Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое антонимы?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Колоколова  Людмила Владимировна

Второй урок по теме "Что такое антонимы?"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме «Что такое антонимы?»

Цели: продолжить работу над  словами, противоположными по смыслу.

Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.

Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, трудолюбия.

Задачи:

·        Употреблять антонимы разных тематических групп в речи.

·        Сравнивать антонимы по значению.

·        Обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.

·        Использовать словари антонимов.

·        Развивать внимание, логическое мышление.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Метод обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.

 Оборудование: презентация урока, учебник, тетрадь

Ход урока.

I . Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

 С добрым утром!

Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А проснуться и вставать! (С. Михалков)

II. Актуализация знаний.

1.Орфографическая минутка

-Отгадай загадки, запиши отгадки в тетрадь.(Слайд 3)

-  Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

- Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

- Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.(Берёза)

- Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. (Яблоко)

-  Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Вся речка сделалась рябой. (Ветер)

- Поставь ударение, подчеркни букву,  которую запоминали.

-Проверим работу. (Слайд 4)

2.Словарная работа. Знакомство с новым словом

Послушай стихотворение:

К Осьминожке Камбала (Слайд 5)
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)

Слово до свидания словарное. (Учитель записывает его на доске). До пишем раздельно со словом. Можно сказать до скорого свидания. Поставь ударение в слове. Подчеркни безударные гласные. Их нужно запомнить. Подбери синоним к слову до свидания. (Прощай). Это слово тоже словарное.  

III. Пальчиковая гимнастика.

Как живешь? Вот так! (дети показывают большой палец)

Как идёшь? Вот так! (дети «шагают пальцами по ладошке)

Как  даешь? Вот так! (дети показывают раскрытые ладошки)

Как берешь? Вот так! (дети сжимают ладошки)

Как бежишь? Вот так! (дети имитируют бег сидя)

Ночью спишь? Вот так! (дети показывают, как они спят)

Как молчишь? Вот так! (дети закрывают рот ладошками)

Как грозишь? Вот так! ( дети грозят соседу по парте указательным пальцем)

Как радуешься? Вот так! (дети хлопают в ладошки)

IV. Самоопределение к деятельности. (Слайд 6)

- Послушай  стихотворение.

Грустный клоун громко плачет,

а весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить.

- Чем интересны слова грустный, весёлый? (У них противоположное значение).

Давай вспомним, как называются эти слова? О каких же словах мы будем сегодня говорить?

V.  Работа по теме урока 

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над словами, противоположными по значению.

- Найди слова с противоположным значением  (Слайд 7)

1.За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

2.Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

3.Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.

4.Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.

5.Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зелёный свет!
Остальным дороги нет!»

6.Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на жёсткий табурет
Вовсе претендентов нет.

VI. Первичное закрепление изученного .

1.Работа по учебнику с.56    №   73 (Слайд 8)

VII. Физкультминутка.

VIII. Работа по теме урока (продолжение) (Слайд 9-10)

1.Знакомство со словарём антонимов.

-Что такое антонимы?  Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка». (Показ словаря).

На с.142 учебника располагается небольшой словарь антонимов. Ознакомьтесь с ним.

2.Работа по картинкам.

-.Посмотри на картинки (слайды 11-16).  Подбери к ним  антонимы. Запиши.

3. Проверим себя (Слайд 17)

IX. Итог урока

"Скажу я слово ВЫСОКО,

 А ты ответишь : ... . (низко)

 Скажу я слово ДАЛЕКО,

 А ты ответишь : ... .(близко)

 Скажу я слово ПОТОЛОК,

 А ты ответишь : ... .(пол)

 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

 И скажешь ты : ... .(нашел)

 Скажу тебе я слово ТРУС,

 Ответишь ты : ... .(храбрец)

 Теперь НАЧАЛО я скажу,

 Ну, отвечай : ... .(конец)

       

X. Рефлексия

- Что нового узнал на уроке? Что такое антонимы? Для чего они нужны в речи? Оцени свою работу на уроке  

Домашнее задание: повторить  правило  на с. 54, стр. 57 №75 (Слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Что такое обращение ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Что такое обращениеЦели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их. Планируемые результаты:...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"

Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

Разработка урока.Русский язык.4 класс.Канакина. Что такое текст.

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: " Что такое текст"...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Урок русского языка 2 класс "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Тема: . Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение о...