) развивать зрительную память и орфографическую зоркость;

  3) воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность и  трудолюбие.

 

 Оборудование: карточки с иллюстрациями овощей, фруктов и ягод,

                           карточки для индивидуальной работы, учебники, тетради.

 

                                          Ход урока.

1. Орг. момент и сообщение цели урока.

На доске записаны слова:

Ваня, Иван, дедушка, дед, папа, отец, Слава, Вячеслав.        

- Чем похожи эти слова? ( Это имена существительные мужского рода в И.п.)

- Чем отличаются? (Разные окончания).

-  На какие две группы можно разделить существительные мужского рода? (существительные 1 скл. и 2 скл.)

- Сегодня на уроке мы и будем продолжать учиться определять склонение имен  существительных.

2. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных ранее.

  1. Чистописание.

гпг гпг ртр трт

От топота копыт пыль по полю летит.

(Обе ладони лежат на столе. С одновременным произнесением скороговорки, то одна рука сжимается в кулачок, то другая.)

                 

  1. Упражнение «Собери в корзинку».

На доске – карточки с овощами, ягодами и фруктами, а также изображения двух корзинок. Детям дается задание: 1 варианту записать в тетрадь существительные 1 склонения, 2 варианту –  существительные 2 склонения.

Затем у доски  два  ученика раскладывают  карточки с картинками в корзинки, учитывая склонение.

репа                            картофель

редька                         кабачок

малина                        баклажан

клюква                        перец

рябина                         чеснок

смородина                   лук

капуста                        помидор

клубника                     редис

- Вот какой хороший урожай мы собрали!

- Ребята, давайте сейчас вспомним, какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, 3 склонению?    (Рассказывают правило).

  1. Упражнение «Не ошибись».

 Запись под диктовку только существительных 3 склонения

         Жизнь, фасоль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень,  пень, боль, сушь.

 - Какие слова записали?

 - Какие не записали? Почему?

  1. Работа по карточкам. (Несколько учащихся выполняют во время диктовки).

Определить склонение существительных и написать в три столбика.

  1. Работа с учебником.

Упражнение 169 с.78.

- Укажите склонение существительных.

- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным  склонениям?

- Могут ли существительные разных родов относиться к одному склонению?

Упражнение 170 с.78

1 склонение                   2 склонение

ветка                               ветвь

сетка                                сеть

нитка                               нить

кисточка                          кисть

лошадка                           лошадь

мышка                              мышь

ладошка                           ладонь

печка                                печь

ёлка                                  ель

площадка                         площадь

  1. Физкультминутка.

Дети выполняют упражнения, определяя склонение имен существительных.

1 склонение – 1 хлопок,

2 склонение – 2 наклона,

3 склонение – 3 приседания.

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый … (барабан) – 2 наклона

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка) – 1 хлопок

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков … (горох) – 2 наклона

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь

Кто это?..   (ёж) – 2 наклона

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?..  (палатка) – 1 хлопок

Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

Потому что это … (рысь) – 3 приседания

Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать … (сверчок) – 2 наклона

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?..  (цапля) – 1 хлопок

  1. Работа с учебником.

      Упражнение 171 с.79

  1. Словарно-орфографическая работа.

На доске записаны слова. Девочки выписывают существительные 1 склонения, мальчики –  2 склонения.  

. льбом                 мес . ц

г . рой                   м . л . ток

ж . вотное             . сина

к . ртина               . тец

кв . ртира             п . сок

к . ллекция           пш . ница

лес . н. ца              р . кета

м . г. зин               с . лдат

с . лома                  уж . н

тракт . р                 ул . ца

 Для проверки задание выполняется на доске двумя учащимися.

  1. Письмо по памяти.

Упражнение 172 с.79

3.  Подведение итогов.

- По каким признакам мы определяем склонение существительных?

 4.  Домашнее задание.

            Упражнение 173 с.79

 5. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме разделительный мягкий знак 2 класс школа россии

Урок по по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. По программе "Школа России". Цели и задачи учебного занятия: Цель:  создать условия для успешного формирования у уч...

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:•  формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс  Школа России...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изложение описательного текста" 4 класс  Школа России...

План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"

План-конспект урока по русском языку "Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения"...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Изменение по падежам имён существительных» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- закрепление и обобщение знаний об изученных частях речи;Планируемые результатыПредметные:- уметь склонять имена существительные по падежам, отличать падежи по вспомогательн...