Урок по русскому языку "Заглавная буква в именах собственных", 1 класс, программа СРО Л.В.Занков
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Фисенко Кристина Юрьевна

Урок введения новых знаний, подходит для всех УМК, на уроке используются приемы ТРКМ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У С П Е Х СЕРДИЕ ТАРАНИЕ РИЛЕЖАНИЕ ЖЕДНЕВНЫЙ ТРУД ОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Слайд 2

ю а т и г и я х я м е ж ц э ф ч ъ о л ы ь

Слайд 3

Имена из прошлого П ервуша . В торак. Т ретьяк.

Слайд 4

Имена из прошлого Моё имя П лакса. Меня зовут Б ессон .

Слайд 6

«Меня звали, меня зовут, меня будут звать»

Слайд 7

Правописание имён, отчеств, фамилий людей.

Слайд 8

Цели: УЧИТЬСЯ …

Слайд 9

С. 36, упр.45

Слайд 10

Иван в Германии – Г анс в Италии – Д жованни во Франции – Ж ан в Польше – Я н в Англии – Д жон

Слайд 11

Два Ивана – солдатских сына

Слайд 12

Виктор Василий Алексей Ирина Юрий Игоревич Алексеевич Юрьевич Викторович Васильевич

Слайд 13

Из чего состоят слова? Как узнать сколько в слове слогов? Итог:



Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку, 1 класс с использованием технологии развития критического мышления, составила Фисенко К.Ю.

Тема:"Заглавная буква в именах собственных"

Цель: Введение новых знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
 Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:
Личностные- осознать важность написания заглавных букв в именах собственных
Метапредметные:

  • Регулятивные (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 1 кл./А.В.Полякова. М: Просвещение,2012, УМК «СРО Л.В.Занков».

                                                              Ход урока:

          1.Орг. момент    Прием  «круги по воде»

Желаю вам быть сегодня на уроке успешными.

-  Я дарю вам слово успех. Разбейте слово успех по буквам. На каждую букву подберите слово, обозначающее то качество, которое необходимо ученику, чтобы доиться успеха в учёбе.

У – усердие

С – старание

П – прилежание

Е –ежедневный труд

Х – хорошее поведение

 Повторим хором : «Один, два, три, четыре, пять, я хочу успешным стать.

Буду стараться, будет получаться»

2.  Актуализация знаний

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»:

  • Парная согласная букве г (к)
  • Третья буква в алфавите (В)
  • Сколько слогов в слове ребята (3)
  • Какая гласная в русском языке всегда стоит под ударением? (ё)
  • Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)
  • Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
  • Предыдущая в алфавите букве Я? (ю)
  • Какие буквы в русском языке звуков не обозначают? (Ъ,ь)
  • Как КАПЛЮ ПОМЕНЯТЬ в ЦАПЛЮ? (изменить первую букву)

Слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово?(Фамилия)

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                 

                       

-   Что такое фамилия? ( особое имя)

- Каким образом человек получает фамилию? (переходит от родителей)

- Что обозначает фамилия? (фамилия обозначает, что человек принадлежит к какой либо конкретной семье )  

     - Как вы думаете, где мы можем найти определение значения слова «фамилия»?

( в  словаре)

- ( СЛОВАРЬ:    Наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени)                    ЦОР

- Слово ФАМИЛИЯ  значит СЕМЬЯ . А вы знаете, что фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили предки, например, Москвины, Рязановы. Некоторые говорят о профессии : Сапожников, Конюхов,  Гончаров. Иногда фамилией становится имя матери: Марьин.

- Что ещё кроме фамилии есть у человека? (имя и отчество)        

   ИГРА «МЕНЯ ЗВАЛИ, МЕНЯ ЗОВУТ, МЕНЯ БУДУТ ЗВАТЬ»

Давайте поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать». Вот меня в детстве звали Кристиночка, а сейчас как зовут? А потом будут звать бабушка Кристина. А вас?

Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа)?

 Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена.

Рассказ учителя. У каждого человека на Земле есть свое имя. И дается оно с рождения. Раньше на Руси именам придавали особое значение и звучали они очень необычно. Сейчас такие имена вызывали бы смех, улыбку и удивление.

  - Малышу могли дать имя Волк, чтобы он был сильным и смелым. Того, кто родился в субботу,    называли Субботка. Первого ребенка в семье могли назвать Первуша, второго – Вторак, третьего – Третьяк. Крикливого, часто плачущего ребенка называли: Плакса, Бессон или Неупокой. И наоборот, всегда смеющегося и улыбающегося ребенка называли Смеяна. Имя могло отражать и черту характера ребенка. Умного ребенка называли Умник, вечно унылого – Прокислый, очень подвижного – Прыгунок, доброго и покладистого – Добрыня, тихого и спокойного – Тихоня. И даже от времени года зависело имя ребенка. Детей, родившихся зимой, называли Снежинка или Мороз, девочку, родившуюся весной называли Веснянка.

- Кто готов написать на доске имя и фамилию своего лучшего друга?

(2 человека записывают имена). Анализируем записанное.

- Так почему же Надя написала имя с большой буквы, а Тихомир с маленькой? Кто из них прав?

3. Определение темы и цели урока.

Ответить на вопрос нам поможет наш урок.

- Как вы думаете какой будет тема нашего урока? А зачем нужно это знать? (формулировка темы и цели урока)

Тема: Правописание имён, отчеств, фамилий людей.

Работа в парах по рядам. Прочитайте текст.

«КОРЗИНА ИДЕЙ»        УПРАЖНЕНИЕ ЕСТЬ В УЧЕБНИКЕ С.36, УПР 45

Прочитайте предложения

Какие задания вы можете предложить, работая с этим текстом? (НАЗЫВАЮТ)

Некоторые идеи нам пригодятся.                      

 1 ряд подчеркните в нём имена, 2 ряд – отчества, 3 ряд – фамилии. С какой целью мы будем работать с этим упражнением? (Чтобы узнать, какие слова пишутся с заглавной буквы)

    Сегодня в классе дежурит Коля Никитин. Помогает Коле Никитину Таня Орлова. Раздают тетради Надя Петрова и Ваня Ильин. Учительница Нина Васильевна проверяет домашнее задание.

Проверка.

1 ряд . Назовите имена. (Коля, Таня, Надя, Ваня, Нина)

- С какой буквы написаны имена?    

2 ряд. Прочитайте отчество. (Васильевна)

- Как написано отчество?

3 ряд. Прочитайте фамилии, имеющиеся в тексте. (Никитин, Орлова, Петрова, Ильин)      

- Как написаны фамилии?

- Сформулируйте правило: как пишутся имена, отчества, фамилии? (Имена, отчества, фамилии пишутся с заглавной буквы).

- Обратимся к учебнику, проверим верны ли наши предположения, с. 36 прочитайте правило в рамочке.

Оно полностью совпадает с нашим выводом.  

- Какие сведения  о языке записаны на след. странице прочитайте. Что такое орфограмма? ( написание слов по определённым правилам)  

ФИЗМИНУТКА

Встаньте, пожалуйста. Зарядку проведём следующим образом. Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, то вы приседаете. Услышав слово, которое пишется с большой буквы, вы поднимаете руки вверх. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена.

Юрий, космонавт, Андрей, кошка, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семёнова, Таня, тетрадь, Оля, Сергеевич.

Сколько было названо женских имён и сколько – мужских? (3 женских имени и 2 мужских)

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- А теперь попробуйте сами написать своё имя и фамилию у себя в тетрадях. С какой целью вы будете выполнять это задание? (проверить свои знания)

Проверьте друг у друга, посигнальте мне фонариками, как справился ваш сосед. Подчеркните орфограмму.

Вы отлично справились с этим заданием, знаете ли вы какое самое распространенное мужское имя на земле? (Иван)

От имени Иван в разных странах произошли другие имена (слайд). И хотя имена звучат по-разному, их объединяет одно общее правило. Какое? (Ответы детей)

- В русских народных сказках героев часто называют именем Иван. Назовите такие сказки. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и Серый волк», «Два Ивана»)

Предлагаю вам решить  логическую задачу и узнать, кто может быстро мыслить:  Меня зовут Иван. У моей сестры один брат. Как зовут брата моей сестры?

Или

Наш Иван любит гонять лодыря. Целый день Иванушка бьет баклуши. Ванечка палец о палец не ударит, чтобы помочь бабушке и маме. А если Ваня и работает, то спустя рукава.

- Сколько же братьев у девочки? (Один)

- Как его зовут? (Иван, Иванушка, Ванечка, Ваня)

- Вы назвали разные формы одного и того же имени.

- Назовите фразеологические обороты и замените их синонимами. (Бездельник, лодырь, лентяй)

ФИЗМИНУТКА

Проверим, кто из вас самый внимательный:

Встаньте те, чьё имя начинается с буквы В.

Встаньте те, чьё имя заканчивается на гласный звук.

Встаньте те, в чьем имени звуков больше, чем букв.

Встанут дети с одинаковыми именами.

- Как называются люди с одинаковыми именами? (тёзки)

- Как можно различить таких людей в одном коллективе? (по фамилии, по отчеству)

- Уточните, что такое отчество? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.)

Работа в парах.

Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор                                   Игоревич

Василий                                Алексеевич

Алексей                                Юрьевич

Ирина                                   Викторович

Юрий                                    Васильевич

- Что записано в этих столбцах?

- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей. Ваши идеи, что нужно сделать? «КОРЗИНА ИДЕЙ»

- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. (Соединяют стрелочками).

Проверка.

- А какую ловушку я вам приготовила?

- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

- Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы).

Предлагаю выполнить упражнения на выбор:

 

Первое самое легкое, это упражнение 47 (1) в учебнике на  с.38.  Нужно записать слова через запятую. Необходимо подумать, какие слова вы будете писать с заглавной буквы, а какие со строчной.

Второе посложнее. Спишите предложение. Вставьте вместо точек слова : сани, Саня.

У нашего  …  маленькие … .

роза, Роза

Маленькой   …    подарили    …   .

Третье самое сложное. Образовать фамилию, используя иллюстрацию, от названия животного и записать предложение.

 Коля (муха) и Оля (кошка или белка) – друзья.

Подумайте и выберите упражнение по силам.

Поднимите руку, кто выбрал 1 упражнение? 2-е? 3-е? О чем вы должны помнить?

Проверка на слайде. САМООЦЕНКА

«ТЕСТ»

«КЛАСТЕР»

4.  Итог урока

РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • хочу подарить комплимент …

- Какие знания, полученные на уроке русского языка, пригодятся вам в жизни?  В каких случаях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях.                 Москва: «Дрофа», 2008 год....

Презентация к уроку по теме "Большая буква в именах собственных"

Презентация к уроку по теме "Большая буква в именах собственных"...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...

Конспект урока на тему: Заглавная буква в именах собственных.

Цели: познакомить учащихся со словами, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (роза-Роза) Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственныес заглавной бук...

Технологическая карта урока обучение грамоте " Согласные буквы. Правописание имен собственных" ( 1 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: знакомство с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения определять имена собственные.Задачи урока:Дидактические:1. Учить правильному написанию имен со...