Обобщение по теме «Имя прилагательное» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок в 3 классе. Использованы занимательные задания с выявлением знатока по теме " имя прилагательное" среди учеников класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_teme_imya_prilagatelnoe.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Хасьянова Римма Михайловна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №42 г. Мурманска

3 класс

«Имя прилагательное – наш помощник в русском языке»

Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Тип урока:   Повторение и закрепление изученного  (прилагательное).

Цель: создание условий для систематизации изученных признаков

имени прилагательного как части речи.

Задачи:

 совершенствовать умение распознавать части речи через признаки весны;

совершенствовать орфографическую зоркость;

продолжать  работать  по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания;

воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её;

воспитывать гордость за свои знания;

 Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Ход урока

  I.  Организационный момент.

Детский писатель Роман Сеф заметил:

«Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает».

И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.

А девиз, у нас, какой?

Всё, что надо – под рукой.

II.  Сообщение темы и цели  урока.  

- Определите тему нашего урока по стихотворению.

Я имя ищу необычное, звучное, 
Особое, сильное, самое лучшее,
 
Короткое, длинное, красное, синее,
 
Неброское, яркое, очень красивое,
 
Оно уменьшительное или ласкательное,
 
Его называют ещё ... (Прилагательное)

-Определите учебную задачу.

-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. 

-  На уроке присутствуют члены жюри, которые будут внимательно следить за вашими ответами и выявят к концу урока знатоков темы «Имя прилагательное»

III  Повторение знаний о падежах

  1.  Игра «Во всех падежах»

Послушайте стихотворение «Приключение зеленого листа» и с помощью вееров покажите, в каких падежах стоит сочетание зеленый лист.

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый (И.п.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа. (Р.п.)

Ветер нес и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу (Д.п.)

Лапой – хвать зеленый лист (В.п.)

Дескать, поиграем.

«Не хочу»,- парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п.)

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом. (П.п,)

Сколько падежей в русском языке? Перечислите.        

IV. Имя прилагательное – тема урока.

    - Назовите 5 любых числа от 1 до 25. Дети, по списку стоящие под этими номерами, выйдите к доске. Сорвите лепестки с вопросами и готовьтесь дать четкий ответ.

1. Имена прилагательные отвечают на _______ и обозначают _______ . Например:

2. Имена прилагательные всегда связаны с  __________ . Например:

3. Имена прилагательные изменяются по _____, _____, ____. Например:

5. Назови окончания имен прилагательных единственного числа каждого рода. Например:

4. Подбери и напиши как можно больше  имён прилагательных к существительному весна  так, чтобы они называли разные признаки этого предмета.

V.   Проверка домашнего задания: 

описать предмет, указать его признаки.

Учащиеся отгадывают название предмета.

Что обозначает имя прилагательное?

Послушаем ответы учащихся.  (Работа у доски по карточкам)

VI  Повторение о прилагательном. Определение рода, числа имён прилагательных.

- Работаем в тетрадях.

- Послушать и записать сочетание имени прилагательного с именем существительным, указать род и число. (Звучит детская песня)

Групповая  работа:

Просклоняйте в группах: 6 имён прилагательных(1 группа – зеленая ветка, 2 группа - зеленый листок, 3 группа – зеленое дерево, 4 группа – синий шар, 5 группа – синее небо, 6 группа - синяя туча)

- Выделите окончание у имен прилагательных и имен существительных. Почему разное окончание у имен прилагательных? От чего зависит окончание у имен прилагательных?

VII.  Физминутка

VIII . Словарная работа.

- Запишите слова, подчеркните орфограммы, определите род, выделите окончание, допишите подходящее по смыслу имя существительное.

Интересный,  интересная, интересное.

Прекрасная, прекрасный, прекрасное.

Желтое, желтый, желтая.

От чего зависит окончание у имени прилагательного?

IX.  Работа по развитию речи.

Игра «Когда это бывает?»

- По каким признакам узнали время года?

Голубые, синие

Небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи. (Весна)

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые пушистые

В небе облака. (Лето)

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды. (Осень)

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки как рога. (Зима)

- Перед вами картина. (Весна) Какое время года? По каким признакам определили? Составьте предложение, в котором обязательно должно быть имена прилагательные. Определите род, падеж.

- Запись под диктовку предложения. Определить род, число у имен прилагательных. В 1 предложении подписать части речи. Во 2 предложении основу предложения подчеркнуть. В 3 предложении полный разбор по частям и членам предложения.

Наступила долгожданная весна. Белый снег потемнел. Потекли веселые ручьи.

X . Закрепление. Определение имени прилагательного.

Перед вами стихотворение Э. Мошковской, в котором говорится о хорошо знакомом предмете. Подчеркните часть речи, которая поможет узнать этот предмет.

Он уже не пышный,

Он уже не лыжный,

Он не из ваты,

Он ноздреватый.

Он уже не белый,

Он потемнелый,

Серый и мокрый,

Старый и добрый..     (Это весенний снег)

- Какая часть речи помогла определить название предмета?

- Посмотрите вокруг.  Напишите 3 словосочетания: прил.+ сущ.

- Закончите пословицы, подбирая по смыслу имена прилагательные.

Речь хороша короткая, а веревка ______ (длинная).

У спорого кузнеца руки черные, да хлеб ____ (белый).

XI.  Рефлексия  

В заключение нашего урока давайте вставим недостающие слова в следующие предложения.

В течение урока….

Я испытывал затруднения, когда __________.

Я обращусь за помощью к _____________.

Я работал с ________ настроением.

Я ____ доволен своей работой.

XII. Итог урока
– О какой части речи мы сегодня говорили?
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Как определить род и падеж имен прилагательных?

-  Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них она бедна и невыразительная. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, вкусы, становится серым.

- Жюри определите лучшего знатока темы «Имя прилагательное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное""

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Форма проведения урока: урок - путешествие.Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.Задачи:Образовательные:- обобщить знаний учащихся...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение по теме «Имя прилагательное»" 4 класс

Цель: обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»; развивать умения определять падеж и правильно писать окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Тип урока: урок ...

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Цель: Обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»; развивать умения определять падеж и правильно писать окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе.Задачи:Орг...

Урок русского языка в 4 классе на тему "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

На данном уроке учащиеся смогут закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном; совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных.Развивать речь, внимание, логическое мышление...