Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сафронова Ирина Владимировна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использованы разные технологии формы и методы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

по теме Однозначные и многозначные слова

Тип урока:  урок закрепления

Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.

Задачи урока: 

Предметные:

  • создать условия для  формирования  представлений детей о многозначных и однозначных словах;
  • обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение  слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные:  учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи

  • Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, проектор   - презентация, карточки  для групповой  и парной работы.

Педагогические  технологии:

  • Технология сотрудничества
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • Технология активного обучения
  • Исследовательские технологии

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент

-Прежде, чем начать работу, давайте поприветствуем друг друга.

Поздоровайтесь друг с другом глазами.

-А сейчас давайте поздороваемся ладошками. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

                                                                          Успеха (Указательный)

                                                                          Большого (средний)

                                                                          Во всем (мизинец)

                                                                          Здравствуй (всей ладонью)

- Начинаем урок русского языка.

Девиз  урока:

«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ,

ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ,

ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ».

-А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

 «Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным  языком».

 - Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

II. Минутка чистописания

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.

Пальчиковая гимнастика

-Прежде чем писать, давайте подготовим пальцы для письма.

«Капуста»

- Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

Открываем рабочие тетради. Запишем число, классная работа

- Аа

-Дайте характеристику звуку, который обозначает буква «а».

III.Самоопределение к деятельности

1.Словарная работа. Работа в парах.

«Мозговой штурм»

-Сегодня словарную работу мы проведем необычно.

-Найдите зеленую карточку с заданием.

-Попробуйте узнать слово по его лексическому значению.

1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.

2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.

3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.

Ответ: альбом.

—  Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)

—  Найдите это слово в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Составьте предложение со словом альбом, запишите.

—  Запомните, как пишется это слово.

2.Актуализация знаний

—  Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)

3.Постановка темы урока, целей и задач.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Метод «Фруктовый сад»

- У вас на парте есть яблочки разного цвета (зеленые – легко справлюсь со всеми заданиями; желтые- возможно возникнут трудности; красные – понадобится помощь товарищей, учителя)

- Подумайте, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. Выберите то яблочко, которое отражает ваши ожидания.

IV. Проверка домашнего задания

-Посмотрите на доску, что вы видите?

-Что означает это знак?

-Правильно, давайте проверим ваше домашнее задание.

-Напомните, что надо было сделать. (Найти загадку о ключе)

Он в дверях, он в замке,

     Он и в нотной строке,

     Он и гайку отвернет,

    Он и  может, если захочет,

     Телеграмму передать

     И загадку разгадать.

То как синий Поясок
Пробиваюсь сквозь песок.
То лечу Автомашину,
Ей откручиваю шину.
То на пять певучих Рук
Усадил я каждый звук.
То звенящею походкой
Открываю дверь бородкой.
Работящ, хитёр, певуч!
Отгадали это 
(Ключ.)

- Давайте произнесём первую отгадку, вторую, третью и четвёртую. Что вы заметили. (Что отгадка звучит одинаково).

А что ещё вы можете сказать о слове ключ?

(Что значение разное)

-Сделайте вывод: Существуют слова, которые имеют несколько значений. Такие слова называются многозначными.

V.Работа по теме урока

Работа по учебнику. Актуализация знаний

Упр. 64 (с. 40).

—  Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?

—  Согласны ли вы с его мнением?

—  Выполните задания.

—  Прочитайте лексическое значение выделенных слов.

—  Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)

—  По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.)

Физминутка для глаз (видео «От улыбки»)

-Вы внимательно следили глазами за предметами. Какое многозначное слово встретилось в физминутке? (лист)

Упр. 65 (с. 40). (Работа в парах.)

-Составьте кластер по теме урока.

Рефлексия

-Возьмите лист самооценки.

—  Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.

Игровой момент

-А сейчас, проведем небольшое соревнование: чья пара запишет больше многозначных слов.

-Оцените работу своей пары (зеленый круг-все правильно, желтый-допустили ошибку; красный – не смогли выполнить)

Работа в группах. Исследовательская работа

Задание

Объясните значение слова.

Найдите  слово в толковом словаре.

Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.

Составьте предложения, употребив различные значения слова.

Какие слова называются многозначными?

Докажите правильность своего ответа.

Подготовьте отчёт о работе по плану.

Слова для групп

Группа № 1 «КОРЗИНА»

Группа №2 «КОРЕНЬ»

Группа № 3 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Группа № 4 «КОСА»

Группа № 5 «КЛЮЧ»

Группа № 6 «КИСТЬ»

План отчёта группы

Мы работали со  словом (назвать слово).

Это слово имеет____значений. Перечислить.

Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.

Мы составили следующие предложения_______________________________.

      Вывод: Многозначными называются слова   ________________.

V. Физкультминутка  (мультимедийная)

VI. Актуализация знаний

Работа в рабочей тетради. Поисковая работа.

-С.21 упр.46

-Найдите в словаре учебника толкование слова «пейзаж».

-Составьте предложения, используя данное слово в разных значениях.

-Возьмите лист самооценки. Оцените свою работу.

Дифференцированные задания

На экране высвечиваю задание:

Красный –  выписывает из толкового словарика по 3 слова: однозначные и многозначные..

Синий –только однозначные

Зелёный- составляют предложение с одним из многозначных  слов

-Оцените свою работу.

-Теперь давайте вернёмся к нашему эпиграфу. 
Найдите в нём многозначные слова.(ключ, язык)

VII. Рефлексия

(Работа в парах.)

—  Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные.

Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря.

—  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

-Что такое лексика?

—  Что такое лексическое значение слова?

—  С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?

Какие слова называются однозначными?

-Какие слова называются многозначными словами?

-Где можно найти лексическое значение слова?

-Ребята, в начале урока вы прикрепили яблочки на наше дерево, согласно своим ожиданиям. Подумайте, сбылись ли они. Может кто-то хочет поменять яблоко.

-Выставление отметок за работу на уроке.

Домашнее задание

Раб. тетр.

С.22 упр. 47