Урок-игра по русскому языку « Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Фасгиева Галина Тагировна

Формирование интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_po_rus_yaz_2_klass.docx87.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по русскому языку

«Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Учитель: Фасгиева Галина Тагировна

УМК: «Перспектива»

Тема урока: «Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Форма проведения:  урок-игра.

Цель: закрепить навык правописания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

 Задачи урока:

  1. закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;
  2. способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;
  3. развивать орфографическую зоркость учащихся;
  4. воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты

Метапредметные

Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям.

Наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные

Различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения.

Грамотно писать слова с орфограммой «Гласные после шипящих»

Личностные

 Осознание собственных достижений при освоении учебной темы; позитивное отношение к результатам обучения.

 Оборудование:  Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык», интерактивная доска, интерактивная энциклопедия по русскому языку, листы с заданиями, листы для рисунков, М.Ю. Полникова «Дидактическая тетрадь по русскому языку», цветные карандаши, фломастеры, фишки.

Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок, 
Начинается урок. 
На меня все посмотрели 
Улыбнулись и присели. 

2.  Актуализация опорных знаний. 

- Ребята, сегодня наш урок мы начнём со стихов.

Учащиеся читают стихи.

  1. В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

 

  1. В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

 

  1. В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу  учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Правильно, о правописании слов  с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

-  Урок у нас сегодня необычный, а называется он «Клуб весёлых и находчивых» (КВН)

-  Вам необходимо разделиться на две команды, выбрать капитанов и придумать название своим командам. Далее каждая команда получает задания и выполняет их (ребята сами выбирают себе задания, а также помогают в команде друг другу)

Оценивать конкурсы и выставлять баллы будут жюри. Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов.

- Итак, мы начинаем нашу игру, желаю всем успехов!

- На доске появляется слайд.

http://www.mmgp.ru.nykaotnimi.ru/goods_img/goods1/gr_20931/20931258/b_20931258_0.gif

Конкурсы.

  1. Конкурс «Капитанов»

Капитанам нужно правильно произнести скороговорку.

1 команда

 В кустах душистого жасмина

 Живёт ежиха Жозефина.

2 команда

Среди душистой травушки                

Сидит пушистый заюшка.

  1. Конкурс «Нарисуй скороговорку»

Капитаны отдают командам свои скороговорки и ребята рисуют к ним рисунки.

Пальчиковая гимнастика.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте трубочки,
Разомните пальчики!

Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
Трубка наша загорится!

Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.

Вот за партами ребята
Расшалились, как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.

В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.

Раз огромный крокодил
Табуретку проглотил.
А теперь разинул пасть:
Как бы парте не пропасть!

  1. Конкурс «Ошибки Незнайки!»

Ребята получают листы с текстом и исправляют ошибки.

Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще.

Разрослись там вшырь кусты шыповника.

Укололся я о шыпы и упал как чюрбан.

Смотрю, в кустах – хижына!

Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю.

Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище!

  1. Конкурс «Допиши слово или отгадку»

Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши, чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ . 

***
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ . 

***
Если с крыши потекло
И сугробы ниже – 
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ . 
***
По полям бегут ручьи,
На дорогах … 
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.
***
Покружилась в воздухе 
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _ )

***
Белые горошки 
На зеленой ножке. (Это _ _ )

***
Клубок, да не пуш_стый.
Колючий, да ерш_стый. (Это _ )

***

Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _ )

  1. Конкурс «Один - много» 

Напиши слова во множественном числе.

Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

Музыкальная физкультминутка «Утренняя гимнастика с Серебрянкой»

  1. Конкурс «Допиши слова»

Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Коровы - м________, птецы - п__________, змея- ш__________, сычи - кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы - ст________.

  1. Конкурс «Замени слова»

Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой "жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Ароматный чай - д_____________ чай,

просторные улицы - ш_____________ улицы,

толстый кот - ж____________ кот,

мохнатые ели - п_____________ ели,

огромные лужи -б ___________ лужи,

прекрасный малыш - заме____ый малыш,

  1. Конкурс «Кто быстрее!»

Интерактивная энциклопедия по русскому языку для начальной школы. Вставить пропущенные буквы в слова.

  1. Конкурс «Наша история»

Учебник с.77 упр.113, составить текст по опорным словам.

  1. Конкурс «Посмотри и напиши»

Дидактическая тетрадь с.21 упражнение 3

 Подведение итогов. Рефлексия. Вручение медалей победившей команде.

– Что на уроке было самым интересным?
– Что на уроке показалось вам самым трудным?
– Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу на уроке.


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс. "Буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши"

Школа России. Русский язык 2 класс. Буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-щи....

План-конспект урока русского языка на тему :«Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу -щу»

План-конспект урока русского языка по программе «Школа России» учебник Канакина, Горецкий 2 класс 2 часть...

Конспект урока по русскому языку на тему : " Буквосочетания чк,чн и щн"

Конспект урока  по русскому языку на тему:  «Буквосочетания чк, чн, щн». 1 класс, УМК  Л. В. Занков, учебник:  « Русский язык» Полякова А.В.Подготовила: Григорьева Е.С. учитель нач...

Презентация к уроку игра КВН по русскому языку" для учащихся 1 класса

Презентация к уроку - игре "КВН по русскому языку"  Страна Словария для учащихся 1 класса - вариант развития интереса к русскому языку....

Урок - игра "Аукцион" по русскому языку. Обобщение по теме "Предложение"

Класс разбивается на группы. Все команды выполняют одинаковые задания, каждое из которых в игре названо "лот". Всего их 5. Первый лот -"Речь". Дети должны определить вид речи(устна...