Как тебя зовут? (продолжение)
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Занятие № 11 к авторской программе "Речевая копилка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_11.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Занятие 11.

                                                Как тебя зовут?

            ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО

А) Слово «коло» в древнем русском языке значило «круг». Реши, какие слова произошли от древнерусского «коло», если они называют:

Героя сказки - ______________________________________________________

Предмет в форме круга - _____________________________________________

Рубашку из металлических колец - ____________________________________

След от колеса; вокруг чего-либо - ____________________________________

Окраина деревни - __________________________________________________

Б) В древнем русском языке слово «око» значило «глаз», а «очи» - «глаза». Реши, какие слова произошли от этих древнерусских слов, если их значения:

Отверстие в стене для света и воздуха - ________________________________

Прибор для тех, кто плохо видит - ____________________________________

В) Назови однокоренные слова, произошедшие от древнего глагола «хитить» (красть). Раньше существовало слово «похитник» (вор).

____________________________________________________________________________________________________________________________________

                          ГДЕ  НЕ  БЫЛО  НАЧАЛА,  НЕ  БУДЕТ  И  КОНЦА

В сказке писателя Лагина мальчик Волька Костыльков нашёл старую бутылку, открыл её, а оттуда появился джинн. Его звали Хасан Абдуррахман- ибн-Хоттаб. Волька стал звать старика Хоттабычем. Почему? Какое значение имеет отчество? Что означает русское «-вич»?

Отчества разного типа существуют не только в России. Пользуются им и другие народы. А зачем?

         Когда грузин хочет отметить, что такой-то является сыном своего отца, он прибегает к частице «-швили»: «Зеделашвили» - сын Зеделая. В таких же случаях армянин пользуется частицей «-ян», «-яни».  «Мкртичян» значит «сын Мкртича». У турок ипостоянно встречаются полуимена, полуфамилии, в которых за самым настоящим именем отца следует соединённое с ним слово «оглу» (у татар «оглы»). Это словечко – особая форма от слова «оглу», означающего «парень», «сын». Фразу «Керим Ахмат-оглу» можно перевести на русский язык так: «Керим, сын Ахмата». У иранцев тюркское «оглу» уступает место слову «заде», имеющему тот же смысл и значение.

          Писатель Лев Успенский в книге: «Ты и твоё имя. Имя дома твоего» пишет так: «Вообще говоря, это просто. Разве не почётнее иметь отца-лётчика, чем сына-первоклассника, даже если этот первоклассник семи пядей во лбу? А так как подобные мысли приходили  людям в голову везде и всюду, то и возник давным-давно обычай, обращаясь к сыну, дополнять его имя именем его отца, уважения ради: тебя-то, мол, мы ещё не знаем, но авансом уважаем в тебе заслуги отца твоего.

          Вместо того чтобы долго рассказывать, что мальчик Юра есть сын некоего Андрея, мы можем применить самый обыкновенный «-вич». Мы скажем просто: он – Юрий Андреевич, - и дело будет сделано; мы добились своего, не употребив ни слова «сын», ни слова «отец».

Задание № 1. А теперь попробуй решить такую задачу:

           -Моего соседа зовут Сергей Александрович. А его деда зовут Николай Петрович. Как зовут отца моего соседа? ________________________________

  • Попробуй придумать похожую задачу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Сегодня Лёня Китайчиков сказал ни с того ни с чего:

 - А моего папу зовут Алексей Ильич!

А Витя Парамонов не растерялся и ответил:

- А  моего – Степан Иванович!

- А  моего – Константин Аркадьевич, - сказала Наташа Иванова.

- А  моего – Борис! – сказал Дима Ушаков.

- А  моего – Лёша! – сказал Женя Бобин.

- А твоего папу как зовут? – спросили ребята у Пети Быкова.

- Папа, - ответил Петя.

- Так не бывает, - сказал Лёня Китайчиков. – Папа – это не имя. Папа – это вроде как прозвище.

- Нет, имя, - обиделся Петя. – Все его так зовут.

- И мама? – спросили ребята.

- Да, - сказал Петя.

- И соседи?

- Да, сказал Петя.

- И бабушка?

- Бабушка не зовёт, она уехала в Среднюю Азию.

Но ребята ему не очень поверили.

- Мы и не знали, что ты, оказывается, обманщик.

- Ребята, - вмешался я. – Может, Петя и не обманщик. Может, и правда его папу зовут Папа? Может, у него имя иностранное.

Ребята уже почти совсем согласились со мной, как вдруг Вадик Бакирский спросил у Пети:

- А как тебя зовут по имени-отчеству? Пётр Папович?

 А Петя весь надулся и ответил:

 - А вот и не Папович. Пётр Николаевич, вот какое моё отчество.

                                                                                                М. Разумовская

  • Как звали Петиного папу?__________________________________

ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

Задание № 3.  Давай поиграем! «Подбери словечко».

  • Найди общее определение к каждой  «тройке» слов.

      Воздух, журнал, хлеб - ___________________________________________

      Верёвка, тетрадь, работа - _________________________________________

      Ящик, город, сад - _______________________________________________

      Ответ, голос, шов -_______________________________________________

      Связь, дружба, нитка - ____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Туапсе - город воинской славы (продолжение)

продолжение презентации Туапсе - город воинской славы...

«Для тебя, любимая! Для тебя, родная!» (методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса)

Методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса...

“Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче… “

Епистиния Степанова: “Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче…“На больших руках усталой материУмирал её последний сын.Полевые ветры тихо гладилиСеребристый лен его седин.Гимна...

Заседание круглого стола «Я тебя слышу, я тебя понимаю.»

Заседание круглого стола«Я тебя слышу, я тебя понимаю.»...

Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: "Зима, любви к тебе я не скрываю, тебе стихи я посвящаю»

Урок комплексного применения знаний. На уроке создаются  условия для развития творческих способностей учащихся через повторение и обобщение пройденного материала,  через создание авторс...