Урок русского языка по теме "Обозначение мягкости согласного мягким знаком". 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Марина Владимировна Воропаева

Урок русского языка. 2 класс. Школа России. Урок с элементами применения мнемотехнического плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе

по теме "Обозначение мягкости согласного мягким знаком"

Тип урока: Урок усвоения нового материала (по Конаржевскому Ю.А. «Анализ урока», Москва, 2003г.).

Форма: Работа в группах и парах статичного состава.

Ведущий метод: Проблемно-поисковый с опорой на научность.

Учебная задача: Формирование и совершенствование фонетико-графических знаний и умений учащихся в обозначении мягкости согласного звука мягким знаком.

Цели:

  • Обучающие:
  • Уточнить представления о мягком знаке (ь) как знаке обозначения мягкости согласного звука на письме.
  • Формировать умение соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком, подбирать примеры слов с мягким знаком, правильно писать слова с мягким знаком.
  • Развивающие:
  • Развивать умение соотносить произношение и написание слов с мягким знаком, обозначать мягкость согласного на конце слова и перед другими согласными мягким знаком.
  • Развитие зрительного и слухового внимания, мыслительных операций.
  • Совершенствовать орфографические умения.
  • Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
  • Воспитывающие:
  • Развивать умение оценивать результаты своего труда.
  • Формировать нравственные качества (совесть, бережливость, скромность).

Оборудование.

  • Учебник «Русский язык» - 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2006г.
  • Таблица букв для минутки чистописания.
  • Индивидуальные листы с заданиями развивающего характера.
  • Игра «Грамматический хоккей».

Место в разделе: седьмой урок (из 16 уроков) по теме «Согласные звуки и буквы для их обозначения».

Примечание: В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам и результат опыта работы на данном уроке.

I. Организационный момент

II. Повторение. Работа со словарными словами.

Я озвучиваю лексическое значение слова, а вы записываете это словарное слово.

  1. Про этот месяц говорят, что он год кончает, а зиму начинает. (декабрь)
  2. Узкие металлические полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. (коньки)
  3. Небольшая лесная певчая птичка, с красной грудкой (у самцов). (снегирь)
  4. Сильный ветер со снегом, синоним – вьюга. (метель)
  5. Первый месяц года. (январь).
  6. Верхняя одежда, надеваемая поверх платья, костюма. (пальто)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте с опорой на образец словарный диктант.

Декабрь, коньки, снегирь, метель, январь, пальто.

Покажите карточкой как вы справились со словарным диктантом? Кто может похвалить своего соседа и за что?

Определите на какую тему все эти слова? (Зима).

Выполните одно из заданий:

  1. Выберете одно слово и составьте с ним предложение.
  2. Выберете два слова и составьте с ними одно предложение.

Прочитайте предложение друг другу. Можно попросить соседа показать тетрадь, чтобы оценить запись. Выслушайте друг друга, похвалите. Давайте прочитаем несколько предложений.

Посмотрите ещё раз на словарные слова. Какая буква есть в каждом слове (ь).

Тема нашего урока «Мягкий знак(ь) как показатель мягкости согласного звука на письме».

II. Чистописание. 

 Начнём с минутки  чистописания.

- Что это за буква? (мягкий знак).

- Из каких элементов она состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала)

Мы прописываем мягкий знак в соединении. Проверили наклон тетради, посадку, посмотрели на образец, работаем.

ььь ььь ььь

III. Актуализация знаний.

Что вы знаете о букве «мягкий знак»?

- Какая особенность у этой буквы? (Она не обозначает звука)

А какую же работу в русском языке выполняет эта буква? (Она указывает на мягкость предшествующего согласного звука)

Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

IV. Игра «Слушаем звук». (Слуховой диктант)

Приготовьте синюю и зелёную карточки. Возьмите синюю в правую руку, а зелёную в левую руку. Я называю слова. Если на конце слова твёрдый согласный, то вы показываете синюю карточку, если на конце слова мягкий согласный – зелёную.

Дом, конь, сыр, рис, рысь, угол, день, стол, мост, соль, мел, кот, тень.

V. Работа с пословицами. Учебник стр. 124, №202.

Прочитайте пословицы. Давайте объясним их смысл.

Скромность всякому к лицу.

Скромность -  черта характера человека, выражающаяся в следующем:

умеренность во всех требованиях;

отсутствие стремления к роскоши;

отсутствие стремления первенствовать, показывать себя;

соблюдение рамок приличия;

степенность в общении с другими людьми.

Бережливость – не скупость.

Бережливость - действия, которые приводят к умеренному расходу каких-либо ресурсов. Синоним – экономность, расчётливость.

Совесть – верный советчик.

Совесть - внутренний самоконтроль, умение требовать от себя и оценивать свои поступки.

Какие хорошие качества вы хотели бы видеть в людях? Кто на ваш взгляд из одноклассников обладает такими хорошими качествами?

Выберете слова с мягким знаком. Запишите любую пословицу по памяти, прочитав её 3 раза. Подчеркните ь. Проверьте по учебнику.

VI. Работа СЗА.

Давайте прочитаем напоминалочку от Совушки – совы.

Задание:

  1. Выберете одно из четырёх слов для звукового анализа.
  2. Запишите письменно на следующей строке.
  3. Проанализируйте звуковой состав, начиная с гласных.
  4. Запишите количество букв и звуков.
  5. По желанию - Составьте транскрипцию.

Какую роль выполняет мягкий знак?

Проанализируйте, где может находиться в слове мягкий знак?

А где не может? (В начале слова)

А какой буквы «мягкий знак» не бывает? (заглавной)

Упражнение №203.

Прочитайте.

Что обозначает каждое слово?

Отчего изменился смысл слова?

Что можно сказать о количестве букв и звуков в этих словах?

К какому слову эта схема (мел)? Что надо изменить в схеме, чтобы она подошла к слову мель?

К какому слову эта схема (галка)? Что надо изменить в схеме, чтобы она подошла к слову галька?

Вывод: От мягкого знака может зависеть смысл слова.

Теперь попробуйте исправить ошибку так, чтобы смысл предложения не нарушался. Спишите, исправляя ошибки.

  1. Грамматический хоккей.

Работаем по колонкам

Фамилия, имя:

Оцени

1. Какая буква звука не обозначает?

  1. ь
  2. й
  3. я

 

2. Какое слово будет лишним?

  1. тень
  2. кольцо
  3. урок

 

3. Подбери пару к слову конь.

  1. кот
  2. кон
  3. кол

 

4. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков тюл…пан, окун…ки, пен… .

  1. согласную
  2. гласную
  3. мягкий знак

 

5. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков?

  1. а, о, у, ы, э.
  2. е, ё, ю, и, я, ь.

 

Самопроверка теста.

Учитель: Взгляните на экран, найдите ключ к тесту. Проверьте свою работу. За каждый правильный ответ поставьте себе «+». Посчитайте все свои знаки «+». А теперь внимание на экран: если у вас 5 плюсов – вы молодец! Если 4 – очень хорошо! Если 3 – неплохо! 1 или 2 – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт! Если 0 – сегодня не ваш день, но у вас всё получится!

VI. Итог урока.

Учитель: - Что познавательного было в сегодняшнем уроке? - А чем запомнится вам наш урок?

Завершение сюжетной линии урока.

Учитель: Вы замечательно потрудились! И я думаю, что Робот остался доволен знакомством с вами. А сейчас ему пора домой на свою родину звезду Альдебаран в

Определение уровня эмоционального комфорта учащихся

Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке).

VII. Домашнее задание по уровням: (Приложение № 7)

Репродуктивный: Рабочая тетрадь на печатной основе с. 46 упр. № 1. «Вставь пропущенную букву».

Продуктивный: Рабочая тетрадь на печатной основе с. 47 упр. № 3. Игра «Придумай словечко».

Мягкий знак не имеет собственного звука, но он смягчает согласный звук, стоящий перед ним.

Мягкий знак может выполнять свою функцию, как в середине, так и в конце слова.

В середине слова мягкий знак может стоять между двумя согласными.

Пример: угольки, пеньки, львица, письмо.

Сочетание в словах согласных букв чк, чн, нч, нщ пишутся без мягкого знака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение мягкости согласного мягким знаком

Как сделать ученье увлекательным? А предмет «Русский язык» любимым детьми? Необходимо внедрять в процесс компьютерные технологии и дарить детям интересные уроки. Применение ИКТ на данном уроке п...

План-конспект урока по русскому языку. Тема: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком".

Комбинированный урок во 2 классе по теме "Обозначение мягкости согласного мягким знаком". Цель урока: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме....

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс

Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....

Развитие фонематических процессов у учащихся младших классов: "Обозначение мягкости согласных . Мягкий знак в словах".

Данный материал содержит дидактические задания для дифференциации позиции мягкого знака в словах. В заданиях необходимо научить детей называть буквосочетания с мягким знаком, различать "мягкое " звуча...

Конспект урока русского языка на тему: Обозначение мягкости согласного мягким знаком.

Конспект урока, проведенного во 2 классе по программе "Школа России"....

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и в середине слова (закрепление).

Цели: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.Развивающие: формирование и развитие умения...

Мягкий знак (Ь) показатель мягкости согласных. Мягкий знак на конце слова.

Конспект логопедического занятия Мягкий знак на конце слова...