Главные вкладки

    Урок по русскому языку по теме "Большая буква в именах собственных" 1 класс
    методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

    Макаренко Анджелика Валерьевна

     

    ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных имен

    существительных. "      

    ЗАДАЧИ:

    -формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

    -развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

    -воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; . -расширять кругозор учащихся.

    НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ:

    компьютер, мультимедийный проектор,эгеран, мультимедийное приложение, таблицы для индивидуальной работы, тренажёр Л.Г. Масько.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok1.docx22.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: Большая буква в именах собственных.

    ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных имен

    существительных. "             •*:

    ЗАДАЧИ:

    -формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

    -развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

    -воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; . -расширять кругозор учащихся.

    НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ:

    компьютер, мультимедийный проектор,эгеран, мультимедийное приложение, таблицы для индивидуальной работы, тренажёр Л.Г. Масько.

    Слайд 1. Заставка.

    Слайд 2. Путь к познанию.

    Вступительное слово учителя:        ^

    - Ребята, у вас хорошее настроение? Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. • ,;

    Шагаем по ступеням по щелчку мыши НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД

    * Слайд 3, Подумай.

    - Дети, у каждого из вас на партах таблички, которые мы должны заполнить. Ответы на загадки и вопросы записываем в левую колонку.

    По щелчку мыши появляются задания. А в таблице после ответов детей слова-отгадки.

    1. Той девчонки нет прекрасней Той девчонки нет умней, И Пьеро, её вздыхатель, Целый день поёт о ней.   (Мальвина)

    2. В Простоквашинр. живёт Всё хозяйство там ведёт. Адрес точно я не знаю, Но фамилия морская.   (Матроскин) *

    3. Продолжите фразу:

    Лиса Патрикеевна, Кот Котофеевич и Михайло ... (Потапыч)

    4. Как звали любимую корову кота Матроскина?

    5. В какой деревне жил дядя Фёдор со своими друзьями (Простоквашино)

    6. Где жили Чук и Гек со своей мамой? (Москва)

    7. Главная река Краснодарского края.   (Кубань)

    - Что обозначает каждое из записанных вами слрв? Запишите в правую колонку

    В правой колонке появляются слова после заполнения ее учениками по щелчку мыши (для самоконтроля).

    1

    Мальвина

    имя

    2

    Матроскин

    фамилия

    3

    Потапыч

    отчество

    4

    Мурка

    кличка

    5

    Простоквашино

    деревня

    6

    Москва

    город

    7.

    Кубань

    река

    - Что можете сказать о записанных словах? ' ,;

    - Как назовём таблицу?

    Над таблицей по щелчку мыши появляется название таблицы «Имена

    собственные»

    - Как вы думаете, почему последняя строка пустая? (высказывания детей)

    - Сегодня тема нашего урока «Большая буква в именах собственных».

    - Новая ли для вас эта тема («Нет, не новая»)?

    - Вспомните, когда мы с ней познакомились?

    Подготовленный ученик читает стихотворение: •

    Ставится буква у строчки в начале,

    Чтобы начало все замечали.

    Имя, фамилия, пишутся с нею, .                *

    Чтобы заметней им быть и виднее, ;

    Чтобы звучали громко и гордо.

    Имя твоё, имя улицы, города.

    Буква большая - совсем не пустяк.

    В букве большой уважения знак. :

    - Правильно! Тема эта достаточно важная, многогранная, и нам придется ещё не раз к ней возвращаться.

    V •       .

    Слайд 4. Группировка.

    - Распределите слова на две группы:

    Москва. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик.

    Собаки. Яна.

    Возможные варианты группировки (устно):

    1.   М. р.- Ж. р.

    2.   Собственные - нарицательные.

    3.   Мн.ч. - Ед. ч.

    4.   Одушевлённые - Неодушевлённые

    5.   Переносится - не переносится.

    6.   Ударение на первом и на втором слоге.

    - Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы. (Москва, Гагарин, Ольга Петровна, Дик, Яна). Как называется эти слова? (имена собственные). По щелчку мыши имена собственные выделяются.

    - Выпишите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы, в зависимости от места слова в предложении. Как называются эти слова? (нарицательные). Когда они пишутся с большой буквы? (в начале предложения). По щелчку мыши имена нарицательные подчёркиваются.

    Слайд 5. Составь предложение.

    -Составь и напиши предложения с данными словами:.   »

    Соловьёв. Пение. Сережа. Слушал. Соловьёв.

    (Серёжа Соловьёв слушал пение соловьев.)

    По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы

    детьми на экране появляется вариант предложения.

    * Слайд 6. Составь предложение.

    Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Скворцов. Сделал.

    (Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.)

    По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы

    детьми на экране появляется вариант предложения.

    - Назовите имена собственные. По щелчку мыши задание проверяется. Слайд 7. Разбор предложения.

    - Подчеркните грамматическую основу предложения.

    По щелчку мыши задание проверяется.

    Учитель обращает внимание детей на то, что подлежащее может быть

    выражено двумя существительными. В данном случае имя и фамилия.

    Слайд 8. Полина серёжка.

    На экране появляется текст стихотворения. ^

    Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла серёжку Поля. Ту серёжку нашёл Серёжка Прибежал, постучал в окошко:

    - Отыскалась твоя серёжка.

    - Почему одни и те же слова пишутся то с маленькой, то с большой буквы?

    - Как будут звать детей, когда они вырастут? Назовите их полные имена.

    Физминутка. Упражнения на коррекцию зрения (Разработка Л.Г. Масько) Переход по гиперссылке на презентацию по коррекции зрения.

    Слайд 9. Почему так? *

    Работа над новым материалом «Кавычки». Постановка проблемы.

    На экране по щелчку мыши появляются пары картинок:

    А) рисунок собаки (под ней написано Тузик)', рядом конфета, а на ней

    написано «Тузик»

    Б) сказочный домик, под ним написано теремок', книжка с названием

    «Теремок»

    Слайд 10. Почему так? ч

    В) горизонт, магазин «Горизонт»

    Г) г. Тихорецк, газета «Тихорецкие вести».

    •. . Разбор картинок с пояснениями учителя.

    + Слайд 11. Обобщение.

    - Когда употребляются кавычки в письменной речи с именами собственными?

    - Ребята, а какие газеты выписывают в вашей семье? (ответы учеников).

    - О чём пишут в газетах?   (ответы учеников).

    - Сейчас у нас много средств массовой информации. А как люди раньше узнавали о новостях?   Заслушиваются ответы детей.

    Сделать вывод об употреблении в письменной речи кавычек с именами

    собственными.

    Слайд 12. Фразеологизм.

    - Много лет назад в Москве для зачтения важных указов царя народ собирался на Ивановской площади в Кремле. Свое название площадь получила от колокольни Ивана Великого. Она была Ъамым высоким зданием в Москве. Глашатаи громко зачитывали царские указы и другие важные распоряжения. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко,

    кричал «во всю Ивановскую».

    Дети приходят к выводу, что Ивановская площадь тоже имя собственное.

    Слайд 13. Знаешь ли ты названия мультфильмов? .

    Работа по учебнику. Упражнение 100.

    Картинки из мультфильмов появляются на экране. Беседа с учащимися. Щелкнуть мышью по изображению. Вместо него появляется название мультфильма.

    Названия мультфильмов записать в тетрадь.

    Слайд 14. Вывод.

    Заполнить 8-ю строку таблицы.

    1

    Мальвина

    Имя

    2

    Матроскин

    Фамилия

    3

    Потапыч

    Отчество

    4

    Мурка    ,

    Кличка

    5

    Простоквашино

    Деревня

    6

    Москва

    Город

    7.

    Кубань

    Река

    8.

    «...»

    ???

    - Ребгтта, теперь вы можете заполнить последнюю строку таблицы?

    Высказывания детей. Заполняется таблица. ^

    +

    Слайд 10. Рефлексия. Собирание цветка.       :

    - Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.

    Дети выбирают из палитры цвета в нижней части экрана желаемый цвет. После щелчка мыши в избранный цветной:кружок окрашиваются лепестки цветка на рисунке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

    УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....

    Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс

    Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...

    Открытый урок во 2 классе. Провела учитель начальных классов Севастьянова О. В. Предмет: Русский язык Тема: «Заглавная буква в именах собственных

    Урок закрепления новых знаний. Дети закрепляют знания о правописании имен собственных. Урок построен в игровой форме с использованием заданий поискового, творческого  характера, способствующих ра...

    Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2

    Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях.                 Москва: «Дрофа», 2008 год....

    урок русского языка "Правописание большой буквы в именах собственных"

    Предлагаю вниманию коллег урок русского во втором классе по программе «Школа -2100» по теме «Алфавит. Большая буква в именах собственных». Работаю по учебнику русского языка для 2-го класса (1-4) авто...

    3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"

    Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Именительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и п...

    3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"

    Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Родительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и пре...