Конспект урока по русскому языку. Тема Безударный гласный в корне слова.
план-конспект урока (3 класс)

Парнова Олеся Григорьевна

Разработка урока по русскому языку для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass_bezudarnnye_glasnye.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.  Парнова Олеся Григориевна

Предмет: Русский язык

Класс: 3 

Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне».

Тип урока: закрепление материала.

Цель:  Создание условий для закрепления и формирования умения проверять безударные гласные в корне двумя

способами: изменяя форму слова или подбирая однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал

ударным.

Планируемые результаты:

Предметные:

  Знать:  правописание слов с безударными гласными в корне.

 Понимать: правописание слов с безударными гласными в корне.

 Применять: выделять корень в словах, ставить ударение, подчёркивать безударные гласные в словах, находить проверочное слово.

Анализ: безударных гласных в словах.

Синтез: представление о значимости безударных гласных в корне слова.

Оценка:  своих достижений и работы.

Метапредметные:

  Регулятивные: 

  -умение формулировать тему урока;

  -прогнозировать предстоящую работу;  

  -оценивать себя и свою деятельность.

  Познавательные: 

  -овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

   -умение находить ответы на вопросы.

   Коммуникативные: 

 -формировать собственное мнение;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные:

 -формирование положительного отношения к учению;

 - совершенствовать  навыки  самоконтроля  и  взаимоконтроля  при выполнении самостоятельной и коллективной работ;

-развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на закрепление данной темы.

Межпредметные связи: литература, окружающий мир.

Основные понятия: 

Методы, технологии: беседа, практическая работа, ИКТ.

Ресурсы урока:   наглядный материал (презентация).

Для учителя: презентация, учебник

Для обучающихся: учебник, тетрадь рабочая, пенал, дневник.

Оформление доски: на уроке используется презентация и доска

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Олеся Григорьевна,  сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Приветствуют учителя.

-Проверьте своё рабочее место, у вас на партах должны лежать: дневник, пенал, рабочая тетрадь, учебник.

-Я  желаю вам отличной работы на сегодняшнем уроке!

-Проверяют рабочее место, затем присаживаются на места.

 

2. Организация познавательной деятельности.

Слушаем внимательно и повторяем за мной!

Идеями делись, пробуй и ищи!

 Будет трудно – не пищи!

  

 

Я хочу начать сегодняшний урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».

- Где вы встречали фамилию этого писателя? (на уроках литературного чтения)

- Почему важно хорошо знать свой родной язык? (Писать грамотно, красиво разговаривать)

Мы можем гордиться, т.к. это один из самых сложных и самых красивых языков мира. А ещё в нём так много загадок, что они способны поставить в тупик многих взрослых и образованных людей. Одну из таких задачек я вам приготовила.

1 слайд

- Перед вами предложение. В нём два слова с пропущенными буквами. Прочитаем.

У Толи братишка пломбир весь сл.зал, пока тот с друзьями с забора сл.зал.

- Как выглядят слова на первый взгляд? (Одинакого)

- Верно. А теперь прочитайте еще раз  предложение, только по другому.

- Как звучат эти слова? (По разному, потому что это разные по смыслу слова)

- Одинаковые ли буквы вы вставите? (Нет) Какие это будут буквы? (И, Е) Почему? (Надо сделать проверку этих слов) В первом случае пишется И, проверочное слово - слижет, лижет. Во втором будет Е потому, что проверочное слово - лезть. (Выделим корень, поставим ударенье, подчеркнём безударную гласную).

2 слайд

Проверка.

- Молодцы!

- В какой части слова они находятся? (в корне)

- Как называется такая орфограмма? (проверяемая безударная гласная в корне слова)

- Какие ещё буквы в слабой позиции требуют

проверки? (А, о, и, е, я)

3 слайд

Прочитаем хором!

Опасных гласных всего 5,

Их я и буду проверять.

Не спеши! А, О, И, Е, Я-

Не проверил - не пиши!

4 слайд

Какова же тема урока? (Тема: Правописание слов с безударными

гласными в корне.)

Цель нашего урока: (Проверять безударные гласные в корне)

3. Актуализация знаний.

 Давайте вспомним алгоритм, который используют при проверке безударных гласных в корне. (На доске при обсуждение появляется план)

1.Прочитай слово.

2.Поставь ударение.

3.Выдели корень.

4.Определи безударный гласный.

5.Подбери проверочное слово.

Теперь проверим всё это в письменной форме.

А кто мне скажет, сколько способов проверки слов с безударной гласной в слове существует в русском языке? (Два способа проверки слов с безударными

гласными в корне.)

5 слайд

- Что изображено на слайде?

Дв..ры (Дворы)

- Почему в этом слове пропущена буква? (Это безударная гласная)

- Как это доказать? (Поставить ударение)

- В какой части слова безударный звук? (В корне) Выделите пожалуйста.

- Подходит нам это слово для исследования? (Да)

- Тогда поработаем над способами проверки.

- Как изменится слово в единственном числе? (Двор)

- Это новое слово или форма того же слова? (Форма того же слова)

- Назовите другие формы этого слова (дворами, двором, ко двору)

- Молодцы! Есть ли среди данных форм слово, где

О  находится в сильной позиции? (Двор)

- Каким оно будет являться по отношению к другим формам? (Проверочным)

Какой вывод сделаем? Как проверить безударный

гласный в корне слова? ( Вывод: Изменить слово так, чтобы безударный

стал ударным. Для этого подобрать другую форму слова) – это был первый способ решения.

6 слайд

Назовите следующие картинки. (Дворец, двор, дворник.)

- Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные)  Допишите по

два однокоренных слова к слову «дворы». Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните ударные гласные в корне.

- Есть ли среди них проверочные ? (Да)

- Какой же ещё способ существует? (Вывод: Подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.)

Давайте выполним упражнение 194 (устно) .

- Почему написание выделенных букв надо

проверять? (Это безударные гласные)

- Прочитайте задание под второй красной точкой.( Подберите к каждому из слова два проверочных слова: одно – это изменив форму слова, другое – подобрав однокоренное слово)

- Значит, вы работаете самостоятельно по образцу, начиная со слова «стрелы»

(стрелы, стрелка) стрела…и т.д

- Как же проверить безударный гласный в корне? (Изменить  форму слова или подобрав однокоренные слова, поставить ударение).

Физкультминутка.

 Разминочное упражнение для глаз. (Видио ролик  с движущимися явлениями на экране.)

- Какое время года сейчас в природе? (Осень)

7 слайд

- Я вам, сейчас прочитаю  стихи  М. Исаковского об этом времени года

Л_тят перелётные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу ул_тать.

- Какое из выделенных слов лишнее? (Лето)  Почему? (Оно не является однокоренным словом)

-Какие слова однокоренные? Какой корень? (лет)

(Слова : летят, перелётные, улетать –однокоренные)

- Какое из этих слов сейчас лишнее? (перелёт, потому что стоит под ударением)

- Какая орфограмма встретилась в словах с пропущенными буквами? В какой части слова? (Безударная гласная в корне слова)

Сделаем упр.197 (Запишем в тетради упр.197)

-Прочитаем стихотворение.

-Что обозначают север, юг? (Стороны света)

Это ещё слова? (Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения)

-В каком слове написание выделенной буквы надо запомнить? (Север)

-Давайте подберём проверочные слова к другим словам с выделенными буквами.

-Спишите, выделяя корень в словах с выделенными буквами и ставив ударение.

Сделаем упр.199 (Запишем в тетради упр.199)

Прочитаем слова и сделаем самостоятельно по образцу.

Один человек работает у доски.

   5.Рефлексия

     Игра «Поймай нужную букву.»

- Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт.

- Я буду называть слова с безударной гласной.

Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете над головой.

Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы приседаете.

Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, земля, моря, скала, шары, дела, сады.

Подведение итогов:

     1)Какое правило мы с вами сегодня повторяли на уроке?

     2)Сколько способов проверки безударного гласного в корне существует

     - Назовите их.

   Вы сегодня были молодцы! Урок окончен.

-Слушают учителя.

-Отвечают на вопросы учителя.

-Выполняют задание учителя.

-Формулируют тему и цель урока.

-Выполняют задание учителя.

-Выполняют задание учителя.

-Выполняют задание учителя.

-Ученики читают по очереди предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс

Урок закрепления по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс....

Открытый урок по русскому языку "Правописание безударной гласной в корне слов"

Урок по  русскому языку "Правописание безударных глассных в корне слов"...

Урок по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" (2 класс)

Цель: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любов...

Конспект урока по русскому язык "Буква безударного гласного в корне слова."

Цель урока: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" в 3 классе

Цель: совершенствование навыка правописания безударных гласных  в корне слова.Задачи:формировать умение написания словарных слов;закреплять синтаксические навыки;развивать внимание, речевые умени...

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" 3 класс

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) Для ребят звенит звонок,Начинается урок.Время даром не теряйте,На вопросы отвечайте,Дружно тему обсуждайте.Не пройдёт ваш даром т...

Конспект урока по русскому языку. Буквы безударных гласных в корне слова

Тип урока:Урок открытия нового знания.Цели:Формировать умение вычитать сумму из числа.Продолжить формирование умения читать выражения со скобками и находить их значения.Продолжить формирование вычисли...