Главные вкладки

    Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Белякова Ольга Леонидовна

    Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях.

                     Москва: «Дрофа», 2008 год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon r.yaz_.doc103 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Волхова Ленинградской области».

    Белякова Ольга Леонидовна

    Волховский район

    МОУ «Средняя  общеобразовательная школа №8

    г. Волхова»

    Педагогический стаж: 10 лет.

    Образование: среднее специальное.

    Вторая квалификационная категория.

    Конспект урока.

    УМК: самостоятельно составленный комплект.

    Предмет: русский язык.

    Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях.

                     Москва: «Дрофа», 2008 год.

    Тема: «Большая буква в именах собственных».

    Класс: 2 «В»

    Дата проведения: 24 октября 2008 года.

    Цели:

    1. Совершенствовать умения записывать имена собственные.
    2. Познакомить с понятиями нарицательное и собственное имя существительное.
    3. Развивать орфографическую зоркость.
    4. Совершенствовать общеучебные умения: умения анализировать свою работу и работу товарища, учить оценивать результат работы.
    5. Совершенствовать навыки каллиграфического письма.
    6. Способствовать развитию санитарно-гигиенических норм.

    Оборудование:

    1. Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
    2. Карточки с таблицей на каждого ученика.
    3. Демонстрационный материал для учителя.
    4. Сигнальные карточки, веер цифр.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. 

    Учитель.

    - Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. Проверьте посадку, положение тетради. Соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради число, слова «классная работа».

    - Сравните, пожалуйста, написанное в тетради с образцом записи на доске.

    1. Актуализация знаний.

    Учитель.

    - Сейчас я  буду читать  загадки, а вы на них отвечать. Если ответите правильно, то на доске появится карточка. Готовьтесь доказывать свой вариант ответа.

    Той девочки нет прекрасней,

    Той девочки нет умней,

          И Пьеро её воздыхатель,

    Целый день он поёт о ней.

     Варианты ответов детей.

     - Я думаю, что в этой загадке говорится о Мальвине. Она самая прекрасная и умная      

      девочка на свете. Пьеро посвящал ей свои стихи.

      (На доске появляется карточка со словом Мальвина).

    Учитель.

     - Слушайте следующую загадку.

    В Простоквашино живёт.

    Всё хозяйство там ведёт.

    Адрес точно я не знаю,

    Но фамилия морская.

      Варианты ответов детей

      - Я считаю, что  речь идёт о собаке Шарик, потому что он жил в    

          Простоквашино.

     - В этой загадке говорится о коте Матроскине. Он занимался хозяйство и фамилия

        у него была морская.

       (На доске появляется карточка со словом Матроскин).

    Учитель.

    - Продолжите фразу: Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич, Михайло …

    Варианты ответов детей.

     - Потапыч.

     (На доске появляется карточка со словом Потапыч.)

      Учитель.

     - Как звали корову кота Матроскина?

     Варианты ответов детей.

      -Корову звали Мурка.

      (На доске появляется карточка со словом Мурка.)

      Учитель.

    - Название деревни, в которой жил дядя Фёдор.

    Варианты ответов детей.

    - Деревня называется Простоквашино.

     Учитель.

     - Как называется город, в котором мы живём?

     Варианты ответов детей.

    - Город, в котором мы живем, называется Волхов.

    (На доске появляется карточка со словом Волхов.)

    Учитель.

    - На какой реке стоит город Санкт-Петербург?

    Варианты ответов детей.

    -Река называется Нева.

    (На доске появляется карточка со словом Нева.)

    Учитель.

    - Молодцы! Ответили на все вопросы правильно. На партах лежат листочки, возьмите их.

    - Рассмотрите и предположите, какое задание мы будем выполнять?

    Мальвина

    Матроскин

    Потапыч

    Мурка

    Простоквашино

    Волхов

    Нева

    Варианты ответов детей.

    - Я думаю, что нужно будет  заполнить таблицу.

    -- Я думаю,  нужно будет записать, что обозначает эти слова?

    - Может нужно записать название мультфильмов и сказок?

    - В первом столбике записаны все слова с заглавной буквы. Я думаю, что во второй столбик нужно будет записать слова с маленькой буквы.

    Учитель.

    - Напротив каждого слова вам нужно записать, что оно обозначает и обозначит все известные орфограммы.

    -  Если возникнут затруднения, поднимите карточку с вопросом.

    (Дети работают на карточках, один ученик у доски. Учитель оказывает индивидуальную помощь).

    - Проверим работу. (Работу проверяют самостоятельно, сравнивая работу с записью на доске).

    - Покажите сигнальную карточку те, кто не допустил ошибок. Нарисуйте звёздочку.

    - Кто допустил орфографические ошибки? Исправьте, пожалуйста, зелёной пастой.

    (Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).

    1. Создание проблемной ситуации.

    Учитель.

    - Подумайте, а как можно назвать полученную таблицу?

    Варианты ответов детей.

    - Правила написания заглавной и строчной буквы.

    - Я бы назвала эту таблицу «Маленькая и большая буква в именах существительных».

    Учитель.

    - У нас несколько версий. А  кто из ребят был прав,  узнаем, прочитав запись на доске.

    Имена существительные собственные и нарицательные.

    - Так на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?

    Варианты ответов детей.

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями.

    - Мы узнаем, что существительное бывает собственное и нарицательное.

    - Узнаем, как пишутся собственные и нарицательные имена существительные.

         4. Открытие нового знания.

     

    Учитель.

    - Сначала выясним, что обозначает слово собственное? Ваши варианты.

    Варианты ответов детей.

    - Собственное – это значит, находится  в собственности.

    - А я думаю, что это слово обозначает – моё. Например, моя рука, моя нога.

    Учитель.

    - У каждого человека есть собственные имена существительные. Как вы думаете какие?

    Варианты ответов детей.

    - Я считаю, что это имя, фамилия и отчество.

    Учитель.

    - А для  чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?

    Варианты ответов детей.

    - Я думаю, чтобы люди друг друга не путали.

    - Мне кажется, чтобы было различие между людьми.

    Учитель.

    - Какие ещё собственные имена существительные вы знаете?

    Варианты ответов детей.

    - Клички животных – это собственные имена существительные.

    - Названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.

    Учитель.

     - А как можно короче сказать, что это за названия? Где можно встретить названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.

    Варианты ответов детей.

    - Эти названия географические и их можно встретить на картах.

    Учитель.

    - Так как же пишутся собственные имена существительные?

    Варианты ответов детей.

    - Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

    Учитель.

    - Давайте, сравним ваше высказывание с правилом в учебнике. Открываем страницу 13.

    - Прочитайте правило.

    - Приведите свои примеры собственных имён существительных.

    (Варианты ответов детей).

    Учитель.

    - Предположите, а какие имена существительные называются нарицательными?

    (Варианты ответов детей).

    Учитель.

    - Названия множества предметов – нарицательные имена существительные. Как пишутся эти имена существительные?

    Варианты ответов детей.

    - Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

    - Я не согласна. Нарицательные имена существительные в начале предложения напишем  с заглавной  буквы

    1. Применение новых знаний.

    (На доске записаны слова:

    Москва. Шар. Гагарин. Ольга Петровна. Ракета. Дик. Собаки. Яна).

    Учитель.

    - Прочитайте слова, которые написаны на доске. Предположите, какое задание будем выполнять.

    Варианты ответов детей.

    - Нужно будет списать слова и обозначить орфограммы.

    - Наверное, нужно будет разделить слова на группы.

    -Я думаю, что нужно выписать сначала  собственные имена существительные, а потом нарицательные.

    Учитель.

    - Что объединяет эти слова?

    Варианты ответов детей.

    - Все слова написаны с большой буквы.

    - Все слова относятся к части речи – имя существительное.

    Учитель.

    - На какие бы группы вы разделили слова?

    Варианты ответов детей.

    - Имена существительные собственные и нарицательные.

    - Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

    - Слова, которые называют один предмет.  Слова, которые называют несколько предметов.

    - Слова, которые можно переносить. Слова, которые нельзя переносить.

    Учитель.

    - Молодцы! Вы назвали много группировок. Мы с вами будем записывать слова в два столбика:

              Собственные         Нарицательные

    имена существительные.                                          имена существительные.

    - Проверьте посадку, наклон тетради. Соблюдая правила каллиграфии, выполните задание.

    - Проверяем. Используем веер цифр. Я читаю слово, вы показываете, в какой столбик записали.

     ( Во время проверки на доске при помощи карточек появляется запись).

              Собственные         Нарицательные

    имена существительные.                                          имена существительные.

    Москва.                    Шар.

    Гагарин.                   Реки.

    Ольга Петровна.                       Ракета.

    Дик.                       Собаки

     Яна.

    - Покажите сигнал те, кто всё сделал правильно. Нарисуйте звёздочку.

    - Кто допустил ошибки?

    (Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).

    - Переходим к работе с учебником. Упражнение 240. Читаем задание.

    - Подчеркните эти слова по линейке в учебнике карандашом.

    - Сравните друг с другом. Проверяем.

    - Кто нашёл все слова, покажите сигнал.

    Варианты ответов детей.

    - Я нашла одинаковые слова по звучанию: с поля и Поля. Девочка Поля – имя. Поле- место, где растёт трава.

    - Серёжка – имя мальчика и серёжка это украшение.

             Физкультинутка.

    (Выполняется при открытом окне)

    Учитель.

    - Я читаю стихотворение, а вы его инсценируете. Я посмотрю, кто лучший актёр.

     Возвращаясь под вечер с поля,

    Потеряла серёжку Поля.

    Ту серёжку нашёл Серёжка

    Прибежал, постучал в окошко:

    - Отыскалась твоя серёжка!

    Учитель.

    - Молодцы!

    - А как будут звать детей, когда они вырастут? Назовите их полные имена.

    Варианты ответов детей.

    - Мальчика будут звать Сергей, а девочку – Полина.

    - Ещё девочку могут звать Апполинария.

    Учитель.

    - Выполним упражнение 239.

    Варианты ответов детей.

    - Роза – это название цветка. Нарицательное имя существительное, поэтому напишем с маленькой буквы. Имя девочки – Роза, напишем с заглавной буквы. Это собственное  имя существительное.

    (Аналогично дети дают объяснение другим парам слов).

    Учитель.

    - Предположите, какое задание можно выполнить, используя эти слова?

    Варианты ответов детей.

    - Я предполагаю, что нужно выписать собственные имена существительные.

    - Можно выписать нарицательные имена существительные.

    - Наверное, составить предложения с этими словами.

    - Я бы составил текст, используя данные слова.

    Учитель.

    - Один из вас догадался, что мы будем составлять предложения, используя данные слова.

    Варианты ответов детей.

    - Девочка Роза поставила в вазу розу.

    - Воздушный шарик поймал пёс Шарик и т. д.

    ( Записать в тетрадь, наиболее удачный вариант).

    Учитель.

    - Записываем предложение под диктовку.

    - Обозначить все знакомые орфограммы.

    (Один ученик работает за закрытой доской).

    - Проверяем.

    - Кто не допустил ошибок? Нарисуйте звёздочку.

    - Кто ошибся?

    (Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).

    1. Итог урока.

    Учитель:

    - Что нового узнали на уроке?

    ( Варианты ответов детей).

    Учитель:

    -Как полученные знания могут пригодиться в жизни?

    Варианты ответов детей.

    - Мы должны уметь правильно уметь записывать свои имя, отчество, фамилию.

    - Полученные знания на уроке, помогут при оформлении документов.

    - На уроке окружающего мира мы часто записываем географические названия и т.д.

    6. Оценивание. Домашнее задание.

    - Запишите домашнее задание: упр.241.

    - Подойдите со своими работами те ребята, которые нарисовали сегодня три звёздочки.

             

           

           

    Самоанализ урока.

    Краткая характеристика класса.

    Исходный уровень учащихся на начало 2007-2008 уч. г.

           Из 20 учащихся, поступивших в первый класс –  12 человек посещали детский сад , 8 человек не посещали детский сад.

    Общий уровень развития.

    Высокий

    1 человек

    ( 5 %)

    Выше среднего

    2 человека

    ( 10 %)

    Средний

    10 человек

    ( 50 %)

    Ниже среднего

    5 человек

    ( 25 %)

    Низкий

    2 человека

    ( 10 %)

     

            В данный момент в классе  обучается 19 человек. 8 мальчиков и 11 девочек.

    Высокий

    1 человек

    ( 5 %)

    Средний

    17 человек

    (90%)

    Ниже среднего

    1 человек

    (5%)

             В классе 19 учащихся. Присутствовало 19 учащихся.

    Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».

           С темой  «Заглавная буква в именах собственных» учащиеся познакомились в первом классе. Тема эта достаточно важная и многогранная. В данном классе это первый урок.

          Дети уже достаточно хорошо выполняют задания по данной  теме и практически не допускают ошибок. Поэтому на уроке я решила идти на опережение и познакомить детей с понятиями собственные и нарицательные имена существительные.

         Основной целью являлось совершенствовать умения записывать имена собственные. Весь материал  был отобран исходя из поставленной цели. На протяжении всего урока дети должны были в различных заданиях, указать, подобрать имена собственные, объяснить выбор заглавной буквы. На каждом этапе проводилась работа на усвоение нового материала.

      Актуализация знаний.

    На данном этапе урока дети увидели закономерность в таблице. В первом

    столбике помещены слова, которые написаны с заглавной буквы.

    Создание проблемной ситуации и открытие новых знаний.

    Новые знания учащиеся получали не от учителя, а добывали информацию

    самостоятельно, основываясь на ранее полученные знания. Проверили правильность своих суждений, опираясь на материал представленный в учебнике.

    Применение новых знаний.

    Выполняя задание на группировку, путём создания ситуации противоречия,

    учащиеся предлагали самые разные версии. Дети увидели 4 группировки слов.

    Результативность:

         Без ошибок выполнили группировку – 17 уч. (89%)

         Допустили 1-2 ошибки – 2 уч. (11%)

    Уровень самоконтроля:

     Высокий уровень – 1уч. (5%)

               ( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)

     Средний уровень – 1 уч. (5%)

     (исправил ошибку во время проверки)

    Задания представленные в учебнике помогали детям составлять

    связный устный ответ. Учащиеся сделали для себя вывод, что слова одинаковые по звучанию, могут различаться написанием и значением. Все дети нашли и обозначили их в стихотворении (100%).

              Проведение физминутки, тоже было связано с новой темой. Считаю, что проведение такой игры, способствует ещё лучшему запоминанию материала.

               Завершающее задание: составить предложения со словами одинаковыми по звучанию, но различными по написанию и значению. Было составлено много различных предложений, а самые удачные записаны.

    Результативность:

    Без ошибок записали слова с новой орфограммой в предложении –

     17 уч.(89%)

    Допустили 1-2 ошибки на новую орфограмму– 2уч. (11%)

    Уровень самоконтроля:

     Высокий уровень – 1уч. (5%)

               ( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)

     Средний уровень – 1 уч. (5%)

     (исправил ошибку во время проверки)

    Ещё одна задача, которую я ставила перед собой, развитие

    орфографической зоркости. Использовались слова, как с изученными орфограммами, так и с не изученными. В течение занятия были обозначены все орфограммы и названы все способы проверки. Дети на слух могут определить слабую позицию в слове.

    1. Запись слов в таблице.

    Без ошибок записали слова – 16 уч. (84%)

    Допустили 1-2 ошибки орфографические ошибки – 3 уч.(16%)

    Уровень самоконтроля:

     Высокий уровень – 1уч. (5%)

               ( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)

     Средний уровень – 2 уч. (10%)

     (исправил ошибку во время проверки)

    1. Группировка.

    Без ошибок списали слова – 18 уч. (94%)

    Допустили 1-2 ошибки орфографические ошибки – 1 уч.(5%)

    Уровень самоконтроля:

    Средний уровень – 1 уч. (5%)

     (исправил ошибку во время проверки)

    1. Запись предложения.

                 Без ошибок записали предложение – 15 уч. (79%)

    Допустили 1-2 ошибки – 4 уч. (21%)

    Уровень самоконтроля:

     Высокий уровень – 1уч. (5%)

               ( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)

     Средний уровень – 2 уч. (10%)

     (исправил ошибку во время проверки)

    Низкий уровень – 1 уч. (5%)

    ( не исправил ошибки)

         В течение урока совершенствовались навыки каллиграфического письма. Работа велась индивидуально и фронтально.

    Анализ тетрадей:

    Тетрадей с хорошей каллиграфией – 10 (53%)

    Тетрадей с удовлетворительной каллиграфией – 9 (47%)

           Особое место на уроке отводилось развитию санитарно-гигиенических норм. До урока кабинет был проветрен. В течение всего урока следила за  посадкой детей при письме,  положением тетради на парте. Учащиеся выполнили физминутку.

               В течение всего урока совершенствовались общеучебные навыки учащихся при выполнении практических работ, работе с учебником, работе в паре. Учились наблюдать, обобщать, делать выводы.

                На уроке все дети были активны.            

                В течение урока были опрошены все дети. Звучала монологическая речь учащихся.

               В конце урока дети сделали очень важный вывод для себя, что

    полученные знания им пригодятся в жизни.

              Атмосфера в классе была спокойная, доброжелательная.

              Считаю, что урок получился результативным. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.

         

       

         

           

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс

    Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...

    Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"

    В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....

    Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.

    Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...

    Урок по русскому языку по теме "Большая буква в именах собственных" 1 класс

    ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных именсуществительных. "      ЗАДАЧИ:-формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать и...

    Разработка открытого урока русского языка в 1 классе на тему: "Большая буква в именах собственных"

    Урок русского языка был проведён на кожуунном этапе конкурса "Учитель года-2017" по теме:"Большая буква в именах собственных" в 1 "а" классе...

    Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»

    Методическая разработка урока русского языка по теме         «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»...

    План - конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме "Большая буква в именах собственных"

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе составлена по ФГОС....