Программа внеурочной деятельности "Учись писать правильно"
рабочая программа по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchis_pisat_pravilno.docx63.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса внеурочных деятельности «Учимся писать правильно» составлена на основе авторской программы “Пишу красиво и грамотно” автора М. И. Кузнецовой под руководством чл.-корр. РАО, профессора Н.Ф. Виноградовой.

Актуальность программы обусловлен тем, что курс  позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к слову  должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь, создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях  следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу “ Учимся писать правильно ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.Программа направлена на формирование готовности и способности  обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

   Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит  курс “ Учимся писать правильно ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Учимся правильно писать” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

Воспитывающие:

  • воспитание уважительного отношения между членами коллектива в процессе совместной коллективной деятельности;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • развивать коммуникативно-речевые отношения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы виды работ:

  • игровые элементы,
  • игры,
  • дидактический и раздаточный материал,
  • пословицы и поговорки,
  • физкультминутки,
  • рифмовки,
  • считалки,
  • ребусы,
  • кроссворды, головоломки,
  • грамматические сказки.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • олимпиады, викторины;
  • театрализованные представления.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

        Планируемые результаты.

Предметные результаты

  • производить разбор по составу;
  • производить разбор слова как части речи;
  • производить синтаксический разбор предложения;
  • определять тему текста;
  • писать сочинения и изложения.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Программа рассчитана на 2 года. Количество часов – 68. Занятия проводятся 1 раз в неделю . 

Содержание программы

3 класс

Фонетика (8 часов)

Звуки речи: гласные и согласные

 Гласные ю,е,ё,я.

Транскрипция слов.

Написание слов с сочетаниями жи-ши.

Написание слов с сочетаниями же – ше.

Написание слов с сочетаниями ча – ща.

Написание слов с сочетаниями чу – щу.

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание в словах чк, чн, нч, нщ, щн, рщ, щр.

Текст, признаки текста, смысловое единство предложений к данным текстам. Перенос слов.

Состав слова ( 26 часов)

Правописание безударного гласного в корне слова.

Правописание безударного гласного в корне слова. Работа с деформированным текстом.

Правописание безударного гласного в корне слова.

Транскрипция слов с безударным гласным в корне.

Правило правописание слов с безударным гласным в корне слова.

Фонетический анализ слова, правила проверки безударного гласного.

Парный согласный на конце слова.

Правописание парного согласного на конце слова.

Правописание парного согласного в корне слова.

Непроизносимые согласные в корне слова.

Комплексная работа с текстом на определение правил проверки изученных орфограмм.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

Комплексная работа с текстом на определение изученных орфограмм в корне слова.

Правописание суффиксов имён существительных-ёк-, -ик-, -ек-.

Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, полд-, про-, за-, на-, над-.

Правописание слов с орфограммами в приставках и суффиксах.

Закрепление умения писать слова с орфограммами в корне, приставке и суффиксе.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

Правописание орфограмм в корне слова.

Закрепление умения писать слова с орфограммами в корне, приставке и суффиксе.

Комплексная работа с текстом на определение изученных орфограмм в корне слова.

Комплексная работа с текстом на определение изученных орфограмм в корне слова.

Работа с текстом. Поиск орфограмм в словах и предложениях.

Работа с текстом. Поиск орфограмм в словах и предложениях.

Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью ь, ъ знаков.

Комплексная работа на правописание слов с изученными орфограммами

4 класс

 Предложение  (8 часов)

        Виды предложения по цели высказывания. Основа предложения. Второстепенные  члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения. Интонация, знаки препинания при однородных членах. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

Слово и его лексическое значение.(3)

        Лексическое значение слово. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы. Омонимы. Заимствованные слова. Фразеологизмы.

Состав слова. (2)

        Морфемный и словообразовательный разбор.Упражнения в правописании гласных и согласных в корнях слов.

Имя существительное. (4)

        Склонение существительных несклоняемые имена существительные. Правописание окончаний существительных трёх склонений. Способы проверки безударных окончаний существительных.Склонение имён существительных во множественном числе.

Имя прилагательное. (5)

        Лексическое значение имён прилагательных. Склонение имён прилагательных. Способы проверки безударных окончаний. Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Правописание безударных окончаний женского рода. Склонение прилагательных во множественном числе.

Местоимение. (2)

        Личные местоимения единственного и множественного числа. Правописание падежных форм личных местоимений в косвенных падежах

Глагол. (6)

        Лексическое значение глагола. Изменение по временам. Неопределённая форма глагола. Образование временных форм. Возвратные глаголы. Спряжение глаголов. Правописание  ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа после шипящих. Глаголы 1 и 2 спряжения. Глаголы – исключения. Правописание личных безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание глаголов прошедшего времени.

Связная речь.(4)

        Текст, основная мысль, заголовок.        Структура текста-описание, текста-рассуждения Изложение: подробное, сжатое. Сочинение: по сюжетным картинкам, по заданной теме.


Учебно-тематический план 1 год обучения

№ занятия

Дата

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

 Характеристика деятельности

аудиторные

внеаудиторные

Фонетика

8

8

1

Звуки речи: гласные и согласные

1

1

– различать и сравнивать звуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных, сравнивать слова;

– письменно отвечать на вопросы;

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи;

– различать произношение и написание слов;

– находить способы проверки написания слов (в том числе по словарю)

Работа по ленте букв

Изучают правила транскрипции слов

2

Гласные ю,е,ё,я.

1

1

3

 Транскрипция слов

1

1

4

Написание слов с сочетаниями ча – ща.

1

1

Различают  непарные твердые и мягкие шипящие звуки.

Находят в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями.

5

Написание слов с сочетаниямичу – щу.

1

1

Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями.

6

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

1

Работа с перфокартами

7

Правописание в словах чк, чн, нч, нщ, щн, рщ, щр.

1

1

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания  чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

8

Текст, признаки текста, смысловое единство предложений к данным текстам. Перенос слов.

1

1

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предло-жение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение

Состав слова

26

26

9

Правописание безударного гласного в корне слова.

1

1

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

10

Правописание безударного гласного в корне слова.

1

1

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач.

11

Правописание безударного гласного в корне слова.

1

1

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

12

Транскрипция слов с безударным гласным в корне.

1

1

13

Правило правописание слов с безударным гласным в корне слова.

1

1

14

Фонетический анализ слова, правила проверки безударного гласного.

1

1

Транскрибирование предложения

15

Парный согласный на конце слова.

1

1

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочные и проверяемые слова.

Использовать правило при написании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

16

Правописание парного согласного на конце слова.

1

1

17

Правописание парного согласного в корне слова.

1

1

18

Непроизносимые согласные в корне слова.

1

1

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове

19

Комплексная работа с текстом на определение правил проверки изученных орфограмм.

1

1

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

20

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

1

1

21

Комплексная работа с текстом на определение изученных орфограмм в корне слова.

1

1

22

Правописание суффиксов имён существитель-ных-ёк-, -ик-, -ек-.

1

1

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

23

Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, полд-, про-, за-, на-, над-.

1

1

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

24

Правописание слов с орфограммами в приставках и суффиксах.

1

1

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

25

Закрепление умения писать слова с орфограммами в корне, приставке и суффиксе.

1

1

Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём.

26

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

1

1

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

27

Правописание орфограмм в корне слова.

1

1

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Применять правила правописания.

Подбирать примеры с определенной орфограммой.

28

Закрепление умения писать слова с орфограммами в корне, приставке и суффиксе.

1

1

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Применять правила правописания.

Подбирать примеры с определенной орфограммой.

29

Комплексная работа с текстом на определение изученных орфограмм в корне слова.

1

1

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

30

Комплексная работа с текстом на определение изученных орфограмм в корне слова.

1

1

31

Работа с текстом. Поиск орфограмм в словах и предложениях.

1

1

32

Работа с текстом. Поиск орфограмм в словах и предложениях.

1

1

Определять виды текста.

Отличать предложение от группы слов.

Находить границы предложения.

Записывать предложение грамматически правильно.

Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Применять правила правописания.

Подбирать примеры с определенной орфограммой.

33

Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью ь, ъ знаков.

1

1

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь.

Соотносить количество звуков и букв.

Подбирать примеры слов с разделительным ь.

Различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

34

Комплексная работа на правописание слов с изученными орфограммами.

1

1

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Итого

34

34



Учебно-тематический план 2 год обучения

№ занятия

Дата

Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторных

внеадиторных

Предложение

8

1

Виды предложения по цели высказывания.

1

1

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

2

Основа предложения. Второстепенные  члены предложения.

1

1

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения.

Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

3

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

1

1

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

Выделять в предложении словосочетания.

Разбирать предложение по членам предложения.

4

Разбор предложения по членам предложения.

1

1

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения.

Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

5

Однородные члены предложения.

1

1

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

6

Интонация, знаки препинания при однородных членах.

1

1

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов.

Планирование своих действий при постановке запятых в предложении с однородными членами.

7

Простые и сложные предложения.

1

1

Сравнивать простые и сложные предложения.

Выделять в сложном предложении его основы.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

8

Знаки препинания в сложном предложении.

1

1

Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Писать правильно слово «прекрасный».

Планирование своих действий при постановке знаков препинания в сложном предложении на основе заданного алгоритма.

Слово и его лексическое значение

3

3

9

Лексическое значение слово. Однозначные и многозначные слова.

1

1

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

10

Синонимы, антонимы. Омонимы.

1

1

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

11

Заимствованные слова. Фразеологизмы.

1

1

Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове.Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Состав слова

2

2

12

Морфемный и словообразовательный разбор.

1

1

Знать определение значимых частей слова,  уметь их правильно находить на основе существенных признаков. Уметь разбирать слово по составу (с помощью алгоритма и самостоятельно).

13

Упражнения в правописании гласных и согласных в корнях слов.

1

1

Правильно писать гласные о согласные в корне слова, уметь находить орфограммы корня слова, подбирать проверочные слова. Осуществлять само и взаимоконтроль.

Имя существительное

4

4

14

Склонение существительных несклоняемые имена существительные.

1

1

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го скл. ,2 скл., 3 скл.Классифицировать имена существительные по склонениям.

15

Правописание окончаний существительных трёх склонений.

1

1

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударным окончанием, находить и исправлять ошибки. Оценивать результаты своей деятельности.

16

Способы проверки безударных окончаний существительных.

1

1

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

17

Склонение имён существительных во множественном числе.

1

1

Находить в тексте имена существительные во множественном числе.

Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы.

Писать правильно слова: «путешествие», «путешественник».

Имя прилагательное.

5

5

18

Лексическое значение имён прилагательных.

1

1

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов.

19

Склонение имён прилагательных. Способы проверки безударных окончаний.

1

1

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных».

Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения

20

Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

1

1

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»

Ставить имена прилагательные в нужном падеже.правильно писать окончания.

21

Правописание безударных окончаний женского рода.

1

1

Сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных женского рода. Изменять по падежам имена прилагательные женского рода.

22

Склонение прилагательных во множественном числе.

1

1

Сравнивать по таблице падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Изменять по падежам имена прилагательные множественного числа. Определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа. Составлять из деформированных слов предложения.

Местоимение.

2

2

23

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1

1

Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенные формы личных местоимений

24

Правописание падежных форм личных местоимений в косвенных падежах

1

1

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

Глагол.

6

6

25

Лексическое значение глагола. Изменение по временам..

1

1

Различать глаголы среди других слов в тексте. Объяснять роль глаголов в нашем языке.

Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на которые отвечают глаголы.

26

Неопределённая форма глагола. Образование временных форм. Возвратные глаголы.

1

1

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Объяснять, что такое неопределённая форма глагола.

Называть глаголы в неопределённой форме.

27

Спряжение глаголов. Правописание  ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа после шипящих.

1

1

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов.

Выделять личные окончания глаголов.

28

Глаголы 1 и 2 спряжения. Глаголы – исключения.

1

1

Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

29

Правописание личных безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

1

1

Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

30

Правописание глаголов прошедшего времени.

1

1

Распознавать глаголы в прошедшем времени. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени. Иметь представление об основе глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания буквы перед суффиксом -л- в прошедшем времени. Работать с познавательным текстом, воспроизводить содержание прочитанного текста с помощью вопросов.  

Связная речь

4

4

31

Текст, основная мысль, заголовок.

1

1

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту.

Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

32

Структура текста-описание, текста-рассуждения.

1

1

Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи.

   Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.

33

Изложение: подробное, сжатое..

1

1

Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных

34

Сочинение: по сюжетным картинкам, по заданной теме.

1

1

Воспроизводить знания о слове и его лексическом значении, о многозначных и однозначных словах, о лексических группах слов, о фразеологизмах


Предполагаемые результаты реализации программы:

Обучающиеся будут знать:

  • отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);
  • признаки гласных и согласных звуков;
  • состав слова.
  • изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;
  • значение и назначение корня, приставки, суффикса, окончания для образования однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
  • типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (интонации);
  • признаки простого и сложного, распространенного и нераспространенного предложений, главных и второстепенных членов;

Обучающиеся будут  уметь:

  • правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов;
  • распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;
  • правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
  • делить слова на слоги;
  • переносить слова по слогам;
  • находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?;
  • писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран;
  • проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;
  • ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы;
  • правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом;
  • составлять текст по вопросам учителя;
  • отгадывать загадки.
  • различать буквы и звуки;
  • анализировать - кратко характеризовать, различать и сравнивать:

-звуки речи и буквы, их обозначающие; сильное и слабое положение звуков в слове;

-состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание) изученных частей речи;

-однокоренные слова и формы слов;

-предлоги и приставки;

-лексико-грамматические признаки изученных частей речи (имени существительного, имени -прилагательного, глагола, личного местоимения, наречия);

-словосочетание и предложение; простое и сложное распространенное и нераспространенное предложения;

-сложное предложение и предложение с однородными членами; виды предложений по цели ---высказывания и интонации (эмоциональной окраске

  • различать произношение и написание слов, находить способы проверки написания слов (изменением формы слова, подбором однокоренных слов);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудио-записей и др.);

-работы со словарями;

-соблюдения орфоэпических норм;

-создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике в форме повествования и описания;

-овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

-воспроизведения и создания несложных лингвистических текстов;

-разборчивого и аккуратного списывания (70-90 слов) и письма под диктовку текстов (75-85 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами (знаками препинаниями).

Формы и методы контроля:

  • Работа со словарём. Вопросы диагностического характера. Тренинговые упражнения.
  • Разгадывание, составление шарад, метаграмм, перевёртышей
  • Учебно-исследовательская работа.
  • Комплексные работы с текстом на определение различных орфограмм
  • Изложения
  • Сочинения

Описание материально- технического оснащения  образовательного процесса

№ п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

Библиотечный фонд

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991

1

Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

1

Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

1

Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г.

1

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.

4

Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

1

Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

1

1

1

2

Экранно-звуковые пособия

Компьютер, монитор, сканер, интерактивная доска

3

Печатные пособия

Презентации по проектам.

Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.

Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ.

Комплект презентаций.

Программа « Школа России».

4

Оборудование класса

Интерактивная доска

Компьютер

1

1

Утверждено

Решение педсовета протокол № 1

От __25 августа      20__   года

Председатель педсовета

______________                                     

Подпись, печать ОУ           Ф.И.О.

                           Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

                                   средняя общеобразовательная школа № 20 г. Сочи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа разработана на основе авторской программы  «Пишу красиво и грамотно” автора М. И. Кузнецовой под руководством чл.-корр. РАО, профессора Н.Ф. Виноградовой.

Кружок «Учимся правильно писать»

        20014-2015 учебный год        

9—11 лет

Блинова Любовь Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМ ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО.

Как научить ребенка писать правильно и сформировать красивый почерк....

Учимся писать правильно.Буклет для родителей детей 6-7 лет.

Памятка для родителей,как учить детей держть руку,как сидеть и т.д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по предмету «Учимся писать сочинение и изложение»

Программа внеурочной деятельности «Учимся писать изложение и сочинение» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я учусь правильно говорить, читать и писать" для обучающихся 1 класса с ОВЗ (вариант 5.1) Коррекционно-развивающее направление

Рабочая программа внеурочной деятельности для первоклассников с тяжелыми нарушениями речи, прошедшими коррекционное обучение в детском саду. На изучение материала отводится 1 час в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Говорим правильно"

Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка, методологические и теоретические основы программы., основные требования к уровню подготовки обучающегося, содержание прог...

Как помочь ребёнку писать правильно?

причины ошибок на письме у детей и рекомендации по их исправлению...