Урок по русскому языку. Тема: Однозначные и многозначные слова.
план-конспект урока по русскому языку на тему

  Урок по русскому языку.  Тема: Однозначные и многозначные слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lipenskaya_z.a.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

     Предмет: Русский язык

     Программа: «Школа России»

     Автор:  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

     Класс: 1

    Тема: Однозначные и многозначные слова. Толковый  словарь русского языка.

    Тип урока: урок открытия нового  знания

     

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные:

Сформировать умения определять

значение слова, дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов;  ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова»; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи;

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развитие способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивание своих достижений на уроке.

формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Основные понятия

Однозначные и многозначные слова

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

Ресурсы:

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  «Русский язык»,  рабочая тетрадь

В.П. Канакина «Методическое пособие с поурочными разработками»,

С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»,

В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»,

Т.А. Крепких, приложение на электронном носителе, раздаточный материал, картинки по теме «Многозначные слова»

Пальчиковая гимнастика - http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html Блог о жизни с детьми © DadAndMom

Физкультминутка - http://videoscope.cc/134986-super-fizkultminutka-dlja-uroka.html

Презентация: «Многозначные слова»

Структура технологической карты

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности 

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения  у  учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального настроя.

Минутка чистописания

Проговаривают правила поведения на уроке.

Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.

 

Мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

- Начинаем урок русского языка.

-Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, Ручку я вот так держу,
Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь!

-Запишите сочетания букв в тетрадь,  обратите внимание на верхнее и нижнее соединение.

срп  лрп орп  врп орп.

- Какие буквы одинаковые в соединениях?

-Уберите эти буквы и скажите, что у вас осталось. (слово)

Ветер горы разрушает – слово народы поднимает

- Слово – великое оружие жизни.

Продолжите высказывание: Словом  можно….

(обрадовать, объединить, поддержать), а можно… (огорчить, обидеть, разобщить). Относитесь внимательно к сказанным вами словам.

Со словом и будет связана наша тема урока.

Личностные:  Уметь выделять нравственные аспекты поведения.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном  учебном действий. 

Цели: организовать повторение изученного;  активизировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения,

делают выводы совместно с учителем. Объясняют значения слов.

Организует повторение изученного, формирование темы урока, работу по формированию умений делать выводы.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока.

слайд

        

- Перед вами на столе лежат два листа. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.

- Итак, слово «Апельсин»

- А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одном листе предмет, который представили.

- Покажите картинку. (Картинка апельсина)

-Закройте глаза, я называю второе слово (иголка)

- Представили? Открываем глаза, и на втором листе каждый из вас рисует то, что представил.

-Покажите.

-Что нарисовали?

 -Я не уточнила, какие именно иголки нужно рисовать, поэтому рисунки получились разные.

-Посмотрите на доску (3 картинки: иголка швейная, иголка ёлки, иголка ежа)

-Так что же видим? Слово одно «иголка», а значений у него посмотрите сколько.

-Сколько? (Много)

Познавательные УУД:

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 

логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.                                                                

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                                                      Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной  деятельности и ее мотивом.

Построение проекта выхода из затруднения

III.Сообщение темы и целей урока Постановка учебной задачи

Предполагают тему урока.  Ставят цель урока.

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

слайд

-Как вы думаете, с какими словами будем сегодня работать?

- Так какая тема урока? (Однозначные и многозначные слова)

-Значит цель нашего урока?

- Узнать какие слова называют однозначными, а какие слова называют многозначными.

-Кто или что нам поможет? (учебник, словари).

Познавательные УУД:уметь проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные УУД:соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

IV.Открытие нового знания (реализация построенного проекта)

Цели: организовать изучение нового материала; формировать умение делать выводы; организовать практическую работу.

Рассматривают картинки, отвечают
на вопросы.

Составляют предложения.

Выполняют упражнения. Учатся обобщать, делать выводы.

Организует

изучение нового материала.  Организует работу по картинкам.

Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что слова могут иметь несколько значений:

– Назовите слова, которые имеют только одно значение (однозначные).

– Назовите слова, имеющие несколько значений
(многозначные).

слайд

Беседа по картинкам.   ПК.

 -Посмотрите  по сторонам.   Вы видите  картинки: грач, лист, карандаш, ручка, кисть руки, кисть малярная, кисть винограда.

Работа с учебником с. 27 сведения о языке (Обрати внимание!)

Демонстрирую толковый словарь С. И. Ожегова.

-В вашем учебнике тоже есть толковый словарь на с. 138-140 Обратите внимание на то, как  располагаются слова в словаре ..по (алфавиту).

Найдите в толковом словаре с.138-140 слова кисть, колокольчик и уточните их значение.

-Запишите многозначные слова кисть, колокольчик.

- Составьте предложение с любым многозначным словом.

-Закончите фразу: из толкового словаря можно узнать…( значение слова).

Личностные УУД: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия..

Познавательные:

общеучебные – осознанно высказываются в устной форме о значении однозначных и многозначных слов;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

V.Физминутка

http://videoscope.cc/134986-super-fizkultminutka-dlja-uroka.html

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ с экрана, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий

VI. Первичное закрепление.

Цель:

-организовать усвоение учениками нового; осознание   каждым  обучающимся степени овладения полученных знаний. 

Записывают словарные слова, составляют предложение, работают в группах.

Выполняют задание на закрепление полученных знаний

Знакомит с непроверяемыми орфограммами в словарных словах.

Показывает картинки с изображением карандаша, пенала. Контролирует написание словарных слов в тетрадь, деление слов на слоги, осуществляет выборочный контроль, предлагает составить предложения с этими словами.

Загадки (слайд)

Работа в группах.

-У вас на столах лежат 6 предметных картинки: пенал, карандаш, коса (причёска, орудие труда), звезда – фигура, звезда на небе, звезда – певец.

- Рассмотрите картинки.

-Распределите картинки в две группы по теме нашего урока 

-Чья группа готова озвучить слова из первой  группы ? (однозначные)

- Чья группа озвучит слова второй группы ? (многозначные)

- Сигнальными карточками оцените, согласны ли с ответом. (проверка на доске)

Словарная работа.

-Обратите внимание на то, как пишутся слова пенал и карандаш.

-Сколько слогов в слове пенал?

-На какой слог падает ударение?

-назовите  безударную гласную, требующую запоминания?

-В слове карандаш сколько слогов?

-На какой слог падает ударение?

-Какую букву надо запомнить?

-Посмотрите еще раз внимательно.

- Запишите  новые словарные слова в свою тетрадь по памяти.

-Подчеркни буквы, которые требуют запоминания. Поставьте ударение

 самооценка

-Составьте предложения с этими словами  (работа в парах)

Пенал, карандаш - это мебель? Обувь? Что это?

 (Школьные принадлежности)

-Какие еще школьные принадлежности вы можете назвать, которые лежат на столе?

-А есть ли среди этих слов многозначные слова? (Ручка, резинка)

Работа по упр 17 (работа в парах)

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в  иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли;

умение обобщать знания,

учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах

Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Физминутка для глаз   по офтальмологической таблице      

Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Влево, вправо посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так 8 раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

VII.Закрепление изученного материала.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы.

Организует

закрепление изученного материала.

Организует работу в учебнике.

слайд

Самостоятельная работа.

-Рассмотрите рисунки.

-Постарайтесь самостоятельно распознать однозначные и многозначные слова.

-Найдите однозначные слова и поставьте знак  «+».

самопроверка по эталону на доске.

(сигналами)

.

работа в тетради

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,  

Личностные УУД: Уметь самостоятельно  выполнять учебные задания.

Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: Уметь осуществляют пошаговый контроль своих действий.

VIII.

Включение
в систему
знаний
и повторение

Работа в группе

коллективно

слайд

слайд

Игра «Подбери пару»

Нужно найти пару своему слову. Помогут вам в этом картинки. 

Дети определяют значение каждого слова

Картинки: ель – ёж, лук (овощ) – лук (оружие), стул – гриб, ключ (дверной, источник).

Игра «Посели жильца»

Коммуникативные Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера.

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке . Подведение итогов.

Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свои действия на уроке.

Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.

слайд

-Закончите предложения.

Сегодня я узнал, что слова бывают…..

Теперь я знаю, что значение слов можно прочитать…..

Я должен выучить написание слов….

Мне было интересно…..

У меня вызвало трудности выполнение задания……..

-Понравилось ли вам как вы работали на уроке?

Покажите.

- Мне понравилось как на уроке работали вы, ребята.

Спасибо за урок.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Тема: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия

Конспект урока по русскому языкуТема: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действие», УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действие» Цели деятельности учителя: знакомство с правилом разделительного написания частицы «не» со словами, называющи...

Конспект урока по русскому языку Тема " Мягкий знак в середине слова " для 3 класса

Конспект  урока по русскому языкуТема " Мягкий знак в середине слова " для 3 класса...

Конспект урока по русскому языку. Тема Безударный гласный в корне слова.

Разработка урока по русскому языку для учащихся 3 класса....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однозначные и многозначные слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «однозначное слово», «многозначное слово». Планируемые результаты: Предметные: - знать, что такое «однозначное...