Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока (2 класс)

Чепракова Лилия Михайловна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе тему "Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существитвительных Формат pptx (powerpoint) Аудитория 4 КЛАСС Слова УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ Конспект Прилагается Оценка качества контента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4.docx24.76 КБ
Файл kl.chas_o_zdorove.docx21.03 КБ
Файл orkse_4a.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-Б классе.

( УМК «Школа – 2100»)

 

Тема урока: Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Цели урока: познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных;

формировать умение обнаруживать орфограммы, устанавливать их тип, соотносить с определённым правилом, применять правило, осуществлять орфографический самоконтроль;

формировать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных;

составить алгоритм (схему), как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании безударного падежного окончания имени существительного;

 вывести правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных;

развивать познавательную активность учащихся, память, мышление;

совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;

развивать коммуникативные качества учащихся.

Ход урока.

1.    Организационный момент

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» (написано на доске)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобятся знания из этого сундучка. Мы будем пользоваться этими знаниями и пополнять его  ещё новыми .

- Прочитайте слова великого русского поэта А.С.Пушкина.

    О, сколько нам открытий чудных

   Готовит просвещенья дух,

  И опыт, сын ошибок трудных,

  И гений, парадоксов друг.

                                                А.С.Пушкин

- Как вы понимаете смысл этих строк? ( высказывания детей) 

- Почему мы начинаем наш урок с этих слов? ( предположения учащихся – Будем узнавать что-то новое, ошибаться, исправлять свои ошибки, делать открытия. И др. )

- А как называют людей, делающих открытия?  (Учёные)

- Поэтому русский язык это не только название урока, это целая наука, которой занимаются учёные-филологи. И сегодня я предлагаю вам на время урока попробовать стать учёными.

 - Итак, мы с вами сегодня будем учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. На уроке мы будем выводить правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Тема нашего урока: «Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных»  ( записана на доске).

2.    Словарная работа.

К…мыш, г...зета, к…нструктор, к…пыто, гру…ь. ( Слова записаны на доске)

- К какой части речи относятся эти слова?  ( Это имена существительные).

- Вставьте пропущенные орфограммы, поставьте эти слова  в родительном падеже, запишите и выделите окончания.  (Записывают  в тетрадь.)

- Какое слово не является словарным? Почему? Вы же  учёные.  Докажите. ( Слово грудь не является словарным, так как в нём орфограмма – парная согласная, которую можно проверить.)

- Назовите окончания имён существительных.

- Почему у них разные окончания? ( Разные окончания, потому что эти существительные относятся к разным склонениям.)

- Уважаемые учёные, напомните нам, как выделяются окончания?

( Чтобы выделить окончание, надо изменить  форму слова, один – много.  Изменяемая часть – это окончание. Остальная  часть слова относится к основе. Например, камыш – камыши, окончание нулевое.)

- Эти знания нам пригодятся во время урока.

- Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?(Предположения детей)

3.Постановка проблемы.

 - Запишите под диктовку пословицу. Если затрудняетесь, какую букву писать в окончаниях существительных, пропустите, оставьте место для её написания.  

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Какое возникло у вас затруднение при записи этого предложения?

( Выбор буквы в окончаниях существительных  сторонушк… и воронушк…)

- Что вы  написали? Почему?

- Можем мы сразу правильно вставить букву в окончание?

( Нет, потому что она не под ударением)

- Значит это…?(Орфограмма.)

- Может кто-то из вас, юные учёные, догадался, как называется эта орфограмма?  (Орфограмма называется безударные окончания имён существительных.)

( Если нет ответа, то задаю наводящие вопросы:

- Это какие окончания: печи, двери, столе, окне?(Ударные)

- Проблема есть?  (Нет.)

- А это какие окончания: девочке, облаке, сторонушке, звоночке?

(Безударные.)

- Проблема есть? (Да.)

- Делаем вывод, учёные, как же называется орфограмма?

- Внимание, учёные! Понаблюдайте над изменением словасторонушка:

на сторонушке, к сторонушке, сторонушки.

- Что мы сделали? (Изменили слово по падежам.)  

- Значит, это какие окончания? (Падежные.)

- Значит, как правильно полностью вы назовёте эту орфограмму?

(Безударные падежные окончания имён существительных.)

- Вот вы и сделали своё первое открытие. Молодцы!

- Так почему, уважаемые учёные, возникла трудность в выборе буквы в окончаниях слов сторонушке, воронушке?

( Потому что эта гласная буква обозначает звук в безударном  положении.)

- Что же надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного? Проблема, учёные? ( Да.)  

4. Наблюдение.

- Проведём наблюдение. Выполним упражнение 186.

- Обратите внимание на существительные, у которых выделены падежные окончания, поставьте в них ударение.

Рощи, кукушки, берёзки, фиалки, листа, сморчков, черёмухи, в бричке, с подножки.

- Как вы думаете, учёные, в написании каких из этих окончаний можно допустить ошибку, а каких нет? Почему? ( Ошибку можно допустить в тех окончаниях, на которые не падает ударение, они произносятся нечётко.)

- Значит, какой вывод вы сделаете?

Вывод: В  написании гласной буквы в безударных окончаниях имён существительных  можно допустить ошибку. Если ударение падает на окончание, то написание соответствует произношению.

5. Решение проблемы.

1. Исследование.

- Проведём исследование. Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

- Проанализируйте безударные окончания существительных.

        1 скл.                          2 скл.                         3 скл.

И.п.  поговорка               поле                     радость□     

Р.п.   поговорки              поля                     радости

Д.п.  поговорке              полю                     радости

В.п.  поговорку               поле                      радость□

Т.п.  поговоркой             полем                  радостью

П.п.  о поговорке           о поле                 о радости

а) - В каких падежах легче всего допустить ошибку?

( В 1-ом склонении: в Р.п., Д.п., П.п.; во 2-ом склонении: в Т.п.. и П.п.; в 3-м склонении: в Р.п., Д.п., П.п.)

б) – Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?   (Предположения учащихся.)

- Просклоняйте устно данные имена существительные, впишите только ударные окончания, поставьте ударение.

        1 скл.                      2 скл.                             3 скл.

луна       земля         конь□    окно               печь□              степь□    

     -ы              -и                -я           -а                     -и                      -и

    -е             -е                   -ю          -у                     -и                      -и

    -у             -ю                   -я           -о                     □                       □  

   -ой           -ёй                -ём         -ом                   -ю                     -ю

    -е             -е                   -е            -е                     -и                      -и

-Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками? ( Учащиеся сравнивают ударные и безударные окончания и делают вывод, что слова-помощники имеют ударные окончания.)

- Какие вы знаете правила, где правописание безударных гласных проверяется ударением?

в) – Сформулируйте самостоятельно правило правописания безударных падежных  окончаний имён существительных. Посоветуйтесь в группах и представители ваших «учёных советов» попробуют сформулировать правило.( Высказывания «учёных»)

- Сравните свою формулировку с данной в учебнике: «Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же склонении. Слова-помощники для проверки:

1скл. – луна, земля

2 скл. – конь□, окно

3 скл. - печь□, степь□

2.    Выработка алгоритма «Как нужно действовать , чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного».

- Уважаемые учёные, попробуйте самостоятельно определить, как же нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении.

1) Ставлю существительное в … … и определяю … .

2) Подбираю … и ставлю … .

3) Пишу такое окончание, как … .

4) Проверяю: обозначаю орфограмму.

- Сравните с алгоритмом в учебнике.

1). Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится: в тетрад… - ( что?) тетрадь□,3-е склонение.

2) Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму: степь – в степи   

3) Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.

4) Проверяю написанное: в степи в тетради.

- Попробуйте применить этот алгоритм и вставить нужное окончание:

на пол□_, в дом□_,  о стройк□_, к лошад□_.

- Какие окончания вставили?  Почему? (Подобрали слова-помощники, поставили их в ту же форму и по ударному окончанию определили безударное.)

6. Первичное закрепление.

- Потренируйтесь в использовании алгоритма. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

   На подушк□, без гореч□, для земляник□, у дочер□, без палк□, у дяд□, к соседк□, к мыш□, для радост□, на озер□, без бол□. ( Выполняется на доске с использованием алгоритма «Расскажи по схеме» и таблички «В копилку знаний» со словами-помощниками.)

Образец рассуждения:

на подушк□ (и или е?)

1.    (Что?) подушка – 1-е склонение.

2.    Слово-помощник луна. На луне.

3.    Пишу: на подушке.

4.    Сверяю: на луне.

- Дорогие учёные! Давайте понаблюдаем над словами: на подушке – на луне.

 Что у них одинаковое? (Падеж, склонение.)

- А что разное? ( Окончания: ударное и безударное).

- А как пишутся ударные и безударные падежные окончания, если склонения одинаковые? ( Они пишутся одинаково.)

- Значит , если в слове на луне ударное окончание –е, то и у слова на подушке безударное окончание… (-е), так как падеж … ( один), склонение … (одно).

- Итак, учёные, ещё раз формулируем правило.

«Безударные падежные окончания имён существительных можно проверить ударным падежным окончанием того же типа склонения».

7. Работа над правилом.

1. Чтение правила в учебнике.

2. Ответы на вопросы.

- Какие слова-помощники вы запомнили?

- Для чего они нужны?

- Только ли этими словами можно проверить безударную гласную в окончании, как вы думаете? ( Предположения детей.)

- Выберите из следующих слов те, которые смогли бы выполнить роль помощников: курица, лиса, поле, прорубь, пень. ( Это слова лиса, грудь, пень.)

- А почему вы так думаете, докажите.

( При изменении этих существительных по падежам окончания у них будут ударными, поэтому они могут являться словами-помощниками.)

3.    Обозначение орфограммы.

- Как графически обозначается орфограмма безударная гласная в окончании существительного? Как вы думаете? ( В слове обязательно нужно поставить ударение, потом выделить окончание.)

- Правильно, ставится ударение, выделяется окончание и одной чертой

подчёркивается гласная.)

- А как мы объясняем выбор буквы? (Определяем склонение, записываем  слово-помощник в том же падеже, выделяем окончание, ставим ударение, подчёркиваем букву двумя чертами.)

7. Вторичное закрепление. (Самоконтроль)

1) –  Спишите и вставьте  окончания имен существительных.

На доске:      напечатано в газет□

                        сидит на лошад□

                        говорили о дел□

Проверка самостоятельной работы.

2) «Исправь ошибку». ( Мелом другого цвета на доске, по одному человеку от ряда.)

      Висят на еле, писать в тетрадки, увидел в поли.   

- Итак, с какой орфограммой только что работали?      ( С орфограммой безударные падежные окончания имён существительных.)

- Какое правило есть для этой орфограммы?

- Как определить , какую букву писать в безударном падежном окончании имени существительного? ( Обращаются к алгоритму.)

8. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, понравилось вам быть учёными?

- А что больше всего понравилось?

- А в чём испытали сложности?

- Определите ключевые слова урока.

- С какой новой орфограммой познакомились?

- Что интересного узнали об этой орфограмме?

- Какое вывели правило о правописании безударного падежного окончания имён существительных?

9.Домашнее задание. Упр.1 «Дидактический материал», правило с. 109.



Предварительный просмотр:

Конспект

классного часа на тему:

«Путь к доброму здоровью»

г.Липецк 2017 г.

Классный час «Путь к доброму здоровью»

Цель: расширить знания детей о здоровом образе жизни.

Ход занятия

1.Кроссворд «Здоровье»

Ребята, предлагаю вам разгадать кроссворд, который поможет назвать тему нашего классного часа. Послушайте стихи и доскажите слово.

1

Утром раньше поднимайся,

Прыгай, бегай, отжимайся,

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна… (зарядка)

5

В новой стене, в круглом окне

днем стекло разбито,

на ночь вставлено…(прорубь)

2

Вот какой забавный случай:

Поселилась в ванной туча,

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока!

До чего ж приятно это-

Дождик теплый, подогретый,

На полу не видно луж,

Все ребята любят…(душ)

6

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой…(велосипед)

3

Хочешь ты побить рекорд,

Так тебе поможет…(спорт)

7

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки,

А несут меня не кони,

А блестящие…(коньки)

4

Он с тобою и со мною

Шел степными стёжками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками…(рюкзак)

8

Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень много знать.

Вам поможет здесь сноровка

И, конечно…(тренировка)

Сегодня на классном часе будем говорить о здоровом образе жизни.

2. Беседа о здоровом человеке

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботиться о тебе лучше, чем ты сам.

Задание (работа в группах, раздаточный материал) 

Выберите слова для характеристики здорового человека.

1 группа: красивый, сутулый, сильный, слабый

2 группа: ловкий, бледный, унылый, румяный

3 группа: статный, толстый, крепкий, неуклюжий

4 группа: подтянутый, стройный, жизнерадостный, вялый

5 группа: сонный, счастливый, добрый, злой

(командиры групп вывешивают на доску выбранные характеристики здорового человека)

Так какого человека мы можем назвать здоровым?(красивым, сильным, ловким, румяным, статным, крепким, стройным, жизнерадостным, счастливым, добрым)

Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?

Почему одни все время жалуются то на головную боль, то от усталости, а другим – все нипочем? (Они закаляются)

Как они это делают?

Одним из наиболее эффективным способов укрепления здоровья является закаливание.

С чего нужно начинать закаливание?

Со здоровьем дружен спорт, Станут мышцы ваши тверды,

Стадион, бассейн и корт, Только помните: спортсмены

Зал, каток-везде, вам рады. Каждый день свой непременно

За старание в награду Не играют с дремой в прядки,

Будут кубки и рекорды Начинают с физзарядки.

3. Беседа о закаливании.

Зарядка делает тело человека сильным и красивым. У того, кто каждый день утром выполняет физические упражнения, хорошая осанка. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Красивая осанка - это не только привлекательная внешность, но и здоровье человека. Она вырабатывается в детстве и юности. Ведь при правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Задание (работа в группах) Подготовьте и покажите комплекс физзарядки

Существуют определённые правила зарядки:

  • делать её нужно всегда в одно и то же время;
  • перед началом проветрите комнату.
  • после утренней гимнастики нужно принять душ.

Обтирание и обливание наиболее простой способ закаливания среди водных процедур, которая может проводиться каждый день. После выполнения утренней гимнастики нужно смочить прохладной водой полотенце или специально сшитую из махровой ткани перчатку и обтереть ею тело. Начинать следует с ног. Затем обтираются руки, грудь, спина. Основное условие – все движения выполняются по направлению к сердцу.

При обливание вначале следует использовать теплую воду, постепенно снижая температуру.

Поэтому:

1.Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

2.Утром, после зарядки, обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.

3.Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

Ещё одним из весьма простых способов закаливания является пребывание на свежем воздухе.

Наше здоровье во многом зависим от того, каким воздухом мы дышим. Чистый свежий воздух укрепляет организм, делает его устойчивым к болезням. Поэтому каждый день вы должны проводить на улице не менее полутора часов. Не забывайте проветривать свою комнату. Свежий воздух не выносят микробы, зато они обожают душные комнаты. Вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.

Солнечный свет необходим всему живому, он дарит здоровье и красоту, делает кожу более чистой и гладкой. Солнечный свет очень полезен для глаз и помогает человеку сохранить зрение.

Прогулки на свежем воздухе, плавание, принятие солнечных ванн, хождение босиком-все это дает не только массу положительных эмоций человеку, но и позволяет организму восстановить свои силы.

При закаливании важно соблюдение определенных принципов:

1.Закаливание должно быть постепенным.

2.Закаливание должно быть систематичным.

3.Закаливание организма зависит от индивидуальных особенностей человека.

Крепким стать нельзя мгновенно,

Надо закаляться постепенно.

Утром бег и душ бодрящий!

Как для взрослых - настоящий!

На ночь окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной,

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет.

Кто так не делает-болеет.

Ещё полезно вам всем знать,

Что летом нужно загорать,

Солнце лучами кожу ласкает,

Кожа от солнца у вас загорает,

И под влиянием солнца лучей

Д-витамин образуется в ней.

Чтобы расти и крепнуть, нам нужны определенный режим питания и сбалансированный рацион.

4.Беседа о правильном питании.

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержки хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. Другие помогают строить организм и сделать его более сильным. А третьи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму, расти и развиваться.

Задание (работа в группах) Выберите те продукты, которые полезны вашему организму, зарисуйте их. Докажите.

1 группа: рыба, кефир, чипсы, сухарики, молоко.

2 группа: «Пепси», «Геркулес», яблоко, груша, картофель.

3 группа: жирное мясо, торт, огурец, помидор, морковь.

4 группа: шоколадные конфеты, творог, орехи, слива, масло.

5 группа: хлеб, жвачка, подсолнечное масло, банан, арбуз.

Золотые правила питания:

  • Не переедать.
  • Соблюдать режим питания.
  • Тщательно пережевывать пищу, не спешить глотать.
  • Не разговаривать во время еды.

5. Вывод

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботиться о тебе лучше, чем ты сам. Соблюдая секреты долгожителей:

  • 1 секрет: закаленное тело;
  • 2 секрет: хороший характер;
  • 3 секрет: правильное питание;
  • 4 секрет: режим дня;
  • 5 секрет: ежедневный физический труд

и ты увидишь много интересного и незабываемого в своей жизни.

Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно для труда.

Постарайтесь не лениться-каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь-это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда

На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план

по предмету «ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)»

для 4А класса

2018-2019 учебный год

 Чепраковой Лилии Михайловны.

№ п/п

Тема урока

Дата

проведения

урока

Дата

фактического

проведения урока

1

Россия- наша Родина

1 четверть

2

Россия- наша Родина

3

Этика и её значение в жизни человека.

4

Этика и её значение в жизни человека.

5

Культура и мораль 

6

Культура и мораль 

7

Образцы нравственности в культуре Отечества 

8

Образцы нравственности в культуре Отечества 

9

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали 

2 четверть

10

Государство и мораль гражданина

11

Нормы морали. Методика создания морального кодекса в школе

12

Что значит быть нравственным в наше время?

13

Что значит быть нравственным в наше время?

14

Что значит быть нравственным в наше время?

15

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали 

16

Этикет. Нормы морали

17

Методы нравственного самосовершенствования

3 четверть

18

Любовь и уважение к Отечеству

19

Любовь и уважение к Отечеству

20

Трудовая мораль

21

Нравственные традиции предпринимательства.

22

Высшие нравственные ценности.

23

Высшие нравственные ценности.

24

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

25

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

26

Высшие нравственные ценности.

27

Высшие нравственные ценности.

4 четверть

28

Нормы морали. Образование как нравственная норма

29

Нормы морали. Образование как нравственная норма

30

Праздники как одна из форм исторической памяти

31

Образцы нравственности в культурах разных народов

32

Любовь и уважение к Отечеству.

33

Патриотизм многонационального  и многоконфессионального  народа России

Защитники Отечества

34

Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального  и многоконфессионального  народа России

35

Резервный урок

Итого 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...