Развитие умения определять склонение имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Никулина Татьяна Дмитриевна

Урок русского языка в 4 классе. Урок развития умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_imyon_sushchestvitelnyh_1.doc42 КБ
Office presentation icon sklonenie_sushchestvitelnyh.ppt559.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 классе.
Тип урока: Урок развития умений.

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных.
Цели: 1. Обобщить знания о признаках имён существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения имён существительных;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление;
3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал: карточки с заданиями.
Ход урока:
1.Организационный момент. 
У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
 
- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?

Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.

У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок».
- Сегодня мне хотелось, чтобы наш урок был озарён добротой.

- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа.
2.Работа над  каллиграфией, словарная работа. 
-Сегодня мы отрабатываем высоту буквы
д и правильное соединение буквы д с буквой о. Какое это соединение? (нижнее)

д   д   д   дорога, ладонь, добро

-Объясните орфограммы! (дорога, ладонь - это словарные слова)
-из данных слов выберите и запишите однокоренные слова к слову «добро»:

(доброта, добром, задобрить, добру, добряк)

Добро- доброта, задобрить, добряк.
-Какие слова называются однокоренными?

Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.

-А какое слово из написанных на доске «лишнее»?

Д.: Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.

- А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные?

Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства человека.

Оценивание: посмотрите ваши работы, подчеркните наиболее удачные  написания  (высота букв, красивая каллиграфия)

3. Языковая разминка.

У.: Запишите предложение, обозначьте известные орфограммы.

Земля согревается солнышком, а душа – добротой.

- Это обычное предложение? Как вы понимаете эту пословицу? (ответы учащихся).
- Какие задания можно предложить для выполнения?

- Выполните синтаксический разбор предложения. Дайте характеристику, составьте схему.

- Выпишите существительные, определите род, число, падеж, склонение

- Составьте с этими существительными словосочетания глаг. +сущ. (устно)

-А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома?

Д.: ( Доброе слово и кошке приятно. Мир не без добрых людей.
      Нет худа без добра. Доброе слово лечит, злое калечит. и т.д.)
     

4. Постановка темы и целей урока.

-Прочитайте ключевые слова:

имя существительное, изменение, окончание, склонение

-Сформулируйте  тему сегодняшнего урока?  «Склонение имён существительных».

- Какова цель нашего урока?

Цель: Отработать умение определять склонение имён существительных.

Сегодня мы будем группировать слова по склонениям, подбирать существительные разных склонений, будем развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.
- Определите план действий. (повторить все признаки существительных,  падежи, типы склонений и научиться  определять склонение заданных существительных)

5.Актуализация изученного
1.Повторение признаков имени существительного.

- Повторим все признаки существительных, с которыми мы знакомы.

- Назовите постоянные признаки имён существительных! (Одушевлённые, неодушевлённые, род)
- Назовите непостоянные признаки имён существительных! (изменяются по падежам и числам).  

2. Повторение падежей имён существительных.

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их!

- Что изменяется у слова в каждом падеже? (окончание) Как это еще называется? (склонение)
-  Мы повторили признаки имен существительных! А как вы умеете определять склонение существительного? Это мы сейчас проверим и закрепим.

3. Сравнительная характеристика признаков склонений.

- Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного?

Д.: Поставить слово в начальную форму – И.п., ед.ч, определить род и окончание.

- Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.

1 склонение                                   2 склонение                           3 склонение
ж.р. – а,-я                                      м.р. –

м.р. –  а,-я                                     ср.р. -  -о, -е                         ж.р. с ь на конце

6. Развитие умений и формирование навыков.

1. Подберите к следующим существительным антонимы, запишите их и определите склонение. Что такое антонимы?

Злость- доброта-1, грубость-вежливость-3, жадность-щедрость-3, война-мир-2, безразличие-внимание-2, гримасса-улыбка-1. 
Я диктовала «Плохие слова». Мне бы очень хотелось, чтобы для вас святыми стали такие качества как доброта, вежливость, щедрость.

 Немножко отдохнём.

Физкультминутка.  

2. Игра «Доскажи словечко»

 Определите у слова – отгадки склонение:  1скл. – 1 хлопок, 2скл. – 2 хлопка, 3скл. – 3 хлопка

Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

Потому что это (рысь)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно (карандаш).

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это (белка)

3. Задание на развитие внимания!   «Кто играет с нами в прятки?»

Среди данного набора букв найдите слова- имена существительные, запишите их в тетрадь и определите тип склонения!
ъдцсчастьеядакуычщш                                                   кнотикрасотаьжоменкв
чяьтвсодтолдсмелость
 

Итог: Кто нашел все 3 слова? И кто определил правильно склонение?

Мы с вами закрепили умение определять тип склонения существительных. И в самостоятельной работе вы покажете, как вы с этим можете сами справиться.

4. Работа с текстом. Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу!

-О чём здесь говорится?
Задание: списать текст и определить у всех имен существительных тип склонения.
Проверка в парах.
- Как вы определяли склонение у существительных? (сначала – в нач.форму!)
- Кому было трудно выполнять такое задание?

5. Работа у доски. Игра «Собери цветок доброты!»
- Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка?

На доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека.

 Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.

1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество
3.скромность, честность, чуткость, справедливость, любовь


Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь! Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям, животным, природе. Спешите делать добро!

6.Подведение итогов.  Рефлексия.

-Что нужно знать при определении склонения имён существительных? (начальную форму, род, окончание)

-  Молодцы, ребята! Какое настроение у вас было на уроке?

-Какое задание показалось вам самым трудным?

-Какие задания запомнились вам на уроке?  

Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями. Я хочу отметить отличную работу на уроке …

7.Д/з- написать дома мини-сочинение «Для чего на свете доброта?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе

Слайд 2

Прикоснись ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой…

Слайд 3

05/02/17 имя существительное изменение окончание склонение

Слайд 4

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных.

Слайд 5

Признаки имён существительных Постоянные Непостоянные одушевлённые падеж неодушевлённые число род склонение

Слайд 6

Склонение – изменение по падежам. 1склонение 2склонение 3склонение м.р. –а, -я м.р. ж.р. с ь на ж.р. –а, -я с.р. – о, -е конце

Слайд 7

Доброта – 1скл., вежливость – 3 скл., щедрость – 3 скл., мир – 2 скл., внимание – 2 скл., улыбка – 1 скл.

Слайд 9

ъдцсчастьеядослшвод ыпоикрасотасшовфщж венобчоралбсмелость счастье-2, красота-1, смелость-3.

Слайд 10

Не прячьте доброты своей, Откройте сердце всем наружу. Тем, что имеете, щедрей Делитесь, распахните душу! Доброты -1, сердце -2, душу -1.

Слайд 11

05/02/17 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения определять склонение в именах существительных

Образовательные: совершенствовать знания о частях речи и членах предложения, учить высказывать свою точку зрения, повторить образные представления об облаках, учить составлять деформированный те...

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя...

Презентация к уроку русского языка "Формирование умения определять падеж имён существительных".

Цель урока: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной ф...

4 класс Определите падеж и склонение имён существительных.

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям, ученикам 4 класса....