Формирование умения определять склонение в именах существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Голева Лидия Михайловна

 

Образовательные: совершенствовать знания о частях речи и членах предложения, учить высказывать свою точку зрения, повторить образные представления об облаках, учить составлять деформированный текст;

Развивающие: развивать умения строить предложения, создавать грамотно построенные тексты, развивать речь и творческие способности детей;

Воспитывающие: прививать любовь к природе и бережное, чуткое отношение к ней.

lemen�vae����ent-frame-hspace:9.0pt; mso-element-wrap:around;mso-element-anchor-vertical:paragraph;mso-element-anchor-horizontal: column;mso-element-top:.05pt;mso-height-rule:exactly'>Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.

 

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_4_klass.docx23.06 КБ
Office presentation icon russkiy_4_klass.ppt738.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Формирование умения определять склонение в именах существительных                                                                                                                   (программа «Гармония», предмет  «Русский язык», 4 класс, М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

Образовательные: совершенствовать знания о частях речи и членах предложения, учить высказывать свою точку зрения, повторить образные представления об облаках, учить составлять деформированный текст;

Развивающие: развивать умения строить предложения, создавать грамотно построенные тексты, развивать речь и творческие способности детей;

Воспитывающие: прививать любовь к природе и бережное, чуткое отношение к ней.

Оборудование: рисунки детей, учебник русского языка М.С.Соловейчик « К тайнам нашего языка», 4 класс, печатная тетрадь к учебнику, мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Солнце доброе встаёт,

Светит нам в окошко.

Значит, с вами мы должны

Стать добрей немножко.

Лучик солнышка поймайте,

Его друг другу передайте.

-Ребята, у нас сегодня урок-путешествие. Когда мы его закончим, то все узнаем, что же мы будем стараться делать для окружающих нас людей.(Путешествие  «Джунгли зовут» –по этапам собирается слово «добро»),(слайд 2).

-Я  верю, что сегодня мы весь урок будем работать с «лучиком  добра»

 в наших сердцах. Кто из вас знает, что обозначает это слово? (Ответы).

Послушайте, что сказано об этом слове в словаре С.И.Ожегова.

Луч – узкая полоса света, исходящая от яркого светящегося предмета. (Солнечный луч).

Остронаправленный поток частиц энергии. (Рентгеновский луч).

Часть прямой линии, лежащая по одну сторону от какой-нибудь точки.(В математике).

II. Актуализация знаний.  Чистописание.  

1. Беседа.

-Какой звук есть в слове луч, но не слышен в слове солнце? Какие орфограммы?

Дайте характеристику буквы л. Повторите узор, который нарисовал солнечный луч.

(Самостоятельная  работа)

Выпишите 1 предложение, разберите по членам, укажите части речи.

2. Индивидуальная работа по карточкам (слайд 3 «Фрегат склонений»).

-У вас на карточке 3 задания, выберите то, которое вам нравится больше, сделайте и мы отправимся в путь..

Карточка в виде облака .

Прочитай слова. В некоторых словах забыли поставить мягкий знак, исправьте ошибки. Укажите род имён существительных.

Як.рь, шторм, тиш., м. ряк ,помощ.,  буря, палуба луч.(слайд 4- распределить существительные по склонениям)

Найди и подчеркни лишнее слово, вставь пропущенные орфограммы.

Мал(?)чик, пал(?)чик), зайчик.

Ёрш(?), стриж(?), мыш(?), карас(?)

Лыж(?), ч(?)шка, ч(?)сы), ч(?)йки.

Тру(?), моро(?), са(?), парохо(?).

Ж(?)лтый, ч(?)рный), б(?)льшой.

Птиц(?), синиц(?), ц(?)рк.

Ироч(?)ка, Леноч(?)ка, мамоч(?)ка.

Вставь пропущенные буквы. Реши орфографические задачи.

Ш(?)л  по ул(?)це мал(?)чик и мечтал. Вот придёт в(?)сна, пот(?)кут руч(?)и, прил(?)тят птицы. Можно с друз(?)ями играт(?), ката(ца, ться) на велосипеде. Около д(?)мов зацв(?)тут красивые тюл(?)паны. (Х,х)орошо  будет всем!

III.Самоопределение к деятельности.

  1. Работа с загадками. Отгадайте загадки и запишите отгадки, составьте словосочетания.

Один костёр весь мир согревает.(Солнце).

Летит сова по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча).

Голубой шатёр весь мир накрыл. ( Небо).

Была белая да седая, пришла зелёная и молодая. (Весна).

Без крыльев летят, без ног бегут, без топора плывут.(Облака.).

-Что вы можете сказать о записанных словах? Выделите орфограммы. Какое слово можно выделить? По какому признаку? Чем отличаются слова? (слайд 5 «Остров сокровищ»)

2. Физкультминутка.

(Звучит песня «Облака», исполняются танцевальные движения под музыку).

Облака

  1. Мимо белого яблока луны,

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда-то.

Припев:

Облака, белогривые лошадки,

Облака, что ж вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите, вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас ,облака!

2.   Мы помчимся в заоблачную даль

Мимо гаснущих звёзд на небосклоне.

К нам неслышно опустится звезда

И ромашкой останется в ладони

IV. Работа по теме урока. Знакомство с новым материалом «Открываем новый секрет имён существительных»

1.Работа по учебнику.

Давайте работать с   учебниками русского языка, по которым мы занимаемся, выполняя разные сложные задания. Откройте учебник на стр.79.

-Чем похожи все слова?

-Чем отличаются?

Задание № 179 – работа в парах. Прочитайте новое сообщение, чтобы проверить свои догадки и узнать мнение учёных. Что узнали? По какой форме имени существительного узнают его склонение? Закончи таблицу в тетради.

Задание №180 – самостоятельная работа.  Вернись к странице 46, определи склонение слов лиса и кот. Как определить склонение?

Задание №181 – работа в печатной тетради. Упражнение с комментированием.

- Из слов мышка и мышь выбери слово, которое может занять в столбике 3 склонения. Какой вопрос можно поставить? Просклоняй. Чем будут отличаться слова? Какое выполним  действие?

2.Работа в тетради. Развитие речи.

-Ребята, сейчас  включите фантазию, представьте, что вы на лугу или на берегу реки. Мы попробуем стать писателями. Сочинять предложения легко, нужно только позволить придумываться им самим. На любую тему! Вот хотя бы об облаках. Дует лёгкий ветерок, над вашей головой плывут лёгкие облака. Какие они? Что делают?

Облака какие? (пушистые, волнистые, белые, лёгкие, сказочные, быстрые, воздушные, сквозные, замысловатые, золотистые, перламутровые).

Облака что делают?(плывут, бегут,  несутся, мчатся, мелькают, надвигаются, проносятся, спешат).

 Попробуйте описать картины, а солнечный лучик будет вам помогать. (слайд 6)

Карточка №1. Словесное рисование –  самостоятельная работа.

Вот плывёт по ___ пушистое ___    . Оно похоже на___ . Чуть дальше  - ____. А плывут они куда? А  плывут они в  ___ страну. Там превращаются в ____ , в ____, в ____ .

Какие ____  облака!

Карточка №2. Словесное рисование - самостоятельная работа.

Пришла__________    _________. Ласково грело__________   ____________.

Звонко пел ручей__________    __________.  Я сидел(а)  на бережку, а мне светил

_________   ________  . По небу плыли___________   __________  . Вот проплыл ________, а вот  __________ . Куда они летят?  Я  думаю, что  _________  .

-Запишите рассказы в тетрадь. Найдите слова 1,2,3 склонения.

     V.  Рефлексия.

-Как вы думаете, всё ли нам удалось сделать?

-Над чем ещё поработать?

-У  меня на экране маски,  выберите ту маску, которая соответствует вашему настроению сейчас(слайд 7- смайлики).

Справился, собой доволен.

Сомневался, нужно ещё работать.

Не справился, огорчился.

-Наше путешествие закончилось. Что мы будем делать для людей? ( Песня «Дорогою добра»).

VI. Итог урока.

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Веселой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки –

Как я!

            В добрый час!  

 Домашнее задание: №184,правило стр.79.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «Лицей с .Верхний Мамон» Урок русского языка в 4 классе Учитель ВКК- Голева Л.М. Тема :«Знакомство с 3 склонениями имен существительных и способом Определения склонения»

Слайд 2

ДЖУНГЛИ зовут! Склонение имен существительных 4 класс

Слайд 3

Ф Р Е Г А Т склонений М.р. Ж.р. а я Ср.р о е М.р. Ж.р. ь 1 2 3

Слайд 4

Якорь Шторм Палуба Тишь Помощь Море Буря Якорь Шторм Море Буря Палуба Тишь Помощь 1 2 3 Попутного ветра!!! склонения

Слайд 5

Загадки бухта Туча берег Небо болото Весна высота мыс Остров сокровищ заросли Солнце Облака

Слайд 6

Какие бывают облака? Что они делают?

Слайд 7

Учитесь с улыбкой, Шутите, учась! Любая ошибка Исчезнет, боясь Веселой науки И радостных глаз. Учитесь без скуки – Как я! В добрый час!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя...

Развитие умения определять склонение имён существительных.

Урок русского языка в 4 классе. Урок развития умений....

Конспект урока “Формирование умения определять падеж имен существительных”

Цель урока: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной ф...

Презентация к уроку русского языка "Формирование умения определять падеж имён существительных".

Цель урока: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной ф...