Конспект урока по русскому языку тема "Упражнение в подборе родственных слов "4 класс.Просвещение. школа 8 вида
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Фомина Анастасия Сергеевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13.03.2018.        Учитель: Клинк Н.Е.

Школа: МКОУ  «ООШ  для обучающихся с ОВЗ»        Студент: Фомина А.42 гр.

Класс: 4 “а”        

Конспект по русскому языку

Тема: «Упражнение в подборе родственных слов»

Цели деятельности учителя:

- закреплять понятие «родственные слова»;

-учить выделять родственные слова из текста;

-учиться подбирать родственные слова

Планируемые результаты:

Предметные:

- создать условия для развития умения распознавать родственные слова по двум их признакам;                                                                                                                                  - формировать умения различать родственные слова среди других слов, учить писать одинаково корень.    

Личностные:

- формирование осознания важности понимания значения слов, интереса к наблюдениям за языком;

- формирование умения участвовать в общей беседе;

Коррекционно – развивающие:

- развитие устной и письменной речи;

-расширение представлений об окружающем мире.

Оборудование: учебник Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 4 класс. - М.: Просвещение, 2017-08-31

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

1.

Орг.момент.

Мотивационный этап.

30сек.

 Прозвенел звонок,                                                                                                              Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Л: самоопределение;

смыслообразование.

2.

3.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

7 мин

Я надеюсь, что вы сегодня на уроке будете правильно отвечать, грамотно писать, думать, соображать.

ткроем тетради, запишем число. Классная работа. Какое сегодня число?

-Итак, с чего начнём урок?  (с минутки чистописания).

На доске: Щ-КА К-МАР ДЕВ-ЧКА

  • Назовите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Найдите логическую связь между верхним и нижним рядами. Ответьте на вопрос.

(Сегодня на уроке мы будем писать букву Ч. Щука-рыба, комар-насекомое, девочка-человек.)

  • Составьте цепочки, в которые бы вошла заглавная буква Ч, строчная буква ч и буквы, пропущенные в словах.

(Можно составить такие цепочки: Ччуоо, Ччоуо, Ччооу, Чучоо,…)

  • Напишите одну из предложенных цепочек до середины строки. Правильно ли, красиво ли в тетради написаны буквы? Карандашом подчеркните те, которые не удались. На второй половине строки напишите их правильно и красиво.

Выполняют задание

-13 марта

Пишут

П: проводить анализ, синтез сравнение;

извлечение необходимой информации;

владеть общими приемами решения проблемного вопроса.

4.

Решение частных задач.

12 мин

Задание на слайде:

-Распределите слова по группам родственных слов. Обоснуй свой ответ.

Синой, белеет, синева, зелень, трусливый, зеленый, синеет, белок, трусость, белизна, трусить, зеленеет.

-Проверяем:

Синий, синева, синеет.

Белеет, белок, белизна.
Зелень, зелёный, зеленеет.

Трусливый, трусость, трусить.

-По каким признакам мы определили, что слова из этих групп будут родственными?

Задание в учебнике стр. 179 упр. 29. (Индивидуальная помощь неуспевающим детям)

-Прочитайте упражнение. – Что необходимо сделать?

- Какие слова мы вставим? ( Грибами, грибные, грибочки, цветы, цветком, цветы, цветет)

-Выделите в них корень.

Распределяют слова по группам.

 

 Оля у доски, все в тетрадях.

-Есть общий корень и общий смысл.

-Списать текст. Вставлять слова вместо точек слова, родственные словам гриб и цвет.

П: строить логическую цепь рассуждений;

уметь анализировать содержание задания;

К: выражение своих мыслей полно и точно.

5.

Физ. Минутка.

1 мин

Народная потешка

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!

Выполнять упражнения.

6.

Решение частных задач.

15 мин

Посмотрите слова на доске и запишите их:

сахар

сахарок

сахарный

сахаристый

-Можно их назвать родственными? Почему?

-А слова сахар и конфета родственные? Конфета ведь сладкая?

-А вот почему «сахарницу» так назвали?

Сахарница – это посуда, в которой лежит сахар).

Что вы сделали?

Дописываю слово «сахарница» в столбик. Что значит «солить»? (Посыпать солью).

Что вы сделали? (объяснили значение слова «солить» с помощью слова соль).

-Помогите, пожалуйста, мне.

Я думаю, что слова ёж, ёжик, ежата, ежиха, ежевика из одной семьи, значит родственные. А вы как считаете?

Участвовать в учебном диалоге.

-Значением похожи, общая часть есть.

-Значение разное и нет общей части).

- Объяснили значение слова «сахарница» с помощью слова сахар

-Нет, есть лишнее слово, остальные можно объяснить с помощью одного слова ёж.

П: построение логической цепи рассуждения;

умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы.

 Р: осуществлять контроль и коррекцию.

7.

Рефлексия.

5 мин

-Чем сегодня на уроке мы занимались?

- Какие упражнения вызвали у вас затруднения?

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашняя работа: Повторить правило, придумать ряд родственных слов, используя слова: врач,  дом, стол.

Урок окончен, спасибо за работу.

Проводить самоанализ своей работы на уроке, результатов.

Л: самоанализ проделанной работы на уроке.

Р: самоконтроль;

оценка.