Урок русского языка в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Программа "Начальная школа XXI века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект  обобщающего   урока русского  языка в 4 классе

                      по теме «Обобщение  знаний  о глаголе»

 Цели урока:

1.Закрепление и обобщение  знаний о глаголе как  части речи, его грамматических и морфологических признаках

2.Формирование умения выделять главное, сопоставлять и обобщать.

3.Развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства  языка.

4.Воспитание позитивного, эмоционально – чувственного отношения к русскому  языку, пробуждение познавательных интересов.

5.Формирование коммуникативной  компетенции учащихся.

I Орг. момент

II Сообщение темы и цели урока

- Мы закончили изучение темы «Глагол» и сегодня закрепим знания, полученные на последних уроках. Сейчас я проверю, как вы усвоили тему. Я читаю утверждение и тот, кого назову должен быстро ответить: ДА,НЕТ.

-Глагол обозначает действие предмета.(да)

-Глагол изменяется по падежам. (нет)

-Не с глаголом пишется раздельно.(да)

-Глаголы имеют три спряжения. (нет)

-Глаголы бывают только настоящего и будущего времени.(нет)

-В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего.(нет)

-Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)

III Закрепление грамматических признаков глагола.

1) Время.

 а) На  доске слова.

-Прочитайте  слова

Поб…жали, идёт, н…двигалась, слышит, посв…тило,  пишет,    

сломает, п…строят,  будет любить.

Учитель:

-Что общего  в этих  словах? Поставьте к глаголам  вопросы.

Ученики:

 - Глаголы   3  лица  

Чем  отличаются?

 - Время,  число

 -Как  определить время  глагола?

 Учитель:

-На  какие  группы можно  распределить слова?

Дети предлагают различные варианты.

Учитель даёт задание распределить слова на  группы  по временам.

 б) Самостоятельная   работа (Дети записывают  слова  в три  столбика: в 1 –ый прошедшего времени, во 2 –ой – настоящего времени и в 3 –ий – будущего)

 в) Проверка выполненной  работы (дети читают  глаголы  в  столбиках, ставят вопросы)

побежали                       идёт                              сломает

надвигалась                   слышит                        построят

посветило                      пишут                           будет  любить      

 

 Далее учитель предлагает  «исключить» лишние  слова  из каждого  столбика.

1 столбик:

побежали – мн. ч.,остальные ед.ч.;

надвигалась – жен. р,

посветило – ср. р.

2 столбик:

пишут – мн. ч., остальные ед. ч.

слышит – 2 спр., остальные 1спр.;

3 столбик:

сломает – 1спр.

будет любить –сложная  форма будущего времени.

 

2) Правописание  личных окончаний  глаголов  2 лица ед. ч.

а) На доске слова: покупаешь, купишь

Учитель:

-  Что общего  у  глаголов?  

- 2 лицо  ед. ч.

 Учитель:

-Назовите  личные  окончания глаголов.

-ешь,-ишь

Учитель:

 - Чем отличаются  окончания этих глаголов?

 - Как  определить спряжение глаголов?

  -Объясните  правописание  безударной  гласной  в  окончаниях глаголов:

Обижа .шь, обид.шь.

б) Задание в  паре.  Выписать глаголы 1 спр. в  один  столбик, 2  спр. – в другой.

(У детей  на  парте карточки)

Лом.т  он  у  дуба  сук  и  в тугой  сгиба.т  лук.  

Плещ.шь  ты  куда  захоч.шь,  

Ты  морские  камни  точ.шь.

К  морю  лишь  подход.т  он,  

Вот и слыш.т  будто  стон.

Смотр.т -  вид.т дело лихо.

 в) Проверка  выполненной  работы:

  Iспр.             II спр.

 сгибает                 ломит

 плещешь              точишь

 захочешь              подходит

                               слышит                

                               смотрит

                                видит

3) Правописание глаголов неопределённой  формы, глаголов  2  лица ед. ч. и глаголов настоящего времени.

а). Работа  в группах  разноуровнего  состава.

Каждая  группа  получает задания  на  карточке.

1 группа.

Разделить   слова на  группы:

Отправляешься, отправляется, отправляться,светишься,  светится,  светиться, начинается, начинаться,начинается ,умываться.  умывается, умываешься,   носиться,  носится, носишься.  

2 группа.

Образовать формы  глагола

 

неопр. ф.                                    2 л. ед. ч.                                 3 л.ед .ч.

отправляться

 светиться,

 начинаться  

умываться  

3 группа .

Разделить слова  на  3  группы:  

Неопр.  форма                            3 л. ед ч.                            2 л. ед . ч.

Отправляешься, отправляется, отправляться, светишься,  светится,  светиться, начинается, начинаться , начинается ,умываться,  умывается, умываешься,   носиться,  носится, носишься.

Дополнительное задание: подобрать синоним  к  слову   носится

б)  Проверка  выполненной  работы

На  какие  группы  разделили глаголы,  прочитайте.

-  Что  можете  сказать о глаголах  2  лица  ед.  числа?

-  Как отличить глаголы  3  л. ед  ч.  от глаголов  неопределённой  формы?

             IV Самостоятельная работа

-Я читаю слова, а вы ставите точку на координатной  плоскости, цифры координаты х соответствуют порядку слов

  Смотрит,строишь,мокнет,думает,красит,бегаешь,чертит,сияет,стелет,

зеленеет

V. Работа   над  предложениями с однородными сказуемыми.

Туча  набегает, но не проливается  дождём. 

-Какой  частью  речи  выражено сказуемое?

VI. Морфологический разбор

I-набегает- глагол

II-н.ф.-набегать

III-П.п.: I спр., несов.вид.

IV-Н.п.: изъяв.накл., наст.вр., 3 л., ед.ч.

V(туча) набегает

        _______

VII.  Вывод  по  уроку:

Что было  просто?

Что  вызвало  затруднение?

 Что понравилось?

Оцените  себя.            

Зелёный кружок возьмёт тот, кто при изучении темы «Глагол» получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.

Жёлтый - тот, кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.

Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнении заданий.

         

           Лом.т  он  у  дуба  сук  и  в тугой  сгиба.т  лук.  

Плещ.шь  ты  куда  захоч.шь,  

Ты  морские  камни  точ.шь.

К  морю  лишь  подход.т  он,  

Вот и слыш.т  будто  стон.

Смотр.т -  вид.т дело лихо.

___________________________________________

Лом.т  он  у  дуба  сук  и  в тугой  сгиба.т  лук.  

Плещ.шь  ты  куда  захоч.шь,  

Ты  морские  камни  точ.шь.

К  морю  лишь  подход.т  он,  

Вот и слыш.т  будто  стон.

Смотр.т -  вид.т дело лихо.

___________________________________________________________________

Лом.т  он  у  дуба  сук  и  в тугой  сгиба.т  лук.  

Плещ.шь  ты  куда  захоч.шь,  

Ты  морские  камни  точ.шь.

К  морю  лишь  подход.т  он,  

Вот и слыш.т  будто  стон.

Смотр.т -  вид.т дело лихо.

___________________________________________________________________

Лом.т  он  у  дуба  сук  и  в тугой  сгиба.т  лук.  

Плещ.шь  ты  куда  захоч.шь,  

Ты  морские  камни  точ.шь.

К  морю  лишь  подход.т  он,  

Вот и слыш.т  будто  стон.

Смотр.т -  вид.т дело лихо.

___________________________________________________________________

1 группа.

Разделить   слова на  группы:

Отправляешься, отправляется, отправляться, светишься,  светится,  светиться, начинается, начинаться, начинается, умываться, умывается, умываешься,   носиться,  носится, носишься.  

2 группа.

     

       Образовать формы  глагола

 

   н. ф.                            2 л., ед. ч.                        3 л., ед.ч.

отправляться              _________________               __________________

 светиться                    _________________               __________________

 начинаться                  _________________               __________________

умываться                    _________________               __________________

3 группа .

Разделить слова  на  3  группы:  

н.  форма                            3 л. ед ч.                       2 л. ед . ч.

_______________          ______________          _____________

_______________          ______________          _____________

_______________          ______________          _____________

_______________          ______________          _____________

_______________          ______________          _____________

_______________          ______________          _____________        

Отправляешься, отправляется, отправляться, светишься,  светится,  светиться, начинается, начинаться , начинается ,умываться,  умывается, умываешься,   носиться,  носится, носишься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскогоязыка с использованием ЭОР

Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами с использованием ЭОР....

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

мастер - класс Создание учебной ситуации на уроках русскогоязыка в начальной школе

Мастер-класс был проведен во время конкурса Учитель года 2012 . Материал содержит практический материал , который будет интересен учителям начальных классов...

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Конспект урока русскогоязыка в 4 классе по теме "Образование имен прилагательных" (Развивающая программа Л.В. Занкова)

Тема урока русскогоязыка в 4 классе: Образование имен прилагательных. (Развивающая программа Л.В. Занкова). Урок открытия нового знания. Второй урок в теме "Склонение имен прилагательных"....

Урок русскогоязыка по теме "Глагол"

Урок обобщения по теме "Глагол". На уроке закрепляетютя знания о глаголе как чати речи, о временах глагола, о неопределенной форме глагола. Все упражненя направлены на развитие речи, внимания. мышлени...