Методические рекомендации по развитию разговорной речи у слабослышащих учащихся на уроках и во внеурочное время.
статья

      Слабослышащие дети не могут самостоятельно овладеть правильной речью, хотя и имеют определённый словарный запас. В школу, как правило, они приходят, имея общее недоразвитие речи разной степени. Поэтому возникает необходимость создания общей системы работы по развитию устной речи учащихся. Коммуникативная сторона речи – главная мотивирующая сила и организующее начало, которые формируют у ребёнка активное стремление овладеть речью. Овладевая способностью излагать мысли связно и понятно, ребёнок одновременно учится получать необходимую ему информацию с помощью вопросов. Обучая детей умению расспрашивать, педагоги одновременно способствуют большей организованности его мыслительной деятельности. Усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный, достаточно сложный, требующий большого терпения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИИ

по развитию разговорной речи у слабослышащих учащихся

на уроках и во внеурочное время.

Содержание.

  1. Введение.

  1. Цели и задачи работы по развитию разговорной речи. Этапы работы по развитию разговорной речи и их содержание.

  1. Виды работы по развитию разговорной речи.

  1. Система совместной работы учителя и воспитателя по развитию связной разговорной речи на уроках и во внеурочное время.

  1. Рекомендации  по составлению планирования и выбору видов деятельности для педагогов.

І. Введение.   

      Дети, у которых недостаточность слуха приводит к большим или меньшим отклонениям в речевом развитии, нуждаются в специальном обучении. Слабослышащие дети не могут самостоятельно овладеть правильной речью, хотя и имеют определённый словарный запас. В школу, как правило, они приходят, имея общее недоразвитие речи разной степени.

         Поэтому возникает необходимость создания общей системы работы по развитию устной речи учащихся. Учитель формирует речь, учитель слуховой работы на своих занятиях работает над коррекцией речи и произношением, воспитатель обобщает и закрепляет знания, умения, навыки детей, активизируя их речь на всех режимных моментах и воспитательских занятиях.

         Потребность высказаться, сообщить что-то людям, быть понятым поддерживает попытку ребёнка развить и усовершенствовать свои языковые средства. Коммуникативная сторона речи – главная мотивирующая сила и организующее начало, которые формируют у ребёнка активное стремление овладеть речью.

         Овладевая способностью излагать мысли связно и понятно, ребёнок одновременно учится получать необходимую ему информацию с помощью вопросов. Обучая детей умению расспрашивать, педагоги одновременно способствуют большей организованности его мыслительной деятельности. Усвоение детьми связных форм высказываний – процесс постепенный, достаточно сложный, требующий большого терпения.

ІІ. Цели и задачи работы по развитию разговорной речи. Этапы работы и их содержание.

         Работа по развитию связной речи в начальных классах проходит в несколько этапов.

1 этап. ( 1 класс)

Цели и задачи:

создание словарного запаса с использованием простейших частотных слов обиходно-разговорного характера;

формирование элементарных навыков связной устной речи;

формирование речевой деятельности через единство компонентов;

обучение практической грамматике, обучение пониманию речи, обучение собственному речепроизводству.

Содержание работы на данном этапе:

  1. Разработка совместного планирования видов деятельности на уроках и во внеурочное время по развитию тематического словаря.
  2. Ведение тетради связи  учителя, воспитателя, учителя слуховой работы.
  3. Проведение совместных внеклассных мероприятий по развитию речевой деятельности.
  4. Организация внешкольной работы родителей по накоплению активного тематического словаря.

2 этап. (2-3 класс)

Цели и задачи:

развитие связной речи учащихся во всех видах деятельности на уроках и внеклассных занятиях языкового цикла;

формирование и совершенствование навыков самостоятельной связной речи в устной и письменной форме;

обучение видам самоконтроля.

Содержание работы на данном этапе:

  1. Разработка совместного понедельного планирования разных видов деятельности по развитию связной речи учащихся.
  2.  Создание сборника примерных планов-конспектов по всем видам деятельности, проводимых во внеурочное время с наглядным материалом.
  3. Создание сборника сценариев внеклассных мероприятий, проводимых во внеурочное время.
  4.  Ведение тетрадей для записи монологических и диалогических высказываний детей с иллюстрациями.

3 этап. (4-5 класс)

Цели и задачи:

активизация речевой деятельности на уроках и во внеурочное время;

организация работы по формированию разных видов деятельности и развитию разных форм речи;

понимание чужой речи и собственное речепроизводство всех видов речи (устной и письменной, диалогической и монологической).

Содержание работы на данном этапе:

Анализ речевой деятельности учащихся за период обучения в начальной школе:

- создание сборника самостоятельных детских высказываний,

- обобщение и систематизация совместно с СПС мониторинговых исследований за период обучения на всех этапах.

ІІІ. Виды работы по развитию разговорной речи.

  1. Беседы на темы, близкие к жизни детей; беседы по прочитанному рассказу с составлением полных и кратких пересказов.
  2. Дидактические игры.
  3.  Составление диалогов.
  4.  Описание событий.
  5.  Составление и написание писем, записок, объявлений, смс.
  6.  Составление устных рассказов с последующей записью:

- восстановление событий, предшествующих или последующих событиям, изображённым на картинке,

- составление рассказа по деформированному тексту,

- описание картины,

- рассказ-повествование по серии картинок,

- рассказ-повествование по одной картинке,

- работа по закрытой картинке.

7. Составление рассказов:

- рассказ по данному началу,

- рассказ по данному концу,

- рассказ по опорным словам,

- рассказ по деформированному тексту,

- на заданную учителем тему,

- на свободную тему.

 

ІV. Система совместной работы учителя и воспитателя по развитию связной разговорной речи на уроках и во внеурочное время.

      Задачи совместной работы учителя и воспитателя:

  1. Выработка единой системы работы учителя, воспитателя и учителя слуховой работы.
  2.  Организация работы с использованием общего планирования по формированию разных видов речевой деятельности и развитию разных форм речи.
  3.  Целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса, направленная на овладение родным языком, как важней шее условие становления ребёнка как личности.

Виды работы по накоплению словаря и тренировке речевой памяти, используемые педагогами с целью контроля качества усвоения речевого материала учащимися.

  1. Проведение разнообразных видов игр с целью контроля накопления пройденного тематического словаря.
  2. Проведение слухоречевых диктантов, тестов.
  3. Проведение зачётов по усвоению тематических фраз, связанных с разнообразной деятельностью учащихся.
  4.  Создание и обыгрывание ситуаций, создаваемых на основе режимных моментов, и типовых ситуаций из личного опыта школьников.
  5.  Проведение экскурсий и целевых прогулок с последующим обсуждением и иллюстрированием.
  6.  Индивидуальная работа с каждым ребёнком с учётом  его личностных особенностей.
  7.  Использование различных видов диалогов.
  8.  Составление монологических высказываний с учётом возрастных особенностей детей.
  9.  Совместная работа с родителями по развитию речи.

V.  Рекомендации  по составлению планирования  для педагогов.

Методические рекомендации по составлению планирования совместной работы педагогов, работающих в данном классе.

  1. Соблюдение единой тематики по всем видам деятельности.
  2.  Предъявление единых требований по составлению и использованию речевой фразы в разных видах деятельности
  3.  Подбор речевого материала с учётом возрастных особенностей детей.
  4. Учёт индивидуального психофизического развития ребёнка.

Методические рекомендации для педагогов по работе над активизацией словарного запаса ребёнка.

  1. Речевой материал по каждой теме фиксируется, зарисовывается, накапливается от простого к сложному (слова, словосочетания, простые предложения, тексты). Так  создаётся толковый словарь – детский разговорник.
  2. Создавая собственную речь, дети, испытывающие затруднения, используют этот словарик, т.е. осуществляют самоконтроль.
  3.  Педагог направляет действия ребёнка, требует оречевления каждого его шага.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время

Проблема формирования познавательного интереса, который в становлении личности играет роль ценного мотива деятельности, а при известных условиях становится устойчивой чертой личности и обнаруживает се...

Методические рекомендации по развитию разговорной речи в школе II вида.

Полезные конкретные советы по развитию разговорной речи....

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время

Программа проектной деятельностимладших школьников...

Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...