Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Плотникова Ирина Николаевна

Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_4_kl._perspektiva.zip193.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса

(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс составлена  на основе:

•        Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;  

•        Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2007год

•        Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф.  М., «Просвещение», 2007 год;

•        Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку

Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи,  отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию обще учебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного  способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

Содержание программы

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рас-сказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Состав-ление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учи-теля).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

-развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

-обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

-пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

-формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

-обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

-развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

-развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Цели:

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

-освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладениеэлементарнымиспособамианализаизучаемыхявленийрусскогоязыка;

- развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать;

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять не сложные монологические высказывания;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения;

-формирование личности ребенка.

Задачи программы:

- развить все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

- обеспечить усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

- пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

- сформировать представление о языке как о жизненно важном средстве обще-ния, которое представляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

- обеспечить развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

- развить интерес к изучению русского языка, воспитать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

- развить творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации принципов:

Коммуникативный принцип предусматривает:

1.Осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;

2.Развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

3.Знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

4.Формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

5.Развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

6.Организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

1.Усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

2.Развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

3.Поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

4.Осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);

5.Освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

6.Осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

7.Рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи.

Основной формой организации образовательного процесса является урок.

Для реализации рабочей программы используются следующие технологии:

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

- методики КСО: взаимодиктант, взаимообмен заданиями.

- игровые технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык» являются следующие умения:

– осознавать роль  языка и речи  в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения  этих   результатов служат тексты литературных произведений из  учебника «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать  тему и цель урока с помощью учителя;

 – проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

– учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;

-  совместно с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД  служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях);

– извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация);

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из  одной  формы в  другую: подробно пересказы-вать небольшие тексты;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учетом речевой ситуации;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и понимать речь  других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 - задавать вопросы.

Средством формирования коммуникативных  УУД  служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

 Предметными результатами изучения  предмета  «Русский  язык» в 4 классе является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам, правильно писать слова  с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и не-произносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв  гласных и согласных в корне; писать слова  с непроверяемыми написаниями по программе; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

–  правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами, правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

– находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из  слов  в начальной форме  (ставить слова  в нужную форму),

- образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;

– определять вид  предложения по цели высказывания и интонации,  правильно  произносить  предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с инто-нацией перечисления;

–  разбирать предложения  по  членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к  второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения  сочетания  слов,  связанных  между со-бой;

–  читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст  на  части  с  опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество   частей, задавать вопрос   к каждой части, составлять  план, пересказывать по плану);

–  письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

Видами и формами контроля при обучении русскому языку в 4 классе являются: текущий контроль, самостоятельная работа, устный опрос, изложения, сочинения; итоговый контроль в форме диктанта и списывания;  индивидуальное, коллективное и групповое выполнение заданий.

Контрольные работы:

диктанты -8

словарные диктанты – 4

контрольное списывание -2

контрольное изложение-2

Планируемый уровень подготовки.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

-признаки простого и сложного предложения;

-признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);

-признаки однородных членов предложения;

-лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;

-признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;

-признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

-простое и сложное предложение;

-главные и второстепенные члены предложения;

-лексика – грамматические признаки изученных частей речи;

-типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

Обучающиеся должны уметь:

-производить синтаксический разбор предложения;

-расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;

-устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

-разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;

-безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные   падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)

-правильно писать –ться, -тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

- работы со словарем (алфавит);

- соблюдения орфоэпических норм;

- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

К концу учебного года учащийся должен знать основные лингвистические понятия:

- основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);

- орфограмма и пунктограмма и условия их выбора;

- словосочетания и предложения;

- звуки и буквы, ударение, слог, слово;

- лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы;

- основные правила орфоэпии;

- самостоятельные и служебные части речи;

- иметь представление о русском языке как системе;

- жанры публицистического стиля (статья, заметка, обзор, рецензия, интервью, корреспонденция, очерк).

 Учащиеся должны уметь:

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически; предложения – синтаксически;

- составлять предложения разных видов;

- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;

-писать статьи, заметки, обзоры, рецензии, очерки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- брать интервью;

- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в        соответствии с изученными правилами;

- определять тему и основную мысль текста;

 - совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета  5 часов в неделю, 175 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Используемый УМК «Перспектива»

Планирование составлено на основе УМК «Перспектива» руководитель линии Климанова Л. Ф.,

Учебник  Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык 4 класс» издательство «Просвещение», 2014 г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

(раздел учебника)

Содержание учебного
материала

Всего часов

К/р

1

Повторяем – узнаём новое.

Речевое общение. Речь устная и письменная.

Цель речевого общения. Правила общения.

Речевая культура. Обращение. Знаки препинания при обращении.

Деловая речь. Составление планов.

Научная речь и художественная речь.

Метафора и сравнение.

Текст. Признаки текста. План текста простой и развёрнутый. Типы текстов.

18

1

2

Язык как средство общения.

Средства общения. Роль языка в общении. Способы передачи сообщения.

Звуки и буквы русского языка.

Основные правила орфографии.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания.

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.

Обобщение знаний о предложении и словосочетании.

Обобщение знаний о значении слова. Различные виды лингвистических словарей.

Синонимы, антонимы, омонимы.

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

38

3

3

Состав слова. Однокоренные слова.

 Состав слова. Разбор слова по составу.

Образование новых слов с помощью приставок.

Образование новых слов с помощью суффиксов.

Разделительный твёрдый знак.

Разделительный мягкий знак.

Однокоренные слова. Правописание  гласных и согласных в корне слова.

Правописание соединительных гласных в сложных словах.

21

2

4

Слово как часть речи.

Различие и общность частей речи. Грамматические значения частей речи.

Роль частей речи в предложении.

7

-

5

Имя существительное

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Число и род имён существительных.

Склонение имён существительных .Определение падежа имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Три склонения имён существительных.

Падежные окончания имён существительных в единственном числе.

Склонение имён существительных во множественном числе.

27

1

6

Имя прилагательное

Безударные падежные окончания имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

Разбор имени прилагательного как части речи.

13

-

7

Местоимение

Местоимение как часть речи.

Склонение личных местоимений 1-го, 2-го и 3-го лица.

Изменение личных местоимений по падежам.

6

1

8

Глагол

Роль глаголов в языке.

Прошедшее время глагола.

Неопределённая форма глагола.

Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени.

I и II спряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов.

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание глаголов на –тся и –ться.

Глаголы – исключения.

Правописание безударных окончаний глаголов.

Разбор глагола как части речи.

26

3

9

Имя числительное

Количественные и порядковые числительные.

Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.

Употребление числительных в речи.

4

1

10

Наречие

Образование наречий от имён прилагательных.

Роль наречий в предложении.

4

-

11

Повторение за год

Повторение. Слово.

Повторение. Части речи.

Повторение. Правила правописания.

11

-

Итого:

175

12

Содержание программы

1раздел. Мир общения. Повторяем – узнаём новое

Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.

 2 раздел. Язык-главный помощник в общении

Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфо-граммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.  Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.

Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач.

Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.

Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наибо-лее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

3 раздел. Состав слова

Слово рассматривается как объединение морфем, стоящих в определенном порядке и имеющих значение. Раздел позволяет систематизировать и углубить полученные ранее знания о составе слова. Корень – закрепление представления о единообразном написании, однокоренные слова, правописание безударных гласных. Приставка – роль в слове, правописание разделительного твердого знака. Суффикс – роль в слове, значение некоторых суффиксов. Окончание – его основная функция и отличие от других частей слова.

4 раздел. Части речи.

Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Продолжаются и расширяются знания о таких грамматических категориях, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.

5 раздел. Имя существительное.

Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

6 раздел. Местоимение.

Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

7 раздел. Глагол

Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

8 раздел. Имя прилагательное

Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных  на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

9 раздел. Повторение

Повторение пройденного за год

Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

Тема

Вид контроля

Дата проведения

по плану

фактич.

1

Повторяем – узнаём новое.

итоговый

2

Язык как средство общения.

итоговый

3

Состав слова. Однокоренные слова.

итоговый

4

Имя существительное

итоговый

5

Местоимение

итоговый

6

Глагол

итоговый

7

Числительное

итоговый

Объем письменных работ по русскому языку:

  • словарный диктант – 10-12 слов.
  • контрольный диктант в конце года: 55-65 слов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

— названия и порядок букв русского алфавита;

— признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

— правила переноса слов;

— признаки предложения и текста;

— правила речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

— различать устные и письменные формы общения;

— каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты слов без пропусков и искажений;

— проверять написанное, сравнивая с образцом;

— проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

— писать заглавную букву в именах собственных;

— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты , включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

— правильно писать слова с разделительным мягким знаком (ь);

— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

— находить в предложении главные члены;

— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

I.  Учебно-методический комплект

  1. Учебник Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В.  «Русский язык. 4 класс» Изд-во – М.: Просвещение, 2014
  2. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» (CD).

II. Литература для учителя.

Программа курса «Русский язык» (авторы – Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина),

Методическое пособие Ситникова Т.Н., Яценко Н.Ф. «Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс» - М.: ВАКО, 2014

III.  Технические средства обучения.

Компьютер, проектор.

VI.  Программные средства. 

Microsoft Office


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...