Рабочая программ по русскому языку 1 класс УМК Перспектива
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Сатина Елена Валентиновна

Рабочая программа по русскому языку с УУД 1 класс УМК Перспектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Отдел образования администрации Жердевского района Тамбовской области

М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской СОШ

Рассмотрено  и рекомендовано

к утверждению  методическим

 советом МБОУ

 Туголуковской СОШ

Протокол  МС

От                  . 14 г. №

«УТВЕРЖДАЮ»:

Приказ от  

Директор МБОУ

Туголуковской СОШ __________/В.И.Фурсов/

Рабочая программа   по учебному предмету «Русский язык» для  1 класса

на 5 часов в неделю учителя начальных классов

Сатиной Е. В.

на 2013 – 2014 учебный год

 

М. Горький

2014 г.

                                                                            Пояснительная записка

          Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования.

  Рабочая программа по обучению грамоте  составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный   государственный  образовательный стандарт  начального общего образования второго поколения. Министерство образования РФ. – М.  2009 г.

2. Приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. № 373.

3. ФЗ «Об образовании в РФ»  от 29. 12. 2012 г. № 273.

4. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1 – 4 классы.  Москва. «Просвещение». 2011 г.

5. Школьный учебный план на 2013 – 2014 учебный год.

Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. Изучение основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают  языку практическую, функциональную  направленность.

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления.

Цель:

формировать у детей представления о языке как средстве общения и познания окружающего мира, коммуникативной и социокультурной компетенции.

Задачи:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление  к созданию собственных текстов.

Основные содержательные линии

Учащиеся, начиная с 1 класса, получают первые элементарные представления о системе языка. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь - язык - речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Программа и материал УМК рассчитан на 50 часов в год, 5 часов в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речевой деятельности, поэтому в курсе выделены уроки развития речи – 1 час в две недели, 5 часов в год.

В тематическое планирование включены темы, отражающие национально – регионaльный  компонент в образовании (6 часов в год). Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, написании диктантов и изложений, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.

При составлении рабочей программы по русскому языку,  за основу взята программа для общеобразовательных учреждений УМК «Перспектива».  Программы для начальной школы. Москва. «Просвещение». 2012 г.

Программа  составлена в соответствии с учебным комплектом Климановой Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык.  Учебник. 1 класс. Москва. «Просвещение». 2013 г.  Климанова Л.Ф.. Русский язык. Рабочая тетрадь.  1 класс. Москва. «Просвещение».  2013 г.

 Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Место курса в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч. В первом классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте  и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).

Формы организации учебного процесса

 Программа  предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

Технологии обучения

Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения относятся компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.  Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, рассказ, объяснение, беседа.

Формирование ключевых компетенций:

  • учебная (образовательная) компетентность;
  • коммуникативная  компетентность;
  • компетенция решения проблем;
  • информационно-коммуникативная компетентность;
  • компетентность взаимодействия;
  • грамотность в окружающем мире; социально-гражданская грамотность; духовно-нравственная грамотность; грамотность собственного здоровья, безопасности и благополучия.

Виды и формы контроля: индивидуальные беседы, списывание, вопросы и задания, практические работы, контрольные работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях     общения.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • все буквы русского алфавита;
  • наизусть 5-10 небольших стихотворений.

К концу 1 класса учащиеся должны иметь элементарные представления об особенностях речевого общения.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
  • выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
  • проводить звуковой анализ слов;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв
  • (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
  • списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
  • употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
  • писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
  • самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определённую тему;
  • читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты.
  • основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
  • признаки гласных и согласных звуков.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные:  

У обучающихся формируется представление о звуковом анализе слов:

называть звуки, из которых состоит слово   и характеризовать их: гласные - ударный, безударные;  согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие.  Не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги,  ставить    ударение;

  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки,    парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

- составлять небольшой текст (3—4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

 Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Обучающиеся научатся:

различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

различать  гласные  и согласные  звуки,  определять их в слове и правильно произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

различать  согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;  

различать непарные твёрдые согласные [ ж] [ш ], [ ц]  непарные мягкие согласные [ч’ ], [щ’], находить их в слове, правильно произносить

различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги,

обозначать ударение в слове;

правильно называть буквы в алфавитном порядке;

различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

переносить слова по слогам на письме;

раздельно  писать слова в предложении,

верно писать буквосочетания  жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах;

употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных;

верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);

 без ошибок списывать текст с доски и учебника;

 писать под диктовку  слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;

самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определенную тему.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

наблюдать над образованием звуков речи;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг слов определён словарём произношения в учебнике);  

различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я  и мягкого знака;

 находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;

писать мягкий и твердый знаки в словах на основе анализа их звучания;

пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Обучающиеся научатся:

различать слово и предложение, слово и слог;

различать слово как двустороннюю единицу языка; иметь представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей;

различать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы  кто? что?;

определять имена собственные и правильно их записывать;

определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

 выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.);

Обучающиеся  получат возможность научиться:

осознавать слово как единство звучания и значения;

получить первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;

получить первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах.

составлять тематические группы слов по определенным темам.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
  • употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
  • употребление ъ и ь как разделительных знаков;
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Обучающиеся научатся:

различать текст и предложение, предложение  и  слова,  не составляющие предложения;

выделять предложения из  речи;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

составлять предложения из слов;

составлять предложения по схеме, по рисунку;

писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

верно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения

Обучающиеся  получат возможность научиться:

Определять существенные признаки предложения: о смысловую и интонационную законченность;

Устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;

Осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Обучающиеся научатся:

первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке,

 в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

составлять текст  из набора предложений;

выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать  их последовательность в тексте;

определять тему и главную мысль текста;

соотносить заголовок и содержание текста;

 составлять текст по рисунку и опорным словам  ( после  анализа содержания рисунка);  

 составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;

составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений  за фактами и

Учебно-тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.

Основные разделы: фонетика, графика, слово и предложение, орфография и пунктуация, развитие речи.

Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации.

В мире общения 2 ч.

Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении.

Использовать в речи слова речевого этикета.

Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога

Русский язык как национальный язык русского народа, России.

Роль слова в общении. 2 ч.

Главное средство общения — родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа, России.

Речь устная и письменная. Устные и письменные формы общения (умение читать, писать, слушать и говорить)

Строить собственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи.

Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения.

Диалог

Роль слова и предложения в общении.

 

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение.

Слово как «заместитель», «представитель» реальных предметов, их свойств и действий.

Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы (по вопросу кто? или что?).

Имена собственные и нарицательные, их правописание.

Слова со сходным и противоположным значением.

Слово и его значение. 3 ч.

Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние модели слов.

Слова с обобщающим значением (учебные вещи, растения, одежда, транспорт, семья и др.).

Содержательная (смысловая) классификация слов по определённым темам, составление тематических словариков

Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов.

Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам). Понимать необходимость обогащения словаря. Использовать слова различных тематических групп.

Различие имён собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные)

Имя собственное. 2 ч.

Употреблять заглавную букву в написании имён собственных. Придумывать и записывать слова — имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи)

Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности

Слова с несколькими значениями. 2 ч.

Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее.  Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления

Роль синонимов и антонимов (без употребления терминов) в речи

Слова, близкие и противоположные по значению. 2 ч.

Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов

Группы слов, объединённых основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делает?)

Группы слов. 3 ч.

Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий. Работать с орфографическим словарём, составлять тематические словарики; собирать и записывать их.

Смыслоразличительная роль звуков в словах.

Алфавит как основа письменности.

Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] — жэ, [к] — ка, [ф] — эф).

Звуки и буквы. Алфавит. 2 ч.

Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов.  Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке

Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.

Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки.

Обозначение их буквами.  

Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи.  Проводить звуко-буквенный анализ слов

Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о слоге. Правила переноса слов

Слоги. Перенос слов. 2 ч.

Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом. Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги.

Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова.

Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных (элементарные случаи)

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.

Обозначение их буквами. 3 ч.

Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные. Ставить ударение в словах в соответствии с литературными нормами. Пользоваться орфоэпическим словариком для определения верного произношения слова.

Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. 3 ч.

Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я.  Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель)

Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. 3 ч.

 Писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами.  Озаглавливать текст. Пересказывать текст по вопросам

Употребление разделительного мягкого знака  после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Употребление разделительного твердого знака (без изучения правил, общее наблюдение)

Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. 3 ч.

Проверочная работа «Правописание слов на изученные правила»

Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак.   Писать слова с разделительными  мягким и твёрдым знаками.

Звонкие и глухие согласные (парные, непарные).

Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. 5 ч.

 

Итоговая контрольная работа.

Характеризовать звуки (гласные — согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие), приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использовать при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и.

Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности.

Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за смыслом и формой предложения при изменении порядка слов.

Знакомство со знаками препинания.

От слова к предложению.

Знаки препинания в конце предложения. 5 ч.

Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе). Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу.

Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения).

Текст как речевое произведение, автор текста

От предложения к тексту. 6 ч.

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Составлять воображаемый диалог с героями произведений. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать практически текст и предложение. Озаглавливать текст.  Составлять письмо, приглашение. Объяснять их особенности.  

Основные требования к уровню подготовки обучающихся:

        Учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения.

     К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • все буквы русского алфавита;
  • наизусть 5-10 небольших стихотворений.

К концу 1 класса учащиеся должны иметь элементарные представления об особенностях речевого общения.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
  • выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
  • проводить звуковой анализ слов;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е,ё,и,ю,я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
  • списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
  • употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
  • писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
  • самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определённую тему;
  • читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты.
  • основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
  • признаки гласных и согласных звуков.

Учащиеся могут уметь:

  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
  • выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
  • проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие их на письме, звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твердые звуки в слове, обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и мягкого знака (ь), находить ударный слог в слове;
  • писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;
  • списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове;
  • употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;
  • грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, предложения и тексты в 12—15 слов;
  • самостоятельно составлять и записывать тексты из 2—3 предложений по опорным словам, на определенную тему.

Литература и средства обучения.

1. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Рабочие программы. Русский язык. 1 – 4 классы. Москва. «Просвещение». 2011 г.

 2. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.  Москва. «Просвещение».  2013 г.

3. Л. Ф.  Климанова.  Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Москва. «Просвещение». 2013 г.

4.  Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Русский язык. 1 класс. Методическое пособие для учителя. Москва. «Просвещение». 2012 г.

5. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Уроки русского языка. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  Рос. Акад. Наук.  Рос. Академия образования. Москва. «Просвещение». 2012 г.

6. Л. Ф. Климанова. Волшебная сила слова. Рабочая тетрадь. Москва. «Просвещение». 2013 г.

Материально-техническое обеспечение предмета:

1. Литература для учителя

1. Уроки русского языка. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад.Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013.

2.Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. ./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013.

3. Климанова Л.Ф.. Русский язык. Рабочая тетрадь.  1 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. 3-е изд.М.: Просвещение, 2012.  

4. Климанова Л.Ф.. Русский язык. Творческая  тетрадь. Волшебная сила слова.  1 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. 3-е изд.М.: Просвещение, 2013 г.

5. СD  «Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой   «Русский язык 1 класс»

6. Методические пособия по русскому языку. Климанова Л.Ф. 1 класс . - М.: Просвещение, 2013. 

7. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учеб. пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2003.

8. Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

9. Школьный словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев – М. : Эксмо-пресс, 2008.

10. Собственные имена в русском языке : Словарь ударений / Ф. Л. Агеенко. – М. : Рольф, 2001.

11. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М. : Дрофа, 1999.

12. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М. : Цитадель-Трейд, 2010.

13. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М. : АСТ : СЛОВО, 2009.

14. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

2. Информационно-коммуникационные средства.

Веселая Азбука Кирилла и Мефодия. (CD).

Детский энциклопедический словарь.  (CD).

3. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

5. Детские электронные презентации. – Режим доступа: http://www.viki.rdf.ru

6. Азбука для малышей с картинками. – Режим доступа: http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html

4. Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Проектор

3. Экран проекционный.

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Штатив для карт и таблиц.

3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

4. Шкаф для хранения карт.

5. Ящики для хранения таблиц.

6. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Календарно – тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Тема раздела,

тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Фактич.

Вид контроля

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

В мире общения

2 ч.

1

Речевой этикет. Вежливые слова.

1 ч.

Беседа

Узнают смысл понятия «общение» как социального явления действительности, необходимого человечеству во всех сферах жизни
и развития

Коммуникативные обмениваться мнениями
в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, отличную от своей.

Принятие и осознание социальной роли обучающегося.

2

Главное средство общения – родной язык.

1 ч.

Фронтальный

Составлять рассказ о том, с кем любят общаться; описание ситуаций, изображенных
на рисунках, с опорой на поставленные вопросы; усвоение правил  предложения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции. Коммуникативные: уметь отвечать на поставленные вопросы

Соблюдают правила культуры речевого общения; оценивают эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия пословиц

Роль слова в общении

2 ч.

3

Словесное творчество.

1 ч.

Текущий

Установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.

Регулятивные: участвовать в постановке проблемы урока. 

Коммуникативные: уметь использовать в речи слова, наполненные ласкательным, нежным, любовным оттенком.

Личностные: проявляют любовь к матери с помощью эмоционально окрашенных слов; умеют внимательно относиться к слову.

4

Роль слова в общении.

1 ч.

Ответы на вопросы

Прогнозирование содержания художественного текста по его названию; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.

Осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Слово и его значение

3 ч.

5

Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы.

1 ч.

Беседа

Сравнение слов по звучанию и значению; объяснение смысла пословицы; определение значения слов; определение, из каких звуков состоит «звуковая рамка» слова; подбор слов для обозначения действий предметов, их качеств и свойств; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса
и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: определяют интерес при сравнении слова
с орешком; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

6

Слово и его значение.  

1 ч

Текущий

Определение, из каких звуков состоит «звуковая рамка» слова; подбор слов для обозначения действий предметов, их качеств и свойств.

Осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

7

Слова с обобщающим значением.

1 ч

Работа в парах

 Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса
и результатов деятельности.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Умеют внимательно относиться к слову; выражают посредством слова отношение к окружающему миру.

Имя собственное.

2 ч.

8

Имена собственные и нарицательные.

1 ч.

Ответы на вопросы

Научатся различать имена нарицательные (термин не вводится) и имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов.  употреблять заглавные буквы в правописании имен собственных

Регулятивные: планировать необходимые действия, операции; действовать по плану.

Познавательные: осуществление подбора примеров кличек животных; написание и объяснение кличек; составление рассказа о домашних питомцах; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.

Личностные: проявляют положительное отношение
к домашним животным; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со сверстниками; обладают мотивационной основой учебной деятельности

9

Различие имён собственных и нарицательных.

1 ч.

Текущий

Употреблять заглавные буквы в правописании имен собственных

Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении сообщения И. Самоварова, строить небольшие монологические высказывания.

Обладают мотивационной основой учебной деятельности

Слова с несколькими значениями.

2 ч.

10

Сходство предметов, называемых одним словом.

1 ч

Работа в парах

Уточнят понятие
о многозначных словах.

Научатся пользоваться толковым словарем с целью расширения и обогащения словарного запаса языка

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Личностные: приобретают новые знания; работают
с толковыми словарями; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

11

Слова с несколькими значениями.

1 ч

Текущий

Объяснение значения многозначного слова с опорой на рисунок, смысла пословицы о языке; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: уметь организовывать партнёрство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий.

Обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Слова, близкие и противоположные по значению

2 ч.

12

Слова, близкие по  значению.

1 ч.

Текущий

Уточнят понятие
о словах, близких по значению.

Научатся употреблять в речи слова, близкие по значению.

Продолжат знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры

Регулятивные: проводить самоконтроль по моделям слов; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 

Коммуникативные: уметь использовать в речи синонимы, объяснять свой выбор, строить фразы.

Личностные: проявляют интерес к себе и окружающему миру, желание работать со словарями синонимов; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со взрослыми, сверстниками

13

Слова, противоположные по значению.

1 ч.

Текущий

Уточнят представление о словах, противоположных по значению.

Научатся употреблять в речи слова, описывающие и представляющие нравственные характеристики.

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; Познавательные: объяснение названия авторских сказок; подбор антонимов.

Личностные:  проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Группы слов.

3 ч.

14

Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

1 ч

Беседа

Научатся различать предмет и слово как название предмета, определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки, классифицировать слова по разным основаниям, объединять их в группы.

Коммуникативные: уметь обсуждать сообщение Ивана Самоварова, использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном диалоге, проявлять самовыражение.

Личностные: морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе оценки своих поступков).

15

Слова – признаки.

1 ч

Фронтальный

Классифицировать слова по разным основаниям, объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам, наблюдать за ролью каждой группы слов в речи.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины
и пути преодоления.
Коммуникативные: уметь соблюдать правила общения  в соревнованиях, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: проявляют положительное отношение
к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

16

Слова – действия.

1 ч

Текущий

Работа с художественным текстом; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий.

Коммуникативные: уметь выполнять правила игры, общаться в совместной деятельности, проявляя толерантность. Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Звуки и буквы. Алфавит.

2 ч.

17

Звуки и буквы русского языка.

1 ч

Текущий

Научатся переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму, различать звуки речи и звуки окружающего мира, уточнять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова, обобщать понятие о букве как значке звука.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль в речи.

Познавательные: выполнение логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; рефлексия.

Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы.

Личностные: осваивают новые виды деятельности; участвуют в творческом, созидательном процессе; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

18

Алфавит как основа письменности.

1 ч

Работа в парах

Закрепят первоначальные знания
об алфавите, уточнят представление о практическом применении знания алфавита.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: уметь работать в группе, отвечать на вопросы учителя, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

 Личностные: проявлять способность к самооценке своих действий, поступков; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их звуками.

2 ч.

19

Гласные звуки. Обозначение их буквами.

1 ч

Текущий

Научатся распознавать гласные звуки в слове, характеризовать их и обозначать
на письме буквами, совершенствовать фонематический слух, наблюдать над изобразительными

возможностями гласных звуков в художественной речи.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебной дискуссии, осуществлять кооперативно-соревновательное общение с учащимися,  согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности.

20

Согласные звуки. Обозначение их буквами.

1 ч

Текущий

Научатся распознавать согласные звуки по их существенным признакам, работать
с моделями слов
и проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию, четко произносить отдельные звуки в составе слова

Регулятивные: осуществлять самопроверку по данным моделям, действие по образцу и заданному правилу. Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: осознают себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры; проявляют интерес и уважение к другим народам

Слоги. Перенос слов.

2ч.

21

Деление слова на слоги.

1 ч

Работа в парах

Закрепят представление о слоге как произносительной части слова.

Научатся соотносить количество слогов в слове
и количество
в нем гласных звуков, проявлять творческое отношение к слову.

Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении сообщения Ивана Самоварова о слоге.

Коммуникативные: уметь формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания.

Личностные: проявляют положительное отношение
к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; проявляют познавательный интерес.

22

Правила переноса слов.

1 ч

Фронтальный

Научатся делить слова на слоги, соблюдать правила переноса слова с одной строки
на другую на письме, озаглавливать текст.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Личностные: проявляют стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды
и своего здоровья.

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

3 ч.

23

Ударение. Роль ударения в значении слова.

Ответы на вопросы

Научатся делить слова на слоги, соблюдать правила переноса слова с одной строки
на другую на письме, озаглавливать текст

Проявлять согласованность усилий
по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: демонстрируют желание учиться; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

24

Ударные и безударные звуки.

Текущий

Научатся находить в слове ударный слог, уточнять представление о правильной постановке знака ударения, наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова, выполнять упражнения в орфоэпическом произношении.

Регулятивные: осуществлять самооценку работы на уроке, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Личностные: осознают себя как индивидуальность
и одновременно как членов общества; признают общепринятые моральные нормы.

25

Орфоэпические нормы языка.

Групповой

Познакомятся
с нормами литературного языка.

Научатся выполнять упражнения
в орфоэпическом произношении отдельных слов.

Познавательные: работа с орфоэпическим словарем.  Использование знаково-символичных средств  для решения различных учебных задач; выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме.

Личностные: демонстрируют желание учиться; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

3 ч.

26

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

1 ч

Текущий

Научатся различать твердые
и мягкие согласные звуки в середине слова, выполнять упражнения в постановке мягкого знака в конце и в середине слова при письме.

Коммуникативные: уметь выполнять правила в игре-соревновании, демонстрировать согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: осознают себя как индивидуальность
и одновременно как членов общества; признают для себя общепринятые морально-этические нормы, способность к самооценке своих действий.

27

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я.

1 ч

Работа в парах

Научатся различать твердые и мягкие согласные звуки в середине слова, выполнять  применять правило переноса слова с мягким знаком, четко произносить твердые и мягкие звуки в словах, так как от этого зависит смысл слов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. 

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности.

28

Правописание слов с мягкими согласными.

1 ч

Фронтальный опрос

Научатся обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака и гласных е, ё, и, ю, я, обобщать знания о способах обозначения мягкости согласных на письме.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.

Используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявляют желание учиться.

Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

3 ч.

29

Шипящие согласные звуки.

1 ч

Текущий

Закрепят представления о твердых согласных звуках [ж], [ш].

Научатся выполнять упражнения
в традиционном написании сочетаний
жи – ши
с буквой и, ча – ща с буквой а,
чу – щу с буквой у.

Регулятивные: осуществлять взаимопроверку выполненного задания, действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную

30

Правила написания буквосочетаний.

1 ч

Текущий

Научатся писать изложение текста по вопросам, выполнять упражнения в правописании буквосочетаний жи – ши,
ча – ща, чу – щу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: демонстрируют положительное отношение к учению; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку.

31

Упражнения в написании буквосочетаний.

1 ч

Текущий

Научатся соблюдать правила правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действия по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. 

Личностные: проявляют стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды
и своего здоровья.

Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак.

3 ч.

32

Правописание слов с разделительным Ь.

1 ч

Текущий

Научатся наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком, списывать и самостоятельно записывать слова с разделительным мягким знаком, обогащать словарный запас.

Регулятивные: планировать необходимые действия.

Познавательные: осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; установление причинно-следственных связей.

Личностные: признают общепринятые морально-этические нормы; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

33

Правописание слов с разделительным Ъ.

1 ч

Самостоятельная работа

Повторят сведения о разделительном твердом

знаке, которые получили в период обучения грамоте.

Научатся писать слова с разделительным твердым знаком, составлять текст небольшого объявления

Коммуникативные: уметь составлять текст объявления, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: признают общепринятые морально-этические нормы; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

34

Упражнения в написании слов с разделительными Ь и Ъ.

1 ч

Текущий

Научатся писать слова с разделительным твердым знаком, составлять текст небольшого объявления

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Личностные: осваивают новые виды деятельности; используют адекватную самооценку.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

5 ч.

35

Звонкие и глухие согласные.

Беседа

Повторят сведения о звонких
и глухих согласных, полученные в период обучения грамоте.

Выполнение звукового анализа слова, учебно-познавательных действий в материализованной
и умственной форме;

Используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

36

Парные звонкие и глухие согласные.

Беседа

Научатся проводить звуковой анализ слова, различать звонкие
и глухие согласные.

Осуществление рефлексии способов и условий действия; контроль и оценка процесса
и результатов деятельности.

Личностные: проявляют стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды

и своего здоровья.

37

Обозначение на письме парных согласных звуков буквами.

Самостоятельная работа

Познакомятся
со способом проверки парных согласных на конце слова.

Выполнение звукового анализа слова, учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме.

Личностные: обладают мотивационной основой учебной деятельности; проявляют желание учиться.

38

Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова.

Работа в группах

Научатся правильно писать слова с парными согласными на конце, наблюдать над ролью согласных звуков в художественном тексте.

Коммуникативные: уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания.

Осваивают новые виды деятельности; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

39

Контрольный диктант.

«Правописание слов на изученные правила».

Итоговый

Научатся проводить звуковой анализ слова, различать звонкие
и глухие согласные.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению;

От слова к предложению.

5 ч.

40

Отличие слова от предложения.

Работа над ошибками.

Беседа

Научатся различать слово и предложение, наблюдать над связью слов в предложении, строить предложения, выражающие определенную мысль.

Закрепят представление о предложении как сочетании связанных по смыслу слов, выражающих мысль

Коммуникативные: уметь строить небольшие монологические высказывания, осуществлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявляют желание учиться.

41

Смысловая связь слов в предложении.

Текущий

Закрепят представление о предложении как сочетании связанных по смыслу слов, выражающих мысль.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы.

Личностные: проявляют готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

42

Роль предложения в речи.

Беседа

Составлять предложения
по вопросу, видеть границы предложения в тексте, совершенствовать литературно-творческие способности

Обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели.

Проявляют готовность поддерживать познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со взрослыми, сверстниками;

43

Оформление предложения на письме.

Диктант

Составление предложений по вопросам к тексту; осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач.

Коммуникативные: уметь соотносить интонацию, особенность предложения и знаков препинания в конце предложения, работать в группах, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

44

Знаки препинания в конце предложения.

Текущий

Научатся различать предложения по интонационным особенностям, использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения (точку, вопросительный или восклицательный знак).

Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,  высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: проявляют положительное отношение
к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся

От предложения к тексту.

6 ч.

45

Текст. Отличие предложения от текста.

Текущий

Научатся различать предложения и текст, обращать внимание на связь предложений в тексте.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

46

Составление текста по вопросам.

Работа в группах

Научатся  составлять письменные тексты-записки, небольшие письма, приглашения, озаглавливать их.

Познавательные: сопоставление отдельных слов и предложений; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей.

Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; осваивают новые виды деятельности; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

47

Работа с текстом.

Текущий

Осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач;

Коммуникативные: уметь строить небольшие монологические высказывания, осуществлять согласованность усилий по достижению общей цели.

Осваивают новые виды деятельности; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

48

Предложение и текст.

Работа в группах

Установление причинно-следственных связей; формулирование обобщения, выводов.

Строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Личностные: обладают мотивационной основой учебной деятельности.

49

Изложение текста по вопросам.

Индивидуальный

Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

50

Списывание текста.

Самостоятельная работа

Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Проявляют желание учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку в 1 классе программа"Перспектива"

Программа создана на основе программы "Русский язык",авторы: Климанова, Макеева....

Рабочая программа по русскому языку по программе "Перспектива" 2 класс.

Рабочая прграмма по русскому языку по программе "Перспектива" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку по программе "Перспектива" 3 класс.

Рабочая программа по русскому языку по программе "Перспектива" 3 класс....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе УМК "Перспектива".

Титульный лист.Календарно тематическое планирование.Учебно - тематический план.Диктанты.Технологические карты....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку ( обучению грамоте) " Перспектива" 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...