Развитие словаря глаголов у слабослышащих учащихся на разных уроках посредством игр и упражнений. Из опыта работы.
статья по русскому языку на тему

Нехода Евгения Валерьевна

Разработан комплекс упражнений, направленный на развитие словаря глаголов у слабослышащих учащихся на уроках грамматики, физкультуры, развития речи, во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovarya_glagolov.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у слабослышащих учащихся словаря глаголов                                  на разных уроках посредством игр и  упражнений.

            Исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые категории, ведущее место среди которых занимает анализ глагольной лексики.  Стоит вспомнить, что глагол – это самостоятельная (значимая, кардинальная) часть речи, обозначающая процесс (действие) и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, а также числа и рода.

        Отечественные и зарубежные лингвисты отводят глаголу главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.

Анализ речевой продукции слабослышащих учащихся свидетельствует о значительных трудностях в использовании лексических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, стойком аграмматизме. Специфика нарушений глагольной лексики определяется структурой дефекта, возрастом, социально-культурными факторами и др.

         Следует отметить, что в сурдопедагогике разработана и широко применяется методическая система приёмов развития у слабослышащих учащихся глагольного словаря на всех уроках.

          На уроках развития речи учащиеся дают команды о выполнении действий (возьми, принеси, открой закрой и другие), выполняют действия,  отчитываются о проделанном действии (я взял, я положил, я открыл и т.д.)  Составляют простые предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого на основе картинок.

          Широкое накопление словаря глаголов постепенно  происходит на уроках труда: начертил, обвёл, вырезал, наклеил, приклеил, пришил и другие. От класса к классу действия становятся сложнее, накапливаются новые слова – глаголы.

            Большое количество действий совершается на уроках физкультуры: наклонил, поднял, опустил, шагнул, бросил, метнул, прыгнул, пробежал и так далее. Постоянное использование и закрепление словаря глаголов на разных уроках даёт хоть и медленное, но стойкое накопление слов – глаголов и постепенное использование их в разговорной речи.

                      Расскажу о  наиболее эффективных педагогических подходах,                           направленных на развитие глагольного словаря у слабослышащих учащихся.

  1. Соотношение глаголов с действиями

«Кто какие действия производит?»

Цель. Учить подбирать глаголы по смыслу.

Оборудование. Предметные картинки с изображением профессий.

Описание упражнения. Педагог предлагает детям  сказать, какие действия могут производить люди разных профессий.

Портниха…  (шить, метать, подшивать)

Повар … (варить, солить, мешать, жарить, резать)

Столяр (сколачивать, прибивать, строгать, забивать)

Уборщица … (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать)

Лохматый пес

(Подвижная игра может применяться на уроке физкультуры)

Цель. Соотносить действия со звучащим словом, закреплять способы приставочного образования глаголов (подойдем, разбудим, посмотрим).

Организация. Среди детей выбирают ребенка, который будет Псом. Он ложится на травку (коврик) и притворяется спящим. Дети на цыпочках гурьбой подходят к нему и говорят:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим, что же будет.

После этих слов кто-нибудь из детей будит Пса (легко дотрагивается до ребенка, лежащего на коврике). Пес просыпается, по-собачьи рычит, лает, а затем бежит за детьми и догоняет их.

При повторении игры нового Пса можно выбрать при помощи считалки из числа победивших ребят.

Король

(Народная игра)

Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.

Организация. Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

— Здравствуй, Король!

— Здравствуйте! — отвечает он.

— Нужны вам работники?

— Нужны.

— Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.

  1. Работа над лексическим значением глагола, расширение глагольного словаря

Назовите предмет по его действию,

Цель. Учить подбирать существительное к глаголу по смыслу, задавать вопрос к глаголу.

Инструкция. Скажите, на какой вопрос отвечают эти слова, что они обозначают.

мычит - …                хрюкает - …                 мяукает - …

лает - …                        ржет - …                         кудахчет - …

шипит - …                чирикает - …                кукует - …

квакает - …                рычит - …                         курлыкает - …

 

Скажи наоборот

Усвоение глагольного словаря по изучаемой теме «Обувь»: надевать — снимать, обувать — разувать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять, обуваться — разуваться.

  • Кто как голос подает

Цель. Учить детей подбирать по смыслу слова, обозначающие действия.

Инструкция. Скажите, кто как голос подает.

лягушка …                         воробей …                        свинья …

коза …                                кошка …                         собака …

лошадь …                        корова …                        дятел …

Кто как передвигается

Цель. Учить детей подбирать по смыслу слова, обозначающие действия.

Инструкция. Скажите, кто как передвигается.

корова …                         белка …                         заяц …

змея …                        лягушка …                        человек …

воробей …                         кузнечик …                 рыба …

Соберем урожай

Цель: Усвоение глаголов с различным значением.

На игровом поле картинки в виде силуэтов овощей. Каждый ребенок берет картинку и комментирует:

- Я срезаю капусту.

 -Я дергаю морковь.

-Я срываю горох.

-Я снимаю огурцы.

-Я копаю картошку.

- Я срезаю кабачок и т. д.

Подбери слово

Учитель спрашивает детей: «Что можно делать с грибами?» (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Аналогично проводится игра со словом ягоды.

Объяснить значение слов в синонимичном ряду:

Бежать, мчаться, нестись, лететь.

Бояться, страшиться, трусить, робеть, пугаться.

Браниться, ругать, журить.

Бросать, кидать, швырять.

Взбираться, подниматься.

Горевать, грустить, печалиться, огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться.

Загрязнять, пачкать.

Закрывать, запирать, затворять, замыкать.

Идти, ступать, шагать, семенить, плестись, тащиться.

Истратить, израсходовать.

Кричать, орать, вопить.

Оберегать, беречь, охранять, хранить.

Радоваться, торжествовать, веселиться.

Разрушать, рушить, ломать, крушить, громить.

Тянуть, тащить, волочить.

  1. Активизация глагольного словаря

Подбери слово

Подбор глаголов к слову одежда: надевать, носить, снимать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, зашивать, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать и т. д.

Подбери слово

Подбор глаголов к слову рыба: ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.

Подбери слово

Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

Скажи наоборот

Цель. Подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением).

Материал. Незнайка.

Организация. Учитель рассказывает детям историю о Незнайке:

— Незнайка пришел в школу. Все ему здесь нравится: зарядку делать, с детьми играть, лепить из пластилина, петь и танцевать, обедать и ложиться спать. Но он почему-то загрустил. Почему? Да потому, что не умеет подбирать «слова-наоборот», слова с противоположным значением. Поможем Незнайке, дети? Я буду называть слово, а вы с Незнайкой придумайте «слово-наоборот», слово с противоположным значением.

Для игры подойдут следующие пары слов (антоним называют дети): входить–выходить, вбегать–выбегать, прибегать–убегать, привозить–увозить, прилетать–улетать, приходить–уходить, подплывать–отплывать, говорить–молчать, вставать–ложиться, мириться–ссориться, закрывать–открывать, надевать–снимать, одевать–раздевать, нагревать–охлаждать, смеяться–плакать, улыбаться–хмуриться, хвалить–ругать, кричать–молчать.  

— Теперь Незнайка понял, что значит наоборот.

Петрушкины команды

Цель. Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу–хочет, хотим–хотят), образовывать формы повелительного наклонения глаголов (скачите, пляшите, нарисуйте, потанцуйте, попрыгайте).

Материал. Петрушка.

Организация. Появляется Петрушка, здоровается с детьми. Петрушка хочет поиграть. Он будет давать детям команды.

Петрушка (командует). Скачите, пляшите, нарисуйте в воздухе круг, потанцуйте, попрыгайте на одной ноге.

Ребята, вы тоже можете попросить Петрушку выполнить команды. Когда будете просить, не забывайте волшебное слово «пожалуйста». Вова, ты хочешь попросить Петрушку? Попроси. (Спросить 2–3 детей.) Коля и Таня, вы хотите попросить? (Спросить 2 пары.)

Петрушка. Какие интересные слова я услышал: когда один человек, то говорят так — я хочу, он хочет, а когда несколько человек, то говорят —мы хотим, они хотят.

Для оречевления и показа действий хорощо подходят динамические паузы, которые так нравятся детям. Они их очень быстро запоминают, таким образом действия хорошо закрепляются в их сознании.

В понедельник я купался (изображаем плавание),

А во вторник – рисовал (имитируем рисование),

В среду долго умывался (умываемся),

А в четверг в футбол играл (бегаем, пинаем мяч),

В пятницу я прыгал, бегал (бегаем, прыгаем),

Очень долго танцевал (кружимся на месте, танцуем),

А в субботу, воскресенье целый день я отдыхал.

  1. Дифференциация значения приставочных глаголов

Все наоборот

Цель. Образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок.

Материал. Две обезьянки.

Организация.— Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Вот послушайте (рассказ сопровождается движениями игрушек): «У мамы-обезьяны были две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица... откроет.»

 Интонацией незавершенности педагог стимулирует детей к ответу. Аналогично обыгрываются пары слов: принесет–унесет, пришьет–оторвет, вычистит–испачкает, повесит–снимет, замолчит–заговорит и т. д.)

— Дети, с кем бы вы хотели играть — с Послушницей или Упрямицей? А что же делать Упрямице? (Высказывания детей.) Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором писательница предлагает упрямым детям исправиться.

Читает стихотворение Е. Г. Каргановой «Делайте наоборот»:

Если вы очень упрямы,

Делайте наоборот —

Не вам помогает мама,

А вы помогаете! Вот.

— Теперь Упрямица станет помогать маме, и ее не будут больше так называть.

  1.  Подбор однокоренных слов

Подбери слово

Цель: учить подбирать родственные слова.

писать — письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись;

читать — читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня; учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащиеся.

  1. Дифференциация глаголов совершенного вида

 Игра «Назови законченное действие»

Цель. Учить детей образовывать глаголы совершенного вида с помощью приставок.

Оборудование. Фишки.

Описание игры. Педагог говорит, что сейчас получат фишки те дети, которые правильно назовут законченное действие.

Конь скакал, скакал по дороге и наконец … (прискакал).

Путник шел, шел и наконец … (пришел).

Мама мела, мела пол и наконец … (подмела).

Лена грела, грела руки и наконец … (согрела).

Колобок катился, катился и наконец … (прикатился).

Петя клеил, клеил листы бумаги и наконец … (склеил).

Гуси-лебеди летели, летели и наконец … (прилетели).

(Плыл – приплыл, просил – выпросил, ехал – приехал, бежал – прибежал, резал – разрезал, шила – сшила, варила – сварила, читал – прочитал, ел – съел, будил – разбудил, учил – выучил, писал – написал и т.п.)

При подборе видовых пар желательно придерживаться единообразия, то есть отбирать только случаи с приставочным способом образования глаголов совершенного вида. Если глагол совершенного вида образован с помощью суффикса или смены основы (отдыхать – отдохнуть, брать – взять и т.п.) - такие варианты целесообразнее на отдельном следующем уроке.

 «Что будешь делать?» Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без нее.

На празднике я буду веселиться — повеселюсь

буду кружиться — покружусь                буду радоваться — порадуюсь

буду петь — попою                                буду танцевать — потанцую

буду смеяться — посмеюсь                        буду шуметь — пошумлю

буду наряжаться — наряжусь                буду шутить — пошучу

буду играть — поиграю                        буду кататься — покатаюсь

буду хвалиться — похвалюсь

Назови действие

Цель. Учить детей называть глаголы совершенного и несовершенного вида.

Оборудование. Парные картинки, на одной изображено действие в «процессе», на второй – действие как «результат» (красит – выкрасит, шьет – сшила, готовит – приготовила, читает – прочитал и т.д.).

Далее педагог предлагает детям составить предложения по каждой паре картинок отдельно и выделить (произнести утрировано) названия предметов.

  1. Дифференциация и образование возвратных глаголов

Покажи действие на картинке

Цель: дифференцировать возвратные глаголы.

Инструкция: рассмотри картинки и покажи, где изображено действие.

Лошадь кормит жеребенка.                Лошади кормятся на лугу.        

Катя одевается.                                 Бабушка одевает внучку.

Дима дразнится.                                Мальчик дразнит собаку.

Дедушка смотрит телевизор.                 Саша смотрится в зеркало.

Назови действие

Цель: учить образовывать возвратные глаголы.

Инструкция: назови по образцу.

Мама дочку умывает, а Катя сама умывается.

Катя куклу расчесывает, а сама … .

Витя брата одевает, а сам … .

Маша юлу вертит, и сама … .

Придумай предложение со словами

Цель: дифференцировать возвратные глаголы, составлять предложения с глаголами.

кружится –  кружит                         одевается – одевает

льет – льется                                 обижается – обижает

кидает – кидается                        моет – моется

стирает – стирается                        загорает – загорается

  1.  Образование глаголов с приставками

Игра «Поймай и назови»

Цель. Учить детей образовывать противоположные по смыслу глаголы с помощью приставок.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Педагог предлагает детям после получения мяча назвать обратное действие:

залезть - …                 вбежать - …                 въехать - …                         отойди - …                 подбежать - …                 заходить - …

влетать - …                подъехать - …                открыть  - …

уползти - …                приходить - …                скатиться - …

Образуйте новые слова.

Цель. Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов.

А) Оборудование. Схема приставок.

Инструкция. Образуйте новые однокоренные слова, используя приставки, данные в таблице.

- летел, - плыл, - говорил, - полз, - мчался, - сверкал, - дул.

Образование приставочных глаголов движения

Цель. Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок.

Оборудование. Схемы приставок в глаголах движения, сюжетные картинки.

Описание упражнения.  Педагог располагает на доске схемы приставок в глаголах движения. У детей на столах сюжетные картинки, по которым следует составить предложения с приставочными глаголами движения: перепрыгнул, вылетел, отъехал, подползла и пр. Подбираются только те глаголы, приставки в которых соответствуют имеющимся схемам.

Задание. Составить предложение по своей картинке, найти слово-действие и начало этого слова, а затем поставить картинку рядом со схемой соответствующей приставки.

 Подбери слово

Цель: Подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками.

Грузовик подъехал к дому, а потом... (отъехал).

Грузовик въехал на горку, а потом... (съехал).

Грузовик заехал в гараж, а потом... (выехал).

Грузовик укатил, а потом... (прикатил).

Грузовик уехал, а потом... (приехал).

Грузовик отъехал, а потом... (приехал).

  1.  Образование глаголов от других частей речи

Образуй новые слова

 Инструкция. Образуй однокоренные слова-действия от существительных.

темнота – темнеть                краснота – краснеть

боль – болеть                        смотр – смотреть

чернота – чернеть                бег – бежать

ход – ходить                        замазка – замазать

Кто что делает ?

Образование глаголов от существительных.

учитель — учит                         строитель — строит

воспитатель — …,                водитель – …

грузчик – …,                         продавец — …

повар —  …                        уборщица  — …

танцовщица  — …                 певица — …

летчик – …                                рабочий – ....

  1.  Употребление глаголов в диалогической и связной речи

Закончи предложение

Воду нужно... (пить). Деньги нужно... (копить). Продукты нужно... (купить). Печку нужно... (топить). Из пластилина нужно... (лепить).

Кто как передвигается?»

 Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка ... Гусеница ползает, а кузнечик ... Бабочка летает, а улитка ... Жук ползает, а стрекоза ... Оса летает, а червяк ... Улитка ползает, а стрекоза ... Паук ползает, а пчела... Оса летает, а червяк... Кузнечик прыгает, а комар ... Таракан ползает, а стрекоза ... Бабочка порхает, а муха ...

Составление рассказа

Цель. Учить детей составлять простые предложения.

А) Инструкция. К словам-предметам подобрать слова-действия. Произнести получившиеся предложения целиком.

Весна

Почки … . Травка … . Ручеек … . Снег … . Подснежники … .

Б) Инструкция. К словам-действиям подобать слова-предметы. Произнести получившиеся предложения целиком.

Осень

Моросит … . Жухнет … . Желтеют … . Пронизывает … . Наступает … .

Зима

Ударили … . Бушует … . Замерзли … . Метут … .

Лето

Светит … . Сохнет … Загремел … . Хлещет … .

В) Инструкция. Вставить пропущенные слова в предложения. Произнести предложения целиком.

Ветер … деревья. Дождь … землю. Град … огурцы. Оля … ватрушки. Марина … журнал. Рита … кур. Саша … козу. Верблюд … колючки. обезьяна … бананы. Снег … поля.

Пастух … стадо. Папа … газету. Мама … белье. Продавец … продукты. Кассир … чеки. Врач … больного. Почтальон … письма. Курица … цыплят.

Что сделал Умейка? Игра для речевой конференции, как подведение итога.

Цель. Составлять (распространять) предложение с однородными сказуемыми.

Материал. Бумага, ножницы и т. д.

Организация. В гости пришел Умейка, который умеет все делать (заранее подготовленный ребенок, можно из старшей группы). Ему учитель дает задание так, чтобы никто не слышал: «Подойди к столу, возьми бумагу, отрежь полоску и отдай Сереже». Ребенок начинает выполнять задание, а дети в это время внимательно следят за ним. Выигрывает тот ребенок, который правильно перечислил все действия, выполненные Умейкой. Ребенок-победитель получает право заменить гостя.

Задания Умейке могут быть самые разные: беги к двери, попрыгай и прибеги обратно; подойди к столу, возьми книгу и дай Вадиму; возьми машину, поставь в гараж; выйди из комнаты и войди обратно; подойди к кубику и перепрыгни через него; возьми мяч и подбрось его вверх; возьми куклу и уложи ее спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Работа над правописанием безударных гласных в корне слова. (Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов)

Как научить детей писать грамотно? Как объяснить одно из самых сложных правил русского языка так, чтобы всем детям  было понятно? Как развить орфографическую зоркость? Эти вопросы задает себе каж...

"Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...

Развивающие игры и дидактические упражнения (из опыта работы)

Игра - это интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра - это способ познания окружающего мира. Играя с детьми, мы учимся фантазировать, думать, общаться.Цель работы - это воспитывать р...

Методические рекомендации по развитию разговорной речи у слабослышащих учащихся на уроках и во внеурочное время.

    Слабослышащие дети не могут самостоятельно овладеть правильной речью, хотя и имеют определённый словарный запас. В школу, как правило, они приходят, имея общее недоразвитие р...

Статья на тему: «Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках грамоте и русского языка» (из опыта работы в 1 классе)

Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и...

Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).

Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...