«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка».
статья по русскому языку на тему

Лукьянова Елена Михайловна

"Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств". Франческо Патрици

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка».

Лукьянова Елена Михайловна

Многими учеными отмечен тот факт, что при повышении интереса учащихся на уроке непременно повышается и эффективность проводимых с ними занятий.

      Повышение качества   обучения  школьников – одна из  главных  задач, поставленных реформой школы перед педагогами.  Её  осуществление должно проходить  через совершенствование форм и методов, отработку содержания обучения. Важная роль  отводится  развитию интереса у младших школьников к учению, процессу знания вообще. Именно в первые школьные годы у детей развивается познавательный интерес. Познавательная активность не возникает сама  по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе.

    Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учеников  на своих уроках,  я   применяю  разнообразные методы и формы организации учебного процесса, стараюсь  создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый ученик как можно активнее участвовал в работе всего класса.

       Развивать интерес учащихся можно на каждом уроке, будь то русский язык, чтение,  математика или какой-либо другой предмет. Я остановлюсь более внимательно  на предмете – русский язык.

        Как же можно  повысить у учащихся интерес к предмету, воспитать любовь к русскому языку?  Приёмов  много, но одним из них является использование элементов занимательности на уроках.  Хочется, чтобы у ребят был  интерес к предмету и   почтение  к  родному языку. Формируются  они не сразу, а  складываются в процессе  работы на  каждом уроке.

                Опишу  один из  приёмов работы  по развитию познавательного интереса  учащихся  на уроках  русского языка.

  • Использование отрывков  из  произведений русских поэтов на уроках русского языка.

“Само чтение поэта есть уже творчество”, - считал несравненный русский лирик и педагог И.Ф. Анненский.

   Работа проводится по плану:

1. Чтение  наизусть   стихотворения одним из учащихся класса.

2.Комментарии учителя.

3. Развитие речи, обогащение словарного запаса.

4. Орфографическая работа.

5. Списывание отрывка.

6. Выборочное задание.

     На  протяжении  нескольких уроков учащиеся будут  знакомиться с творчеством одного поэта. Затем происходит ознакомление с творчеством  другого поэта. Таким образом, в течение учебного года учащиеся смогут познакомиться  со стихами 10-15 поэтов.

  Такая работа поможет детям узнать о том, что  русская поэзия представлена не только стихами таких великих  известных поэтов, как  А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, но и  познакомятся   с произведениями М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, В. Я. Брюсова, И. А Бунина, И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. А. Толстого, Е. А. Баратынского, К.Д. Бальмонта и др.

   Но может возникнуть вопрос: «Зачем  проводить такую работу на уроках русского языка?» или «Как  такая  работа связана с русским языком?». Одним  из пунктов  плана является  развитие  речи,  обогащение  словарного запаса учащихся. Известно, что развивать речь и обогащать словарный запас учащихся можно разными  способами, но только в стихах русских поэтов можно найти множество образных выражений,  наглядных сравнений,   олицетворений, эпитетов.

О роли самого  списывания достаточно сказать , что оно является  одним  из важнейших факторов в обучении учащихся правописанию.

  Последний пункт плана – это выборочное  задание. Именно на материале выборочного задания учащиеся смогут вспомнить  и повторить все изученные правила. Следует отметить, что если проводить такую работу постоянно, из урока в урок, то можно добиться больших результатов , как в обучении учащихся правописанию, так и в ознакомлении с творчеством русских поэтов, а. следовательно, тем самым вызвать и развивать познавательный  интерес учащихся, именно, на уроках  русского языка.

Предлагаю подборку  четверостиший  С. А Есенина, М. Ю. Лермонтова.

Отрывки из стихотворений С. А. Есенина.

1.  Сыплет черемуха снегом,

     Зелень в цвету и росе.

     В поле, склоняясь к побегам,

     Ходят грачи в полосе.

     2.   Выткался на озере алый свет зари.

          На бору со звонами плачут глухари.

     3.  Белая береза

        Под моим окном

        Принакрылась снегом,

        Точно серебром.

    4.   Колокол дремавший
         Разбудил поля,
     Улыбнулась солнцу
     Сонная земля.

5.  Улыбнулись сонные березки,

      Растрепали шелковые косы.

     Шелестят зеленые сережки,

     И горят серебряные росы.

6.  Из-за леса, леса тёмного,
     Подымалась красна зорюшка,
     Рассыпала ясной радугой
     Огоньки-лучи багровые.

7.    Черемуха душистая

       С весною расцвела

       И ветки золотистые,

       Что кудри, завила.

8.  Погасло солнце. Тихо на лужке.
    Пастух играет песню на рожке.

9.  Я снова здесь, в семье родной,

    Мой край, задумчивый и нежный!

    Кудрявый сумрак за горой

    Рукою машет белоснежной.

М. Ю. Лермонтов

1. Ревет гроза, дымятся тучи

    Над темной бездною морской,

    И хлещут пеною кипучей

    Толпяся, волны меж собой.

2. Светает — вьется дикой пеленой

     Вокруг лесистых гор туман ночной;

3. По небу полуночи ангел летел,

    И тихую песню он пел,

     И месяц, и звезды, и тучи толпой

     Внимали той песне святой.

4. Между лиловых облаков
   Однажды вечера светило
   За снежной цепию холмов,
    Краснея ярко, заходило.

5.  Русалка плыла по реке голубой,

      Озаряема полной луной;

      И старалась она доплеснуть до луны

      Серебристую пену волны.

6.  ...Волнуется желтеющая нива,
        И свежий лес шумит при звуке ветерка,
        И прячется в саду малиновая слива
       Под тенью  ... зеленого листка;

7.  ...Росой обрызганный душистой,

       Румяным вечером иль утра в час златой,

       Из-под куста мне ландыш серебристый

        Приветливо кивает головой...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...

Мастер-класс по теме : "Развитие познавательных возможностей учащихся на уроках русского языка"

Цель мастер- класса:  показать систему работы над развитием познавательных способностей учащихся на уроках русского языка.   Цели уроков:Развит...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Доклад: "Развитие познавательных интересов учащихся на уроках русского языка"

Широко используя различные приёмы повышения познавательного интереса и применяя их, можно добиться положительных результатов в обучении школьников...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка.

Статья поможет развитию познавательной активности учащихся на уроках русского языка....

Активизация познавательного интереса учащихся на уроках русского языка

Сложность и однообразие уроков русского языка снижают интерес учащихся к предмету. Сначала такое отношение распространяется на урок и личность учителя, а затем и в целом к предмету как науке. Задача п...