Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
презентация к уроку (русский язык, 4 класс) по теме

Cавичева Оксана Николаевна

Конспект с презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Савичева Оксана Николаевна Учитель начальных классов МБОУ « СОШ с. Тавтиманово » муниципального района Иглинский район у рок русского языка Тема: Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.

Слайд 2

конь вода Юра земля дочь море дядя стол . Что общего между этими словами? солнышко

Слайд 3

конь вода Юра земля дочь море дядя стол . Сущ. ж. р. –а, -я Сущ.м.р . –а , - я Сущ.м . р. С Сущ.ср . р . –о , -е Сущ. ж. р. с мягким знаком на конце I склонение Il склонение Ill склонение солнышко

Слайд 13

Домашнее задание Стр. 88-89 правило, упр. 167

Слайд 14

стена, сверло, озеро; скворец, парта, звонок; автобус, ночь, печь; девочка, папа, стол; икра, небо, нос; ракета, баран, конфета; осень, книга, школа; Выпиши лишнее слово

Слайд 15

Расставьте слова в нужном порядке, как определить склонение сущ. в им.п . ед. ч. : склонение окончание род



Предварительный просмотр:

Министерство образования РБ

открытый урок русского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с. Тавтиманово» муниципального района

Иглинский район

Тема:  Три склонения  имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.

                        учитель Савичева О.Н.

Цели:

 1. Дать понятие о трех склонениях имён существительных и их признаках, познакомить с приемом распознавания типа склонения по роду и окончанию;

  2. Развитие письменной речи учащихся, развивать общеучебные умения и навыки учащихся.

  3. Воспитание внимания и взаимопонимания.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Вид урока: Урок - исследование.

Оборудование:

 презентация, ноутбук, проектор, опорные схемы,  полоски со словами, рисунки.

Технология:  информационно-коммуникативная

Методы:  интерактивные, работа с опорными схемами

Формы:  фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока

примечания

1

Организационный момент.

Постановка проблемы.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

. определите падеж у существительных по улице, по площади;

. выделите окончания;

-А почему в данных словах разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом?

-Вот на этот вопрос нам предстоит ответить.

2

3

Проверка домашнего задания.

-Почему нельзя уничтожать лес?

Актуализация опорных знаний.

Чистописание

Маленький Митя катался на санках с горки.

. разбор предложения по членам;

. определение падежей;

3

Работа по новой теме

На доске полоски со словами:

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол

- Прочитайте слова, найдите в них общее

(имена сущ-е в ед. числе, им. п.)

. Давайте разделим эти слова на 3 группы, ориентируясь на указания и наши действия запишем в памятку:

Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, -я.(вода, земля)

Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.(Юра, дядя)

Прочитайте существительные мужского рода с нулевым окончанием (стол,конь)

Назовите существительные среднего рода (море)

Определите род оставшихся существительных (дочь)

- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.)

- С помощью рода и окончания можно определить склонение.

Существительные бывают I, II и III склонения. 

4

Формирование умений и навыков.

1.Вывод:

-к I склонению относятся сущ.  мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

- ко II склонению относятся сущ.  мужского рода с нулевым окончанием и  среднего рода с окончаниями -о, -е.

- к III склонению относятся сущ.  женского рода с ь на конце

2. Работа по учебнику стр. 88,правило, памятка

ФИЗМИНУТКА

Зарядка для глаз

3. Картинный диктант словарные слова:

Запиши слова в тетрадь в 3 столбика по склонениям

Капуста, корова, дорога, пальто, молоток, яблоко, тетрадь, морковь, медаль,

-Что вы можете сказать существительных. (словарные слова)

-Добавьте свои слова.

4.Работа по учебнику.

Стр. 88 упр.166.

Выборочное письмо. Работа в парах.

1 ряд - 1 склонение

2 ряд – 2 склонение

3 ряд – 3 склонение

5.Вывод:

Как определить склонение существительного?

Какие существительные относятся к 1 склонению?

Какие существительные относятся ко 2  склонению?

Какие существительные относятся к 3 склонению? 

5

Решение проблемы.

 - Вернёмся к  той проблеме, которая была поставлена в начале урока:

1)-Почему в словах

 по   улице,   по площади  - разные окончания?

 (Существительные улица, площадь разного склонения:

улица - I скл., площадь - III скл.) 

2) - С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных).

6

Домашнее задание

Стр. 88-89 правило, упр. 167

7

Подведение итогов:

Выпиши лишнее слово

стена, сверло, озеро;

скворец, парта, звонок;

автобус, ночь, печь;

девочка, папа, стол;

икра, небо, нос;

ракета, баран, конфета;

осень, книга, школа;

1)- С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных).

2)-Как определить склонение существительного в И.п. ед. числа?

-Расставьте слова в нужном порядке: склонение окончание род

Род, окончание, склонение

Дополнительный материал

1) Со мной в поход  легко идти,

Со мною весело в пути.

Я и крикун, я и буян,

Я звонкий, круглый… (барабан).

2)  Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это… (белка).

3)  На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…. (горох).

4)   Шубка - иголки,

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? … (Ёж).

5)  Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, …(карандаш).

6)  По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? … (Кровать)

7)  Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

8) Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь : «Кошка, брысь».

Потому что это … (рысь)

9) Трещала с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра!

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме:"Упражнение в определении склонения имён существительных"

Данный открытый урок был дан в рамках проведения "Недели начальных классов"...

Упражнения в определении склонений имён существительных.

Развивать умение распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже....

Упражнения в определении склонений имён существительных.

Представлены упражнения для развития умения распознавать тип склонения имёни существительного по роду и окончанию в именительном падеже....

Урок русского языка в 3 классе.Упражнения в определении склонения имён существительных.

Тема урока: Упражнения в определении склонения имён существительных....