Выступление на заседании круглого стола.
учебно-методический материал по логопедии

Копылова Нина Павловна

Выступление на заседании круглого стола : «Логоритмика  как средство профилактики и коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казённое образовательное учреждение

«Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ЗАСЕДАНИИ КРУГЛОГО СТОЛА

 НА ТЕМУ:

«Логоритмика  как средство профилактики и коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ»

                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                            учитель-логопед

                                                                                                        Копылова Н.П.

       

2017-2018 учебный год

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сензитивный период), который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений.
Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах.

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Она стоит на трех китах – движение, музыка, речь и способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых нарушений речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи, заикание и алалия.

Задачи логопедической ритмики: оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятия о пространственной организации тела.
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
Оздоровительную направленность логоритмического воздействия можно выразить схемой.
 


Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы. Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с расстройствами речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами логопедической работы в начале коррекционного курса. Цель упражнения — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на выдохе. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию. Воспитанию чёткой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Необходимо развивать диапазон голоса. 

Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий большей или меньшей силы мускульного напряжения. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения. Общеразвивающие упражнения многообразны. Помимо всестороннего развития на организм с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног и др. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стон и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки. 

Упражнения, активизирующие внимание. Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Воспитанию внимания способствуют также сигналы: слово, музыка и жест. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение, и привлекать внимание занимающихся к изменяющейся музыке, а значит — и движению. На логоритмическом занятии проводится обычно одно упражнение и на развитие слухового внимания. Они помогают детям различать мажорные и минорные окончания музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные фразы; плавность движений совершенствуется. 

Проводятся также речевые упражнения без музыкального сопровождения. Если логопед не владеет музыкальным инструментом. Такие задания можно использовать при проведении утренней гимнастики или физкультминутки во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк, как с движением, так и без них.

Упражнения для развития чувства музыкального размера или метра. Они заключается в том, что дети должны научиться прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением. Сначала проводится специальная работа над неожиданным акцентом., затем над метрическим (равномерно повторяющимся) и переходным. После первоначального усвоения этих понятий занятия проводятся так же, как и занятия на внимание.

Упражнения для развития чувства музыкального темпа. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан, взмах руками и т.д. Затем включаются движения ногами на месте, бег.
Для занятий сначала берутся две темповых скорости: нормальная ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа. Коррекция нарушений темпа особенно важна для лиц с заиканием, тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией, афазией. Нормализация темпа помогает установить правильный речевой темп.

Ритмические упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. В логоритмическом воздействии на лиц с речевыми нарушениями необходимо учитывать данные онтогенеза в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом. Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц, животных и т.д. В ритмические упражнения обязательно включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, жестом, т.е. над всей просодией. Речевой материал условно можно разделить на три группы:

Пение — сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на лиц с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом нения является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после слога слог и т.д. Особенно важным лечебным средством является пение хором. Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждение поющих делать богаче их эмоциональные переживания. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые затруднения. Приступал к занятиям, педагог выясняет певческий диапазон, затем он напоминает, что во время пения нужно не напрягаться, сидеть или стоять прямо, тело должно быть расковано, дышать свободно и легко. Воспитывая вокальные навыки, педагог следит, чтобы они пели напевно, без крика, не делали вдоха в середине слова или музыкальной фразы. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох медленным. Дикция чёткая и ясная.
Всё это формируется постепенно, в зависимости от успехов логопедического воздействия.

Упражнения в игре на инструментах. Игра на детских инструментах также используется на занятиях по логоритмике. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развить её творческие способности. Детские музыкальные инструменты и игрушки делятся на беззвучные и звучащие. На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, металлофон. Для развития ритмического чувства используются инструменты, имеющие звук только одной определённой высоты. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов струнных, духовых или ударных, но и сходных по тембру и характеру звучания, например бубенчика и бубна, металлофона и треугольника. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации. Игра на музыкальных инструментах-игрушках способствует развитию движений кисти руки, например молоточком на металлофоне; развитию дыхания во время игры на триолах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.

Музыкальная самостоятельная деятельность. Она способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и нению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых. Музыкальная самостоятельная деятельность детей тесно связана с музыкальной игрой. Занимающиеся по
своей инициативе подбирают мелодии на детских или настоящих музыкальных инструментах, поют, водят хороводы, исполняют пляски. Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным отчётом по проведению лечебно-коррекционной и логопедической и воспитательной работы за 2-3 месяца, за весь курс занятий. При подготовке к утренникам используются материалы всех видов музыкальной работы с детьми. Выбор речевого материала проводится с учётом речевых возможностей ребёнка в данный момент. Праздничный сценарий обсуждается совместно с логопедом, музыкальным.
 

Игровая деятельность. Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально- ритмическими комплексами. Игровой метод в виде лечебной процедуры находит всё большее применение в детской практике. Физическая и эмоциональная нагрузка в играх зависит от характера игры, состязательного начала, вложенного в него, от её продолжительности, условий проведений игры, от степени реакции играющего, вида заболевания и его стадии, от возраста и пола играющих, их двигательной культуры и предыдущих двигательных занятий, от профессии больного, числа играющих, от соблюдения правил каждой игры, исходного положения и развития игры. Игры можно классифицировать по анатомическому признаку, в зависимости от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры: с преимущественным участием верхних или нижних конечностей или с общим воздействием. В зависимости от числа играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить на: 

Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно- музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Важно эти упражнения (в облегчённых вариантах) проводить с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и фантазию детей и взрослых.

Заключительные упражнения. Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения и т.д. Сочетание музыки и движения, слова в логоритмике различно. Система логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребёнка или взрослого, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического воспитания.

В работах многих психологов, педагогов (О.И. Соловьёва, Ф.А. Сохин М.Ф., Фомичёва и т.д.) большое место отводится вопрос формирования звуковой культуры речи у дошкольников. Понятие звуковой культуры речи полностью охватывает произносителъную сторону речи: звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи. Последняя зависит от дикции и интонации.
Дикция - это ясное, чёткое произношение каждого отдельного звука нашей речи каждого слова и фразы в целом.
Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий: мелодику-повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придаёт речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность) и позволяет избежать монотонности.
Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и силе; темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учётом пауз между речевыми отрезками; пауза - перерыв, краткая остановка в речи; ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса); фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряжённостью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания; тембр речи - звуковая
окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный, весёлый, мрачный); сила голоса - произнесение звуков в определённой громкости (громко – нормально - тихо), а также умение произносить звук полнозвучно. Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированной работой всех органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению. Воспитание чистой речи у детей задача большой значимости и серьезность ее должны осознавать все: воспитатели, родители, учителя.
Таким образом, эффективность логоритмического воздействия на развитие детей младшего школьного  возраста с ОВЗ  настолько велика, что необходимо вводить ее в практику не только детских садов, но и школ как средство коррекции и  профилактики речевых нарушений.
 

Итак, логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей с ОВЗ  общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.
Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию
школьников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

Список литературы

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985. —
  2. Волкова Г.А. Принципы и методы коррекции нарушений речи. — СП6.: Образование, 1997.  
  3. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия. — М.: Просвещение, 1989. — 528 с.
  4. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М.: Просвещение, 1958. — 274 с.
  5. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968. — 220 с.
  6. Лопатина С.П., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. — СП6: Образование, 1994.—96 с.
  7. Фомичёва Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М.: Просвещение, 1989
  8. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание круглого стола Тема: «Дети! Дорога! Безопасность!»

1. Рассмотреть статистические данные с участием детей в дорожно-транспортном происшествии по Российской Федерации. 2. Выявить причины ДТП с участием детей. 3. Выявить средства в повышении активно...

Проект выступления на областном круглом столе по теме «Первые шаги по ФГОС ООО»

Проект выступления на областном круглом столепо теме  «Первые шаги по ФГОС ООО»...

заседание круглого стола по теме "Патриотическое воспитание младших школьников"

В разработке описано проведение круглого стола для ШМО учителей начальных классов  по теме  "Патриотическое воспитание младших школьников"...

Заседание круглого стола «Я тебя слышу, я тебя понимаю.»

Заседание круглого стола«Я тебя слышу, я тебя понимаю.»...

Участие в деятельности школьных методических объединений: Заседание круглого стола. 2014 г.

Участие в деятельности школьных методических объединений: Заседание круглого стола. 2014 г....