Заседание круглого стола «Я тебя слышу, я тебя понимаю.»
консультация (4 класс) по теме

Устинова Галина Викторовна

Заседание круглого стола
«Я тебя слышу, я тебя понимаю.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedanie_kruglogo_stola.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание круглого стола

«Я тебя слышу, я тебя понимаю.»

«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

Добрый день, уважаемые родители.  У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми на тему « Я тебя слышу, я тебя понимаю.»

Тема сегодняшнего родительского собрания подсказана жизнью. Наши дети взрослеют, а принятая в семье практика общения, зачастую, догматична и основана на постоянных запретах, подавлении личности ребенка, неуважении к нему.

Люди прибегают к каким-либо средствам общения 7 раз из каждых 10 минут свободного ото  сна времени. В том числе около 10% они тратят на письмо, 16% - на чтение, 30% - на разговор, а 45%- на слушание. Таким образом, умение слушать, а, главное,- слышать собеседника – одна из основ успеха общения. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в суть того, что он говорит, обладают не более 10% людей.

Что же такое общение?. Вот какое определение понятию даёт психолог Занков: Общение вообще, а в семье в частности — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.

Роль общения в жизни человека велика. Итак, общение — это главное условие для развития и жизни человека. 

Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. По данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Это ли не парадокс!

Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь открытых в данном возрасте.

Психологи подразделяют несколько стилей общения.

       Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

      Либеральный

Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставят избыток свободы . Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно.

     Индифферентный стиль

Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.

      Авторитетный стиль

Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают к  изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

 Я рассказала вам о стилях общения, а сейчас мне хочется    познакомить вас с памяткой общения.

Помните!

Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.

Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.

Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.

Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.

Ребенка хвалят — он учится быть благородным.

Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.

Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.

Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.

Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.

И самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

Послушайте несколько советов, которые возможно помогут вам преодолеть возникшие проблемы в общении..

Будучи в позиции слушающего, взрослым следует придерживаться следующих принципов:

- Проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это. Помните, что ваша задача как слушающего – помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем.

- Не давайте оценку ребенку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам. Избегайте оценок, старайтесь проявлять симпатию и понимать перспективы.

- Не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал.

Будучи в позиции говорящего, взрослым следует соблюдать следующие принципы

- Не обвиняйте! Не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось.

- Не придумывайте! Не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет.

- Не защищайтесь! Сначала расскажите о  своих действиях и о своих мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно. И только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок.

- Не характеризуйте! Не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты эгоистичен, неопытен, молод…». Старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу.

- Не обобщайте! Избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка. Приводите конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.

1. Когда вы браните ребенка, не употребляйте слова «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще всегда хорош. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.

2. Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите: «Что сегодня было интересного?»

3. Когда вам хочется сказать ребенку «Не ври, не лги», скажите лучше «Не обманывай». А еще лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».

4. Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит.

5. Мы привыкли, что дети просят о чем-то родителей. А сами мы умеем просить детей или только приказываем? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

6. В спорах с детьми хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.

7. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете плохое про соседа, завтра дети плохо будут говорить о вас.

8. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, потому что считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Теплые, ласковые слова и прикосновения смягчают душу ребенка, снимают напряжение.

9. Когда два человека разговаривают, между ними должно быть определенное расстояние. Обычно люди его хорошо чувствуют. Общаясь с ребенком, старайтесь выдерживать это всеми принятое расстояние.

10. Мы приучаем ребенка говорить «спасибо». А мы, взрослые, часто благодарим детей?

11. Если у вас есть выдержка, то прежде чем сделать замечание ребенку, внутренне настройте свой голос так, чтобы он не звучал фальшиво и злобно. Если же выдержки нет, постарайтесь не делать замечаний.

12. Чаще говорите ребенку главные слова: «Не горюй! Не унывай! Не бойся! У тебя все получится!»

Все эти приёмы относятся к вербальному общению. Но в общении огромную роль играет невербальное общение.

Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения.  Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности.

Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.

      Теплота и мягкость общения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. В сегодняшнем разговоре мне не хотелось бы ставить точку. Возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.

Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Уважаемые родители общайтесь и будьте счастливы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание круглого стола Тема: «Дети! Дорога! Безопасность!»

1. Рассмотреть статистические данные с участием детей в дорожно-транспортном происшествии по Российской Федерации. 2. Выявить причины ДТП с участием детей. 3. Выявить средства в повышении активно...

заседание круглого стола по теме "Патриотическое воспитание младших школьников"

В разработке описано проведение круглого стола для ШМО учителей начальных классов  по теме  "Патриотическое воспитание младших школьников"...

Что такое "круглый стол"?Как организовать круглый стол для дискуссий.

Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по...

Участие в деятельности школьных методических объединений: Заседание круглого стола. 2014 г.

Участие в деятельности школьных методических объединений: Заседание круглого стола. 2014 г....

Выступление на заседании круглого стола.

Выступление на заседании круглого стола : «Логоритмика  как средство профилактики и коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ»....

Совместное заседание МО. "Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников". (круглый стол с элементами тренинга)

Обсужление проблем и опыт  организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. Итоги адаптации первого класса....