Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время
статья по теме

Проблема формирования познавательного интереса, который в становлении личности играет роль ценного мотива деятельности, а при известных условиях становится устойчивой чертой личности и обнаруживает себя в любознательности, пытливости, в постоянной неистощимой жажде знаний, по-прежнему остается актуальной. Разработка теоретически обоснованной системы работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся и  
особенностей класса позволит учителю обоснованно выбирать именно те приемы и методы, которые целесообразны в конкретных условиях.  ях.   
<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:


Предварительный просмотр:

          В последнее время все больше внимания стало уделяться развитию личности ребенка, особенно тем внутренним процессам, вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.

          Вырастая из жизнедеятельности, формируясь на ее основе, познавательный интерес сам становится сильным побудителем развития личности, ее интегративных личностных образований (активности, самостоятельности, работоспособности, стремления к поиску, творчеству). Развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс.

          Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного целенаправленного достижения желаемой цели – развития творческих познавательных способностей учащихся.

          Накоплен немалый опыт активизации познавательной деятельности учащихся. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т. д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство собственного достоинства и т. д.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.

          Но как нередко учителя сталкиваются с таким явлением: чужой, описанный в литературе, блестящий урок или прием при попытке использовать его в своем преподавании не дает ожидаемых результатов. Причина проста: у каждого класса свой опыт познавательной деятельности и свой средний уровень развития. А каждый прием и метод учебной работы, в свою очередь рассчитан на определенный уровень развития познавательных способностей учащихся. Например, беседа - как более доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а выполнение логико-поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому приемы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс.
         Разработка теоретически обоснованной системы работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся и  
особенностей класса позволит учителю обоснованно выбирать именно те приемы и методы, которые целесообразны в конкретных условиях.
Поэтому проблема формирования познавательного интереса, который в становлении личности играет роль ценного мотива деятельности, а при известных условиях становится устойчивой чертой личности и обнаруживает себя в любознательности, пытливости, в постоянной неистощимой жажде знаний, по-прежнему остается актуальной.

          Опираясь на достижения современной психологии с целью выявления возможностей деятельности для формирования личности в педагогическом процессе, необходимо подвергнуть структуру деятельности педагогическому анализу.
Мотивы деятельности многообразны, а подчас и противоречивы, они выражают внутренние побуждения личности, ее потребности, интересы. В организованном педагогическом процессе одной из основных задач выступает необходимость создания ценной мотивации деятельности.
Цель деятельности — важнейший компонент ее сложной структуры. В педагогическом процессе она обычно задается извне и соответствует общественно необходимым требованиям. Если цель деятельности не имеет смысла для личности ребенка, то и деятельность ребенка может быть нейтральной для его развития. Поэтому в ее организации совершенно необходим перевод, трансформация постоянных целей в побуждения самой личности, в ее внутренние устремления - в мотивы, которые и побуждают деятельность, и умножают ценность для ее развития.
Содержание деятельности — оно расширяет соприкосновение ребенка с внешним миром, содействует обогащению его знаний, приобретению опыта. Отобрать необходимое содержание, соответствующее поставленным целям и возрасту, обеспечить условия для успешного овладения им — такова задача педагогического процесса.
Предметные действия требуют наличия положительной мотивации, без чего оно может и не принести желательного эффекта и не решить поставленной задачи.
Способы, операции, умения — без них невозможно ни решать поставленные задачи, ни совершать предметные действия.
Завершается деятельность
результатом. Это показатель развития, знаний, умений личности не только для окружающих, но и для нее самой, что, пожалуй, для нее более значимо. С результатом сопряжена оценка и самооценка личности.
Если обучение в школе призвано формировать личность, то оно должно не только обучать, но еще и воспитывать, и развивать, т.е. осуществлять единство взаимообусловленных функций образования, развития и воспитания. Это становится возможным лишь на основе глубокого научного анализа существа и особенностей познавательной деятельности учащихся, предметом которой является познание мира при помощи обобщенного знания о его различных областях.
Познавательную деятельность мы понимаем как форму психической активности субъекта, заключающуюся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта.
В отличие от других видов деятельности, которые совершаются в годы детства, отрочества и юности в известной мере стихийно, в силу сложившихся обстоятельств, организованная гностическая деятельность
— учение обязательно для каждого ребенка школьного возраста, т.е. способного к относительно длительному физическому и умственному напряжению.
В соответствии с социальным статусом познавательной деятельности осуществляется ее педагогическая инструментовка, которая предусматривает динамику развития ее по возрастам, усложнение ее по всем параметрам.
Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения, имеющего социально-педагогические основы, стоит его личность, ее сознание, ее отношение к познаваемому миру и к процессу познания.
Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер ее протекания. В
 одних случаях ее процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других — поисковый, в иных — творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный ее результат, — на характер приобретенных знаний, умений, навыков. Результат учения зависит от мотивов познавательной деятельности, от характера ее протекания, что обуславливается личностью обучающегося.

         Исследование мотивов деятельности и поведения подрастающего человека советскими психологами (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович. В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, Л.С. Савина, Л.С. Благонадежина и др.) — крупнейшая веха на пути развития психологии. Ведущим мотивом познавательной деятельности является познавательный интерес.
         Познавательный интерес — важнейшая область общего феномена интереса. Познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием разнообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания.
           Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу усвоения знаний.
         Анализ психологической структуры познавательного интереса привел советских психологов (С.Л. Рубинштейн, А.А. Гордон, АН. Леонтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в органичном слитном единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.
         В познавательном интересе находит свое выражение “мысль-воля, мысль-участие, мысль-переживание” (С.Л. Рубинштейн), и это представляет для учебного процесса большую ценность.
         Прежде чем разбираться в понятии познавательного интереса, выясним, что же такое «интерес».
         - Интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания (Т. Рибо, Н.д. Добрынин), его мыслей, помыслов (С.Л. Рубинштейн);
         - Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности (Е.К. Стронг, С.Л. Рубинштейн);

Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер) и как своеобразная чувствительность ребенка (Ш. Бюлер);
       - Интерес — структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюлер);
       - Интерес — это активное познавание (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоциональное познавание (Н.Г. Морозова), отношение человека к миру;
       - Интерес — это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения (С.Л. Рубинштейн);
       - Интерес это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности (С.Л. Рубинштейн).
         Таким образом, психологическое понятие “интерес” отображает множество значительных процессов — от единичных (внимание) до их совокупности, он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.
         Нам ближе всего определение Рубинштейна:
познавательный интерес — это мотив познавательной деятельности.
         Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные).
         1. Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником.
         2. Познавательный интерес более точно выражает мотивацию учения.
         З. Познавательный интерес более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А, следовательно, легче управлять его формированием.
         4. Познавательный интерес имеет меньшую ситуативную прикованность, чем интерес как средство обучения. Он побуждает школьника заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашнего задания.

           5. Познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми однозначно руководствуется школьник.
         Познавательный интерес взаимодействует с такими Личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств.
         Проблемой познавательного интереса занимались многие советские педагоги: Г.И. Щукина, Н.А. Рыков, НИ.
 Гамбург, И.Д. Синельникова, В.Н. Максимова, Ф.К. Савина и др.
         В педагогике познавательному интересу дано свое определение:
это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
         Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубляться в сущность познаваемого, а не быть на поверхности явлений. Познавательный интерес составляет важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям, который побуждает учиться с охотой.
         Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразному познанию ребенка привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.
         В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде
любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
         Более высокой стадией интереса является
любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры и т.д. Однако любознательность ученика не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадает.
         Поэтому задача состоит в том, чтобы поддержать любознательность и стремиться сформировать у учащихся
устойчивый интерес к предмету, когда ученика в учебе захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблемы, нестандартных задач доставляет удовольствие.
         У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленный различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
         Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам.
         Более высоким уровнем его является интерес к познанию существующих свойств предметов и явлений.
         Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям.
         Репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый и творческий характер познавательной деятельности обуславливают собой и уровень познавательного интереса школьника.
          Параметр устойчивости многое открывает нам в познавательном интересе школьника. Познавательный интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными яркими вспышками, как ответ на какую-то особо эмоциональную ситуацию обучения (любопытство). Может быть направлен на поверхностное изучение предмета (любознательность). Познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчив. Внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделенное целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться (устойчивый познавательный интерес).
         По каким же показателям можно обнаружить познавательный интерес?
            1) К ним прежде всего относится многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся;
           2) Эмоциональные проявления учащихся;
           3) Избирательная направленность круга чтения учащихся и участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы.
         По мере развития самостоятельности учащиеся становятся все более способными выполнять усложнившиеся задания, включающие в себя элементы поиска и творчества, столь необходимые для развития познавательного интереса. В свою очередь самостоятельная работа, побуждая познавательный интерес, представляет для ученика неизмеримо большую ценность, чем те, которыми она побуждается только учителем.
         Воспитательный процесс по формированию познавательного интереса с учащимися, обладающими широкими интересами, значительно облегчен желанием и стремлением самого подростка активно заниматься интересующейся его деятельностью.
         Учение закладывает основы познавательного интереса, но не исчерпывает собою всех возможностей их формирования. Эффект деятельности для формирования познавательного интереса подростка.

Способы активизации познавательного интереса.
          Проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения — одна из центральных. Анализируя влияние процесса обучения на познавательный интерес школьника, мы выделяем в нем три источника формирования познавательного интереса:
во-первых, содержание учебного материала; во-вторых, сам процесс учения, который перед нами выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся; в-третьих, личность учителя, который часто стоит отдельно.
         Не будучи непосредственным источником познавательного интереса, отношения, которые складываются в обучении между учениками и между ними и учителем, оказывают значительное стимулирующее влияние на развитие интереса.
         Стимуляция познавательного интереса учащихся в учебном процессе находится в тесном соприкосновении с арсеналом методических средств учителя. Но если главным аспектом методики учебного процесса является передача учителем знаний, умений и навыков, и овладение ими (учащимися), то стимуляция обуславливает собою побуждение школьника к учению.
         Стимулирующее влияние на познавательный интерес учащихся оказывали и те разнообразные отношения (взаимных оценок, сопереживания, соучастия, взаимной поддержки), которые создали особую атмосферу учения.
Побуждающие познавательный интерес стимулы:
1) новизна содержания;

2) “отстранение” материала (рассмотрение уже известного под новым углом зрения). Акцент на то, что в уже сложившихся и ставших привычными знаниях осталось незаметным, и что придает прежнему материалу новое звучание, новые грани, новые повороты, которые озадачивают, производят впечатление странности — это важнейший стимул познавательного интереса.
         Для формирования познавательного интереса важно опираться на опыт ученика не с целью его приумножения, а с целью показа его несовместимости и его перестройки.
         Главным же аспектом формирования познавательного интереса является перевод разрозненных обыденных представлений на уровень систематизированных знаний.
З) Исторический аспект школьных знаний (историзм), сообщение сведений из истории, науки, научных открытий.
         Перед учителем стоит неотложная задача — восполнить образующиеся разрывы между учебными предметами и наукой, приобщать учащихся к ознакомлению с современным этапом развития науки, удовлетворять их возрастающие запросы в познании и тем самым укреплять и углублять их познавательный интерес.
4) Насущная практическая необходимость в знаниях для жизни, для использования науки в целях практики.
         Стимулируя познавательный интерес при помощи показа практической значимости знаний, чрезвычайно важно для подростков, которые в силу недостатков знаний и опыта не всегда в состоянии оценить теоретическую ценность и значимость полученных знаний, но зато всегда охотно откликается на возможность практически использовать знания в своей личной жизни.
5) Показ учащимся современных научных достижений.
         Познавательный интерес как мотив побуждает подростка не только к восприятию определенного круга явлений, но и располагает его к самостоятельной учебной деятельности, которая в состоянии удовлетворить и поддержать его познавательный интерес.
         Познавательный интерес обуславливает создание “внутренней среды” (Л.И. Божович), внутренних импульсов (Томашевский) учения, благодаря чему и процесс деятельности становится более активным, творческим, а результат более эффектным. Интерес и тонизирует деятельность включением эмоциональной стороны и обостряет собственные мыслительные процессы.
         Познавательный интерес — это интерес не вообще к предмету познавания и не только к процессу познавания, это интерес к подлинно продуктивному познаванию, в результате которого проявляется нечто новое либо в составе знаний, либо в способах подхода к овладению этими знаниями.
         В создании эмоционального тонуса познавательного интереса учащихся большую роль играет эмоциональность самого учителя.
         Фиксируя стимуляцию интересов в учебном процессе, отметим и то, что препятствует развитию интереса. При этом в отдельных случаях, в определенных ситуациях на угасание познавательного интереса учащихся влияли не только “антистимулы” сами по себе, но и соответствующая структура стимуляции в целом.
К “антистимулам’ можно отнести:
1) бедность сообщаемого материала;
2) несоответствие содержания обучения опыту учащихся;
З) слабость познавательной нагрузки;
4) слабая организация самостоятельной работы учащихся;
5) отрицательный эмоциональный фон;
б) смысловой барьер между учителем и учеником;
7) переоценка возможностей.
   Умение избежать “антистимулов” — важная черта хорошего учителя.

          Перед методикой преподавания стоит задача выделить основные этапы в работе по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, указать те приемы и методы, которые можно применить на каждом из этих этапов, раскрыть их сущность на конкретных примерах, показать их применение в учебном процессе.
         Вот несколько приемов занимательного изложения учебного материала на уроках:
1) положения науки иллюстрируются событиями современности;
2) привлекаются примеры из техники;
3) используется художественная литература, легенды, оказания;
4) предполагаются различные фантастические ситуации
6) делаются неожиданные сопоставления;
7) анализируются математические фокусы, подвижные и настольные игры;
Методы и методические приемы активизации познавательного интереса на уроках.
          Под методами обучения следует понимать способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Методический прием — это составная часть метода, направленная на решение конкретной задачи обучения. Например, наглядный метод и прием использования кодограмм для иллюстраций.
В современной дидактике
методы обучения рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса учебно-воспитательных задач.
Классификация методов обучения зависит от того, какой существенный признак положен в ее основу. Взяв в основу классификации источник, из которого учащиеся приобретают знания и умения, все методы можно разделить на три большие группы: словесные, наглядные, практические.
Познавательные игры.
          Познавательные (дидактические игры) — это специально созданные ситуации, Моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный интерес.
         При закреплении знаний можно использовать игру “Третий лишний”. Два явления из трех логически связаны, третий рисунок изображает явление, непосредственно не связанное с предыдущими.
         Большой интерес у школьников 1-4 классов вызывает игра — «лото», тематические викторины.
         Также большое значение для активизации познавательного интереса имеют экскурсии, творческие конкурсы, вечера и КВН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка».

quot;Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств". Франческо Патрици...

«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках чтения и письма».

Работать над развитием познавательного интереса – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предмет...

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время

Программа проектной деятельностимладших школьников...

Доклад: "Развитие познавательных интересов учащихся на уроках русского языка"

Широко используя различные приёмы повышения познавательного интереса и применяя их, можно добиться положительных результатов в обучении школьников...

Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...


 

Комментарии

Деревцова Елена Викторовна

спасибо за статью,увидела полезные вещи