Главные вкладки

    Урок по русскому языку "Заглавная буква в именах собственных", 1 класс, программа СРО Л.В.Занков
    план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

    Фисенко Кристина Юрьевна

    Урок введения новых знаний, подходит для всех УМК, на уроке используются приемы ТРКМ

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    У С П Е Х СЕРДИЕ ТАРАНИЕ РИЛЕЖАНИЕ ЖЕДНЕВНЫЙ ТРУД ОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

    Слайд 2

    ю а т и г и я х я м е ж ц э ф ч ъ о л ы ь

    Слайд 3

    Имена из прошлого П ервуша . В торак. Т ретьяк.

    Слайд 4

    Имена из прошлого Моё имя П лакса. Меня зовут Б ессон .

    Слайд 6

    «Меня звали, меня зовут, меня будут звать»

    Слайд 7

    Правописание имён, отчеств, фамилий людей.

    Слайд 8

    Цели: УЧИТЬСЯ …

    Слайд 9

    С. 36, упр.45

    Слайд 10

    Иван в Германии – Г анс в Италии – Д жованни во Франции – Ж ан в Польше – Я н в Англии – Д жон

    Слайд 11

    Два Ивана – солдатских сына

    Слайд 12

    Виктор Василий Алексей Ирина Юрий Игоревич Алексеевич Юрьевич Викторович Васильевич

    Слайд 13

    Из чего состоят слова? Как узнать сколько в слове слогов? Итог:



    Предварительный просмотр:

    Урок по русскому языку, 1 класс с использованием технологии развития критического мышления, составила Фисенко К.Ю.

    Тема:"Заглавная буква в именах собственных"

    Цель: Введение новых знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
     Задачи:

    • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.
    • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
    • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

    Планируемые результаты:
    Личностные- осознать важность написания заглавных букв в именах собственных
    Метапредметные:

    • Регулятивные (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
    • Познавательные УУД – умение сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
    • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

    Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных.
    Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 1 кл./А.В.Полякова. М: Просвещение,2012, УМК «СРО Л.В.Занков».

                                                                  Ход урока:

              1.Орг. момент    Прием  «круги по воде»

    Желаю вам быть сегодня на уроке успешными.

    -  Я дарю вам слово успех. Разбейте слово успех по буквам. На каждую букву подберите слово, обозначающее то качество, которое необходимо ученику, чтобы доиться успеха в учёбе.

    У – усердие

    С – старание

    П – прилежание

    Е –ежедневный труд

    Х – хорошее поведение

     Повторим хором : «Один, два, три, четыре, пять, я хочу успешным стать.

    Буду стараться, будет получаться»

    2.  Актуализация знаний

    «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»:

    • Парная согласная букве г (к)
    • Третья буква в алфавите (В)
    • Сколько слогов в слове ребята (3)
    • Какая гласная в русском языке всегда стоит под ударением? (ё)
    • Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)
    • Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
    • Предыдущая в алфавите букве Я? (ю)
    • Какие буквы в русском языке звуков не обозначают? (Ъ,ь)
    • Как КАПЛЮ ПОМЕНЯТЬ в ЦАПЛЮ? (изменить первую букву)

    Слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово?(Фамилия)

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                     

                           

    -   Что такое фамилия? ( особое имя)

    - Каким образом человек получает фамилию? (переходит от родителей)

    - Что обозначает фамилия? (фамилия обозначает, что человек принадлежит к какой либо конкретной семье )  

         - Как вы думаете, где мы можем найти определение значения слова «фамилия»?

    ( в  словаре)

    - ( СЛОВАРЬ:    Наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени)                    ЦОР

    - Слово ФАМИЛИЯ  значит СЕМЬЯ . А вы знаете, что фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили предки, например, Москвины, Рязановы. Некоторые говорят о профессии : Сапожников, Конюхов,  Гончаров. Иногда фамилией становится имя матери: Марьин.

    - Что ещё кроме фамилии есть у человека? (имя и отчество)        

       ИГРА «МЕНЯ ЗВАЛИ, МЕНЯ ЗОВУТ, МЕНЯ БУДУТ ЗВАТЬ»

    Давайте поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать». Вот меня в детстве звали Кристиночка, а сейчас как зовут? А потом будут звать бабушка Кристина. А вас?

    Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа)?

     Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена.

    Рассказ учителя. У каждого человека на Земле есть свое имя. И дается оно с рождения. Раньше на Руси именам придавали особое значение и звучали они очень необычно. Сейчас такие имена вызывали бы смех, улыбку и удивление.

      - Малышу могли дать имя Волк, чтобы он был сильным и смелым. Того, кто родился в субботу,    называли Субботка. Первого ребенка в семье могли назвать Первуша, второго – Вторак, третьего – Третьяк. Крикливого, часто плачущего ребенка называли: Плакса, Бессон или Неупокой. И наоборот, всегда смеющегося и улыбающегося ребенка называли Смеяна. Имя могло отражать и черту характера ребенка. Умного ребенка называли Умник, вечно унылого – Прокислый, очень подвижного – Прыгунок, доброго и покладистого – Добрыня, тихого и спокойного – Тихоня. И даже от времени года зависело имя ребенка. Детей, родившихся зимой, называли Снежинка или Мороз, девочку, родившуюся весной называли Веснянка.

    - Кто готов написать на доске имя и фамилию своего лучшего друга?

    (2 человека записывают имена). Анализируем записанное.

    - Так почему же Надя написала имя с большой буквы, а Тихомир с маленькой? Кто из них прав?

    3. Определение темы и цели урока.

    Ответить на вопрос нам поможет наш урок.

    - Как вы думаете какой будет тема нашего урока? А зачем нужно это знать? (формулировка темы и цели урока)

    Тема: Правописание имён, отчеств, фамилий людей.

    Работа в парах по рядам. Прочитайте текст.

    «КОРЗИНА ИДЕЙ»        УПРАЖНЕНИЕ ЕСТЬ В УЧЕБНИКЕ С.36, УПР 45

    Прочитайте предложения

    Какие задания вы можете предложить, работая с этим текстом? (НАЗЫВАЮТ)

    Некоторые идеи нам пригодятся.                      

     1 ряд подчеркните в нём имена, 2 ряд – отчества, 3 ряд – фамилии. С какой целью мы будем работать с этим упражнением? (Чтобы узнать, какие слова пишутся с заглавной буквы)

        Сегодня в классе дежурит Коля Никитин. Помогает Коле Никитину Таня Орлова. Раздают тетради Надя Петрова и Ваня Ильин. Учительница Нина Васильевна проверяет домашнее задание.

    Проверка.

    1 ряд . Назовите имена. (Коля, Таня, Надя, Ваня, Нина)

    - С какой буквы написаны имена?    

    2 ряд. Прочитайте отчество. (Васильевна)

    - Как написано отчество?

    3 ряд. Прочитайте фамилии, имеющиеся в тексте. (Никитин, Орлова, Петрова, Ильин)      

    - Как написаны фамилии?

    - Сформулируйте правило: как пишутся имена, отчества, фамилии? (Имена, отчества, фамилии пишутся с заглавной буквы).

    - Обратимся к учебнику, проверим верны ли наши предположения, с. 36 прочитайте правило в рамочке.

    Оно полностью совпадает с нашим выводом.  

    - Какие сведения  о языке записаны на след. странице прочитайте. Что такое орфограмма? ( написание слов по определённым правилам)  

    ФИЗМИНУТКА

    Встаньте, пожалуйста. Зарядку проведём следующим образом. Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, то вы приседаете. Услышав слово, которое пишется с большой буквы, вы поднимаете руки вверх. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена.

    Юрий, космонавт, Андрей, кошка, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семёнова, Таня, тетрадь, Оля, Сергеевич.

    Сколько было названо женских имён и сколько – мужских? (3 женских имени и 2 мужских)

    ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    - А теперь попробуйте сами написать своё имя и фамилию у себя в тетрадях. С какой целью вы будете выполнять это задание? (проверить свои знания)

    Проверьте друг у друга, посигнальте мне фонариками, как справился ваш сосед. Подчеркните орфограмму.

    Вы отлично справились с этим заданием, знаете ли вы какое самое распространенное мужское имя на земле? (Иван)

    От имени Иван в разных странах произошли другие имена (слайд). И хотя имена звучат по-разному, их объединяет одно общее правило. Какое? (Ответы детей)

    - В русских народных сказках героев часто называют именем Иван. Назовите такие сказки. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван Царевич и Серый волк», «Два Ивана»)

    Предлагаю вам решить  логическую задачу и узнать, кто может быстро мыслить:  Меня зовут Иван. У моей сестры один брат. Как зовут брата моей сестры?

    Или

    Наш Иван любит гонять лодыря. Целый день Иванушка бьет баклуши. Ванечка палец о палец не ударит, чтобы помочь бабушке и маме. А если Ваня и работает, то спустя рукава.

    - Сколько же братьев у девочки? (Один)

    - Как его зовут? (Иван, Иванушка, Ванечка, Ваня)

    - Вы назвали разные формы одного и того же имени.

    - Назовите фразеологические обороты и замените их синонимами. (Бездельник, лодырь, лентяй)

    ФИЗМИНУТКА

    Проверим, кто из вас самый внимательный:

    Встаньте те, чьё имя начинается с буквы В.

    Встаньте те, чьё имя заканчивается на гласный звук.

    Встаньте те, в чьем имени звуков больше, чем букв.

    Встанут дети с одинаковыми именами.

    - Как называются люди с одинаковыми именами? (тёзки)

    - Как можно различить таких людей в одном коллективе? (по фамилии, по отчеству)

    - Уточните, что такое отчество? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.)

    Работа в парах.

    Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

    Виктор                                   Игоревич

    Василий                                Алексеевич

    Алексей                                Юрьевич

    Ирина                                   Викторович

    Юрий                                    Васильевич

    - Что записано в этих столбцах?

    - Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей. Ваши идеи, что нужно сделать? «КОРЗИНА ИДЕЙ»

    - Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. (Соединяют стрелочками).

    Проверка.

    - А какую ловушку я вам приготовила?

    - Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

    - Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы).

    Предлагаю выполнить упражнения на выбор:

     

    Первое самое легкое, это упражнение 47 (1) в учебнике на  с.38.  Нужно записать слова через запятую. Необходимо подумать, какие слова вы будете писать с заглавной буквы, а какие со строчной.

    Второе посложнее. Спишите предложение. Вставьте вместо точек слова : сани, Саня.

    У нашего  …  маленькие … .

    роза, Роза

    Маленькой   …    подарили    …   .

    Третье самое сложное. Образовать фамилию, используя иллюстрацию, от названия животного и записать предложение.

     Коля (муха) и Оля (кошка или белка) – друзья.

    Подумайте и выберите упражнение по силам.

    Поднимите руку, кто выбрал 1 упражнение? 2-е? 3-е? О чем вы должны помнить?

    Проверка на слайде. САМООЦЕНКА

    «ТЕСТ»

    «КЛАСТЕР»

    4.  Итог урока

    РЕФЛЕКСИЯ

    Сегодня на уроке я

    • узнал, открыл для себя…
    • научился, смог…
    • хочу подарить комплимент …

    - Какие знания, полученные на уроке русского языка, пригодятся вам в жизни?  В каких случаях?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс

    Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...

    Большая буква в именах собственных. 1 класс

    Презентация подходит к любому УМК...

    конспект урока Большая буква в именах собственных 1 класс планета знаний

    Конспект открытого занятия на тему "Большая буква в именах собственных" 1 класс Планета знаний...

    Презентация к уроку по теме "Большая буква в именах собственных"

    Презентация к уроку по теме "Большая буква в именах собственных"...

    Темы урока: Большая буква в именах собственных/ (1 класс)

    Данный конспект урока может быть полезен учителям первых классов, работающих по программе "Школа России" , по ФГОС....

    Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»

    Методическая разработка урока русского языка по теме         «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»...

    Презентация к уроку русского языка "Заглавная буква в именах собственных". 1 класс

    Тема урока: Заглавная буква в именах собственных. 1 класс. Программа "Начальная школа 21 века". Цели и задачи материала: активизация познавательной деятельности учащихся; помо...