Урок по русскому языку по теме:"Упражнение в определении склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Сташкевич Ольга Михайловна

Данный открытый урок был дан в рамках проведения "Недели начальных классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.odt13.79 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку.

(4 класс 2 четверть).

Тема: «Упражнение в определении склонений имён существительных»

учитель Сташкевич О.М.

2008 – 2009 уч.год

Цель: формирование умения распознавать тип склонений имён существительных по роду и окончанию в именительном падеже.

Задачи: обобщить знания детей о склонении имён существительных; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, умение выполнять разбор предложений по членам предложения, определять части речи.

Оборудование:

1. Планшет с кармашками («домики») с вставленными словами: репа, рябина, свёкла, морковь, фасоль, яблоко, лук, баклажан, огурец, помидор.

2. Три карточки со словами:

     а) волна, бумага, зеркало, Костя;

     б) приключение, мышь, гордость, горсть;

     в) дело, богатство, наследство, чаша.

3.Тест «Склонение имён существительных» на каждого учащегося.

  1.    

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания с заданием «Вставь букву».

На доске написана загадка:

Кто ст...ит на кре...кой но...ке

(В)бурых лис...ях (у)доро...ки?

Встала шапка (из)тр...вы,

Нет (под)шапкой г...л..вы.

Учитель:

-Красиво и аккуратно спишите эту загадку и вставьте пропущенные буквы. Объясните, почему вы поставили ту или иную букву. Подчеркните орфограммы.

3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.

Учитель:

  1. Ребята, мы познакомились с тремя склонениями имён существительных. Сегодня на уроке мы закрепим умение распознавать тип склонений имён существительных и повторим некоторые виды разбора.

4. Работа по теме урока.

  1. Учитель:

- Вспомните, какие существительные относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.

Ученики отвечают, приводят примеры.

  1. Упражнение «Что к чему относится».

На доске в столбик написаны имена существительные: сражение, мышь, сторона, утро, стена, память, посёлок, планета, молодёжь. Во второй столбик - тип склонения.

Учитель:

- Соедините имена существительные с типом склонения.

(Учащиеся выходят к доске по одному).

  1. Упражнение «Собери урожай».

Учитель показывает предметные картинки с овощами и фруктами. Ребята, сидящие на первом ряду, записывают имена существительные 1-го склонения, ребята второго ряда – имена существительные 2 -го склонения, а ребята третьего ряда – имена существительные 3 -го склонения.

( Яблоко, морковь, репа, огурец, рябина, свёкла, лук, баклажан, фасоль, помидор).

  1. Взаимопроверка.

Учитель:

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, правильно ли записаны слова. Посмотрите, какие слова вы должны были записать.

(В качестве образца учитель выставляет у доски три планшета («домика») с вставленными в кармашки словами).

1 – е склонение.     2 – е  склонение.                3 – е склонение.

репа                                яблоко                                 морковь

рябина                            огурец                                  фасоль

свёкла                             лук

                                        баклажан

                                        помидор

  1. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем -

Крылья сложили назад!

  1. Упражнение «Найдите лишнее слово». Работа в группах.

Учитель раздаёт карточки каждой группе и просит определить, по какому принципу собраны слова и какое из них лишнее. Ребята обсуждают и аргументируют свой выбор.

1 – я карточка: волна, бумага, зеркало, Костя.

2 – я карточка: приключение, мышь, гордость, горсть.

3 – я карточка: дело, богатство, наследство, чаша.

  1. Контроль знаний учащихся. Тест «Склонение имён существительных».

Учитель раздаёт напечатанные на листочках тесты. Учащиеся выполняют задания.

  1. Работа с предложением.

Учитель:

  1. Вспомните, о чём говорилось в загадке, которую вы писали в начале урока. (о грибе). Запишите предложение:
  2. Старый гриб тихо спрятался в густой траве.
  3. Разберите это предложение по членам предложения, определите части речи. Охарактеризуйте это предложение.(Какое по цели высказывания, по интонации, полное или неполное, простое или сложное, распространённое или нераспространённое, осложнено ли чем либо?).
  4. -Разберите существительное в траве как часть речи. Выполните звуко-буквенный разбор слова гриб.

  1. Итог урока.
  1. Учитель:
  2. - Чем мы занимались сегодня на уроке? Какие задания вам особенно понравились?
  1.  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается пр...

Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"

Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных".  2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных"(3 класс) с использование интерактивной платформы Учи.ру

Конспект урока по русскому языку  на тему "Единственное и множественное число имён существительных"(3 класс) с использование интерактивной платформы Учи.ру/...