Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС и "Положением о рабочей программе образовательного учреждения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx68.71 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося  будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. 

Обучающийся  получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

е. осуществлять обобщать, т. генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся  получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся  получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. 

Предметные  универсальные учебные действия

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающийся  научится:

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающийся получит возможность научиться:

соблюдать нормы русского  литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью  к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

 Обучающийся научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

 Обучающийся получит возможность научиться:

выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических  задач.

Раздел «Лексика»

Обучающийся научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Обучающийся получит возможность научиться:

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Обучающийся научится:

распознавать грамматические признаки слов;

 с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Обучающийся получит возможность научиться:

находить в тексте  предлоги вместе с существительными, к которым они относятся, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

 Обучающийся научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные члены предложения.

 Обучающийся получит возможность научится:

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор по членам предложения,  оценивать правильность разбора.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

применять правила правописания (в объёме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объёмом 40 - 55 слов;

писать под диктовку тексты объёмом 30- 45 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающийся научится:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение и аргументировать его;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно  пересказывать текст;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями  и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений);

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Обучающийся  научится:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с несколькими источниками информации;

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Обучающийся  научится:

пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научатся:

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Содержательные линии программы: «Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Лексика», «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис», « Орфография и пунктуация», «Развитие речи» включены  во все разделы учебного предмета во 2 классе. Учебный материал распределен по темам.

            Мир общения (16 часов). 

  Собеседники. Коммуникативно-речевые умения. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

  Слово, предложение и текст в речевом общении. Общее представление о слове, предложении, тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование).

    Главный помощник в общении – родной язык. Использование формул речевого этикета в процессе веления диалога. Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности).

            Звуки и буквы. Слог. Ударение. ( 55 часов).

          Звуки гласные и согласные, их различие, обозначение их буквами.  Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

    Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).

    Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.

    Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).

    Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).

   Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.

   Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы).

   Слова с удвоенными согласными (класс, группа).

   Непроизносимые согласные.

   Разделительные мягкий и твёрдый  знаки (ь ,ъ).

        Слово и его значение (17 часов).

         Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения. Наблюдение за номинативной    функцией   слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).

    Имена собственные и нарицательные.  Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

    Слова с несколькими значениями.

    Слова похожие по звучанию и написанию, но различные по значению (омонимы).

    Слова близкие по значению (синонимы).

    Слова противоположные по значению (антонимы).  

   Устойчивые сочетания слов. Фразеологические выражения, использование их в речи.

   Тематические группы слов. Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в    их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.

        Состав слова (12 часов). 

          Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях.

          Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.

  Приставка. Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок.

  Суффикс.

        Окончание.   

        Упражнения  в  разборе слов по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку и суффикс).

         Части речи (25 часов).

        Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).

   Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении  предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.

    Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.

    Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.

         Предлог. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.

   Предложение. Текст. (11 часов). 

    Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении. Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является  подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей. Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

                                                             

                                                                                       

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Мир общения

16

Различать устное и письменное речевое общение и речевые роли в общении (говорящий — слушающий, пишущий — читающий). Употреблять этикетные слова в общении. Уметь вести диалог, поддерживать разговор вопросами и репликами. Различать цели общения: сообщить, спросить приказать воздействовать, передать, поделиться чувствами. Уметь реализовать цели общения в письменной речи с помощью различных типов предложений. Уметь просить, переспросить, уточнить, задать уточняющие вопросы. Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров (взрослый — ребёнок). Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Анализировать интонационнозвуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на моральноэтические нормы в процессе общения. Понимать значение вежливого стиля общения, объяснять смысл слов: приветствие, обращение извинение. Составлять диалоги на заданные темы. Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя).

Практически различать тексты различных типов: текст-описание, текст-повествование, текста-рассуждение, использовать их в общении. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3—5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40—55 слов (с использованием вопросов). Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя).Практически различать тексты различных типов: текст-описание, текст-повествование, текстрассуждение, использовать их в общении. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3—5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40—55 слов (с использованием вопросов). Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Сравнивать, различать языковые единицы. Объединять в группы языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам.

2

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

55

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков. Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Делить слова с буквой й на части для переноса. Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и. Подробно  пересказывать текст; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями  и соотносить их с разработанным алгоритмом; соотносить собственный текст с исходным. Писать слова с орфограммами жиши, чаща, чущу, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными. Проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам. Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги. Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его назначение. Уметь ставить ударение в слове, находить безударные гласные звуки. Подбирать проверочные слова. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить в слове и объяснять орфограмму. Использовать алгоритм проверки орфограммы. Уметь ставить ударение в слове, находить безударные гласные звуки. Подбирать проверочные слова. Находить в слове и объяснять орфограмму (слов  с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарём. Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости — глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости — глухости согласными в корне слова. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными. Уметь пользоваться орфографическим словарём. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.

3

Слово и его значение

17

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей (орфографического, толкового). Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям. Знать и уметь применить правила употребления заглавной буквы в именах собственных. Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте. Пользоваться толковым словарём. Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова. Объяснять разницу между многозначными словами и словами-омонимами. Объяснять роль синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях. Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль. Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи. Распределять слова по тематическим группам, дополнять тематические группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

4

Состав слова

12

Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Составлять наглядно-образные модели состава слова. Называть части слова. Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости — глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения. Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков. Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи). Правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании.

5

Части речи

25

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы нагляднообразного и логического мышления Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных. Подробно  пересказывать текст; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями  и соотносить их с разработанным алгоритмом; соотносить собственный текст с исходным. Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы. Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением. Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами.

6

Предложение. Текст.

10

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами по аналогии с учебным текстом. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами. Знать определения  текста; типы текстов.

Составлять текст с изученными орфограммами; писать под  диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами; делить сплошной текст на предложения; писать записки, письма, приглашения.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Количество

часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

 «Мир общения» - 16 часов

1

Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники.

1

01.09

2

Мир общения. Собеседники.

1

02.09

3, 4*, 5

Слово, предложение и текст в речевом общении.

3

03.09,07.09, 08.09

6

Входная контрольная работа (диктант).

1

09.09

7

Работа над ошибками. Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

10.09

8*

Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

14.09

9

Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

15.09

10

Главный  помощник в общении – родной язык.

1

16.09

11

Главный  помощник в общении – родной язык. Словарный диктант.

1

17.09

12*

Главный  помощник в общении – родной язык.

1

21.09

13

Главный  помощник в общении – родной язык.

1

22.09

14

Главный  помощник в общении – родной язык.

1

23.09

15

Главный  помощник в общении – родной язык.

1

24.09

16*

Обобщение по разделу «Мир общения». Списывание текста о Казани.

1

28.09

«Звуки и буквы. Слог. Ударение» - 55 часов

17

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

29.09

18

Гласные и согласные звуки и буквы. Словарный диктант.

1

30.09

19

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

01.10

20*

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

05.10

21

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

06.10

22

Звук [ й'] и  буква й. Срез знаний.

1

07.10

23

Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние  лучи»

1

08.10

24*

Звук [ э ]и буква э.

1

12.10

25

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

13.10

26

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

14.10

27

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

15.10

28*

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

1

19.10

29

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. Изложение текста "Галка".

1

20.10

30

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний.

1

21.10

31

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний.

1

22.10

32*

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

26.10

33

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

27.10

34

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

28.10

35

Закрепление знаний по теме: «Звуки и буквы».  Анализ итогов контрольного диктанта и работа над ошибками.

1

29.10

36*

Обучающее изложение "Синичка".

1

09.11

37

Слог. Перенос слов.

1

10.11

38

Слог. Перенос слов.

1

11.11

39

Ударение. Ударный слог. Текст «Мой город».

1

12.11

40*

Ударение. Ударный слог.

1

16.11

41

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. Обучающее изложение.

1

17.11

42

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

1

18.11

43

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

1

19.11

44*

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

1

23.11

45

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

1

24.11

46

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

1

25.11

47

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. Обучающее изложение "Лев".

1

26.11

48*

Диктант по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме».

1

30.11

49

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

01.12

50

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

02.12

51

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

03.12

52*

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

07.12

53

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

08.12

54

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. Срез знаний.

1

09.12

55

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. Словарный диктант.

1

10.12

56*

Слова с удвоенными согласными.

1

14.12

57

 Слова с удвоенными согласными.

1

15.12

58

Слова с удвоенными согласными.

1

16.12

59

 Контрольный диктант за 2 четверть по теме  «Звонкие и глухие согласные звуки»

1

17.12

60*

 Работа над ошибками контрольного диктанта. Непроизносимые  согласные.

1

21.12

61

Непроизносимыми  согласными.

1

22.12

62

Непроизносимыми  согласными. Списывание с печатного текста.

1

23.12

63

Непроизносимыми  согласными.

1

24.12

64*

Разделительные  мягкий и твёрдый знаки.

1

11.01

65

Разделительные  мягкий и твёрдый знаки.

1

12.01

66

Разделительные  мягкий и твёрдый знаки.

1

13.01

67

Разделительные  мягкий и твёрдый знаки.

1

14.01

68*

Разделительные  мягкий и твёрдый знаки.

1

18.01

69

Разделительные  мягкий и твёрдый знаки.

1

19.01

70

Разделительные  мягкий и твёрдый знаки.

1

20.01

71

Контрольная работа по теме: «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Обобщение знаний по теме: «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

21.01

"Слово и его значение" - 17 часов

72*

Работа над ошибками. Что сказало слово?

1

25.01

73

 Имена собственные и нарицательные. Города Татарстана.

1

26.01

74

Имена собственные и нарицательные.

1

27.01

75

Слова с  несколькими значениями.

1

28.01

76*

Слова с  несколькими значениями.

1

01.02

77

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.

1

02.02

78

Слова, близкие по значению (синонимы).

1

03.02

79

Слова, близкие по значению (синонимы).

1

04.02

80*

Слова, близкие по значению (синонимы).

1

08.02

81

Слова, противоположные по значению (антонимы).

1

09.02

82

Слова, противоположные по значению (антонимы).

1

10.02

83

Устойчивые сочетания слов.

1

11.02

84*

Устойчивые сочетания слов.

1

15.02

85

Тематические группы слов.

1

16.02

86

Тематические группы слов. «Животный мир Татарстана».

1

17.02

87

Обобщение знаний по теме: "Слово и его значение".  

1

18.02

88*

 Контрольная работа по теме: "Слово и его значение".

1

22.02

« Состав слова» - 12 часов

89

Как собрать и разобрать слово.

1

22.02

90

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1

24.02

91

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1

25.02

92*

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1

01.03

93

Приставка.

1

02.03

94

Приставка.

1

03.03

95

 Тест по теме «Корень и приставка»

1

04.03

96*

Суффикс.

1

09.03

97

Суффикс.

1

10.03

98

Окончание.

1

11.03

99

Окончание.  Контрольное списывание.

1

15.03

100*

Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием по теме  «Состав слова».

1

16.03

"Части речи" - 25 часов

101

Что такое части речи.

1

17.03

102

Имя существительное

1

18.03

103

Имя существительное.

1

29.03

104*

Имя существительное.

1

30.03

105

Имя существительное.

1

31.03

106

Имя существительное.

1

01.04

107

Имя существительное. Обучающее изложение.

1

05.04

108*

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя существительное".

1

06.04

109

Имя существительное. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

07.04

110

Глагол.

1

08.04

111

Глагол.

1

12.04

112*

Глагол.

1

13.04

113

Глагол.

1

14.04

114

Глагол. Тест по теме «Глагол».

1

15.04

115

Имя  прилагательное.

1

19.04

116*

Имя  прилагательное.

1

20.04

117

Имя  прилагательное.

1

21.04

118

Имя  прилагательное.

1

22.04

119

Имя  прилагательное. Составление текста «Весна в нашем городе»

1

26.04

120*

Имя  прилагательное. Тест по теме «Имя прилагательное».

1

27.04

121

Предлог.

1

28.04

122

Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.

1

29.04

123

Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.

1

03.05

124*

Контрольный диктант по теме "Части речи".

1

04.05

125

Обобщение по теме: «Части речи». Работа над ошибками, допущенными    в контрольном диктанте.

1

05.05

"Предложение. Текст" - 10 часов

126

Предложение. Текст. «Городу Нижнекамску – 50 лет».

1

06.05

127

Главные члены предложения.

1

10.05

128*

Главные члены предложения.

1

11.05

129

Главные члены предложения.

1

12.05

130

Связь слов в предложении.

1

13.05

131

Типы текста.

1

17.05

132*

Типы текста.

1

18.05

133

Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст».

1

19.05

134

Итоговый диктант за год.

1

20.05

135

 Обобщение знаний по теме: «Предложение. Текст». Работа над ошибками.

1

24.05

136*

Повторение изученного за год.

1

25.05

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения, внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...