Урок русского языка в 3 классе " Упражнение в правописании слов с разделительными ь и ъ знаками.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Нестерова Галина Васильевна

       Данный урок позволит упражнять детей  в правописании слов с разделительными Ь и Ъ знаками;  расширить представление учащихся о значении слов;

        обогатить словарный запас , развивать речь учащихся, а так же  прививать любовь к родному языку, желание проникнуть в тайну русского слова, прививать умение любоваться красотой и богатством русского языка, любить и беречь его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus._yaz.3_kl._i_znaki.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку

в рамках школьной декады русского языка

в 3 «А» классе МБОУ «СОШ № 2 г. Калининска»

по теме

«Упражнение в правописании слов с разделительными Ь и Ъ знаками»

http://pedlib.ru/books1/1/0317/image118.gif

Разработала и провела: учитель высшей категории

                                           Нестерова Г.В.

Цель:  

  • Упражнять в правописании слов с разделительными Ь и Ъ знаками;
  • Расширять представление учащихся о значении слов;
  • Обогащать словарный запас детей, развивать речь учащихся;
  • Прививать любовь к родному языку, желание проникнуть в тайну русского слова, прививать умение любоваться красотой и богатством русского языка, любить и беречь его.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока

Умную голову почитают смолоду.

  1. Минутка чтения

У нас урок русского языка

1-й ученик: Чтоб плыть по океану знаний,

                   Усвоить должны мы с вами,

        Что ничего не поймешь в науке,

        Не зная русского языка…

2-й ученик:        Не прочитаешь даже с очками,

        Не ответишь ни маме, ни папе

        Не поспоришь даже с друзьями,

        Изъясняться станешь руками

-Почему так важно изучать русский язык? (Это государственный язык, посредством языка люди общаются)

-А какая часть речи украшает нашу речь, делает ее ярче,богаче? (прилагательное)

-Найдите в прочитанном отрывке прилагательные и назовите их.

Очень красив наш русский язык.

-Кому из вас захотелось выучить наизусть слова Паустовского о русском языке, которые я читала вам на прошлых уроках? (Дети наизусть читают понравившиеся слова Паустовского, Куприна о русском языке)

  1. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы будем познавать тайны русского языка, любоваться его богатством, учиться красиво писать и говорить. А вместе с тем поупражняемся в правописании слов с разделительными Ь и Ъ знаками.

  1. Минутка чистописания

Зз   Зззз вз е а ъ о ь ж

-Назовите согласные буквы, гласные

-Дайте характеристику звуку [З]

-Какие буквы не обозначают звука?

-Какую роль играют в русском языке?

Залетел ветер в лес. Взъерошил он листья1 на деревьях.4 Испугался зайчишка, съежился от холода и страха.

-Прочитайте предложение. О каком времени года?

-Радует ли вас смена времен года?

-Чтоб ошибок избежать

  Зоркость будем развивать

  Сейчас проверить сможешь сам

  Свою внимательность к словам.

-Выполните разборы

  1. Повторяем то, что знаем.

Игра «Умники и умницы»

-Кто сегодня попробует себя в роли Знатока Грамматических наук и ответить на вопросы по изученным темам? (Учитель и дети задают «знатокам» вопросы по изученным темам).

  1. Словарная работа

-Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту и ко времени. А чтобы вы умели красиво говорить, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. В нашем языке тысячи слов.

У нас в гостях сегодня сам Словарь – Государь. Запишите слова, которые он принес.

Юноша

Женщина

Командир

Помощник        Как это назвать одним словом?

Сосед

Шофер

Товарищ

У многих их них интересная история. Изучая ее, мы можем ответить на вопросы: когда появилось слово, как произошло, что обозначало раньше.

,      http://justwilliam1959.files.wordpress.com/2009/05/bee.jpgА О  Е

ЧЕЛОВЕК

А теперь обратимся к истокам слова. Первоначально слово «человек» значило «дитя, потомок семьи, рода». Восходит слово к древним корням:

КЕЛ (ЧЕЛ) – «род, стая, толпа» и

ВЕК – «жизненная сила»

  1. Физминутка

Умел дело делать, умей и позабавиться

Хлопните всего лишь так

Если в слове мягкий знак

Твердый знак вы услыхали

Слово дружно все назвали

Хлопья, вьюга, подъем, объект, журчанье, подъезд, муравьи, разъярить, Илья, сыновья, съедобный, объявить, семья

Назовите фамилии ваших одноклассников, в которых есть разделительный Ь.

Васильева

Ильяшенко

  1. Закрепление

1) Игра «Узнай слово по его значению»

-снежная буря, метель (вьюга)

-недоеденные куски (объедки)

-мастерская по изготовлению одежды (ателье)

-неисправность, недостаток (изъян)

2) В русском языке есть слова близкие по значению, но разные по звучанию. Называются они СИНОНИМЫ

Синонимы вы найдете и в упражнении 168, а еще прочитав текст узнаете почему русский язык называют богатым. 

Запишите

Объяснить, разъяснить, втолковать (разг)2

3) Дома вы выполняли творческую работу, размышляли над вопросом «Почему русский язык называют богатым, великим, могучим?»

Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче человек выражает свои мысли. Послушаем как вы владеете словом. (Дети зачитывают отрывки из своих сочинений.

4) Работа с веером (дети показывают Ь или Ъ знак в слове)

Воробьи, объездил, вьюн, подъезд, съежился, муравьи, ручьи, объявление, гроздья, Дарья, съедобный, вьюга, хлопья.

  1. Итог урока

-Что повторяли на уроке?

-Когда пишется Ь и Ъ?

- Как называются слова разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению?

-Для чего синонимы нужны в речи?

-Как вы поняли, почему русский язык называют великим, богатым, могучим?

- Почему так важно изучить русский язык серьезно?

Любите и берегите наш язык. Ведь А.Н. Толстой предупреждал:

«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»

А тайны русского языка мы продолжим открывать на следующих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс.«Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Цели: закреплять изученные способы проверки слов с парными согласными в корне, формировать навык быстрого подбора проверочных слов и правильного выбора буквы для обозначения парного согласного...

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....

Конспект урока Русский язык 2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"

Конспект урока   Русский язык  2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"Тип урока: закрепление с использованием краеведческого материала...

Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.

Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.Цели: Упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим признак предмета и в подборе слов-признаков. Совершенствовать умение употре...

презентация урок русского языка 3 класс школа россии ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ.

презентация к уроку по ШКОЛЕ РОССИИ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ....