Главные вкладки

    Грамматические разборы по русскому языку в начальной школе
    учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

    Иванова Екатерина Семёновна

     

    «Грамматические разборы по русскому языку в начальной школе»

            В связи с возникающими вопросами о порядке выполнения грамматических разборов, их письменного оформления  в начальной школе возникла необходимость выпуска данных методических рекомендаций.

     

    Грамматические разборы способствуют:

    А) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;

    Б) формированию орфографических умений и навыков;

    В) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;

    Г) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    А У О Э Ы

    Л М Н Р Й

    Б  В  Г  Д  Ж  З

     Ъ

    Я Ю Ё Е И

    П Ф  К  Т  Ш  С

      Х  Ц  Ч  Щ

     Ь

    1 .ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА.

    Большая - [б а л' ш а й' а ]-3 слога,7 букв,7 звуков,3 гласных,4 согласных

    б- [б]-согласный, звонкий парный, твёрдый парный

    о- [а]-гласный, безударный

    л- [л']-согласный, звонкий непарный, мягкий парный

    ь- [ -]

    ш- [ш]-согласный, глухой парный, твёрдый непарный

    а- [а]-гласный, ударный

    я    [й']-согласный, звонкий непарный, мягкий непарный

          [а]-гласный, безударный

    2. ОБРАЗЕЦ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА ( ПО СОСТАВУ )

    Порядок разбора

    например

    1. окончание  
    2. основа
    3. корень
    4. приставка
    5. суффикс

    ПОДГОТОВКА      СОБИРАЮСЬ       ЗАГОРАТЬ

    ГОВОРИЛА            ОКРУЖНОСТЬ       ВЛЕВО

    3. ПОРЯДОК И ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА.

    1).    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

    I. Часть речи. Общее значение.

    II. Морфологические признаки.

    Начальная форма

    Постоянные признаки

    Непостоянные признаки

    И. п., ед.ч.

    а) собственное или нарицательное;

    б) одушевлённое  или неодушевлённое;

    в) род;

    г) склонение.

    а) падеж;

    б) число.

    III. Синтаксическая роль в предложении.

    Например: (в) воде- им.сущ.; н.ф.- вода, нарицательное, неодушевлённое, ж.р.,1-ескл.;  

                          П.п., ед.ч.;   роль обстоятельства места.

     

    2).    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

    I. Часть речи. Общее значение.

    II. Морфологические признаки.

    Начальная форма

    Непостоянные признаки

    И. п., ед.ч., м.р.

    а) падеж; б) число,  в). род( в ед. ч)

    III. Синтаксическая роль.

    Например:  февральский ( воздух ) - им. прил.; н.ф.- февральский, И.п., ед.ч, м.р.;

                          роль определения.

    3).    ГЛАГОЛ

    I. Часть речи. Общее значение.

    II. Морфологические признаки.

    Начальная форма

    Постоянные признаки

    Непостоянные признаки

    неопределённая

    (инфинитив)

    а) вид;

    б) спряжение

            а) число,

            б) время (если есть)

             в) лицо (если есть)

            г) род ( если есть )

    III. Синтаксическая роль.

    Например:     мчится - гл.;  н.ф.- мчаться,  несовершенный  вид;  I спр.;  ед.ч.,  наст. вр.,

                     3-е лицо; роль сказуемого.

    4. ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА.

    1. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

    • Выделить словосочетание из предложения.

    • Определить вид словосочетания: глагольное или именное.

    • Найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они являются; указать строение.

       

    свернули в лес  (глагол + существительное)

                             

    красные мячи  (прилагательное + существительное)

    II . ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

    Я не видел реки великолепнее Енисея.

    Это предложение простое, двусоставное, распространённое, полное;

    ( по цели высказывания) повествовательное, (по интонации) невосклицательное.

    III.    СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

    Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу.

    Это предложение сложное, союзное, сложносочинённое;

    ( по цели высказывания) повествовательное,  (по интонации) невосклицательное; состоит из двух простых предложений:

    первое - Машина застопорила.

    второе - Катер медленно причалил к берегу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Схемы разборов по русскому языку для начальной школы

    Материал помогает соблюдать последовательность выполнения разборов по русскому языку....

    Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе.

    Памятка для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе. Ученики могут пользоваться этой памяткой при выполнении заданий как дома, так и на уроках. В памятке представлены разные виды разбо...

    "Грамматическое лото" на уроках русского языка в начальной школе.

    Позволяет быстро и интересно повторить материал по теме грамматика, используя любой текст....

    Виды разборов по русскому языку в начальной школе

    Образец морфологического, фонетического разборов по русскому языку....

    Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе по УМК "Система Занкова"

    В данной работе представлен подробный план и  подробное описание этапов фонетического разбора с наглядными примерами. Материал будет полезен как для учителей начальных классов, так и для родителе...

    Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе.

    Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе....

    Формирование грамматических навыков на уроках русского языка в начальной школе.

    В данной статье описаны способы и методы формирования грамматических навыков...