Главные вкладки

    заседание круглого стола по теме "Патриотическое воспитание младших школьников"
    учебно-методический материал (4 класс) по теме

    Наумова Антонина Михайловна

    В разработке описано проведение круглого стола для ШМО учителей начальных классов  по теме  "Патриотическое воспитание младших школьников"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

         средняя общеобразовательная школа п.г.т. Ерофей Павлович

                                   ул. Октябрьская, д. 17




                                   

                            ТЕМА:

           «  Патриотическое воспитание

                 младших школьников»

                      заседание круглого стола

                                 МО начальных классов

                                                            Руководитель МО начальных

                                                             классов Наумова А.М.

                                                                     

                                         

                                             

                                               


                                  2014г

                                                                                                                                                         

    Тема круглого стола: Патриотическое  воспитание младших школьников.

    Цель круглого стола: обсуждение путей формирования  эффективной работы по патриотическому воспитанию учащихся в образовательном  учреждении

    Задачи круглого стола: 

       обсудить факторы, влияющие на патриотическое  воспитание  школьников;

        определить педагогические технологии,  методы и формы взаимодействия

    педагогов и учащихся в  организации  мероприятий  по  патриотическому  воспитанию;

         обсудить неясные и спорные моменты по данному вопросу;

         обеспечить работу технических средств  для выступления,

         обеспечить соответствующее оформление аудитории (чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу»)

    1.  Подготовительный этап:          

                                         Любовь к Отчизне и любовь к людям —

                                    это два быстрых потока, которые, сливаясь,

                                   образуют могучую реку патриотизма.

                                                                  В. А. Сухомлинский

                           Актуальность  темы

    Во все времена воспитание патриота своей Родины является приоритетной задачей государства.

       В нашем обществе  за последнее  время произошли большие изменения.  Нестабильная экономическая обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению различных молодежных националистических объединений. Поэтому  от школы  требуется   большого  внимания к формированию у учащихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.

      Для  формирования  патриотической компетентности,  необходимо рассмотреть терминологию ключевых  понятий.

                                         Кто такой патриот?

    Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги.

       В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано:

     Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…".

     Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.

    Патриотизм  – это  любовь к Родине,  приверженность традициям отцов, уважение обычаев,  нравственных ценностей предшествующих поколений.

        В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".

      Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина .

            Чувство патриотизма  зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.

      Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание  как  процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей  высокого патриотического долга.

      Патриотическое воспитание является основой  для формирования у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

      Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов.  И это свидетельствует о том, что необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию детей. Поэтому задача школы, особенно классных руководителей, учителей начальных классов  состоит в необходимости  искать новые формы по воспитанию  патриотических чувств.  Для решения проблем патриотического воспитания  в  школе могут быть выделены основные направления работы, такие как:

    1. Учебная деятельность

    2. Внеурочная деятельность

    3. Внеклассная деятельность

    4. Работа с родителями

      Формы взаимодействия педагогов и учащихся:

       Педагог – ученик:  учебные предметы,

                                         дистанционные олимпиады,

                                         сетевые проекты,

                                         уроки мужества,  

                                         беседы и лекции,

                                         круглые столы,

                                         конференции,

                                         экскурсии,

                                         походы, игры,

                                         акции,

                                         фестивали,

                                         смотры строя и песни и т.д.

                                          конкурсы;

                                          праздники;

                                          концерты;

                                          встречи со знаменитыми и заслуженными людьми;

                                          викторины;

                                          посещение библиотеки, музея;

    Педагог – педагог:    МО,   открытые мероприятия,

                                          лекции, семинары,

                                          круглые столы,

                                          дистанционные олимпиады,

                                          сетевые проекты,

                                          конференции, методические разработки

                                          семинары, педсоветы;

       Педагог – родитель: 

                                                тренинги;

                                                беседы;

                                                лектории;

                                                игры;

                                                анкетирование;

                                                семинары.

     В работе педагогов могут использоваться  и

      Педагогические технологии:
    - проектно-исследовательская деятельность;
    - коллективно-творческие дела;
    - деятельностный  подход в воспитании;
    - педагогика сотрудничества;
    - технологии проблемного обучения;
    - проектная деятельность;
    - ИКТ и др.

    1. Дискуссионный этап( обмен опыта работы учителей начальных классов)

                          Вопросы для рассмотрения:

    1. Как представлено патриотическое воспитание  в программе  1 класса ?  (Бардакова Г.Ю.)
    2. Как отражается патриотическое воспитание  во 2 классе? (Калинина Е.И.)
    3. Какие темы патриотического воспитания  отражены в программе 2 класса « Краеведение»? (Неганова И.Ю.)
    4. Как отражена тема патриотического воспитания  в   проведенных мероприятиях?  (Егорова М. г. Сковородино)
    5. Какие  школьные мероприятия по  патриотическому  воспитанию прошли в начальной школе? (Голодрыжук Р.В.)
    6. Какие  формы работы используете  в своей практике при изучении данной тематике? (Прохоренко Н.Ю.)
    7. Расскажите об  используемых  технологиях в патриотическом  воспитании? ( из своей практики) Нестерова Л.Н.
    8. Как представлено  патриотическое воспитание  в программе  4 класса ? (Наумова А.М.)

    1. Завершающий этап:

    Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой  в начальной школе  только начинается. Планомерная работа, использование разнообразные средства воспитания,  ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по   патриотическому воспитанию.

                   1.Проявление любви к Родине у детей  младших  школьников

                       выражена  в знаниях: о названии страны, ее географии, природе,

                       символике, в знании героев, которые прославили нашу

                       Родину, в участие детей в конкурсах чтецов о Родине, в конкурсах

                       песен,  участие в конкурсах рисунков.

                   2. Проводя мероприятия, реализованные в  условиях школы,

                       поселка  ученикам прививается любовь и бережное отношение к

                       природе России, к ее сохранению.

                   3. Изучение символов России, а также изучение художественных

                       промыслов, блюд национальной кухни, позволяет детям уважать

                       традиции  своих предков.

                   4. Ознакомление с патриотической темой на уроках и во внеурочное

                       время даст заметные результаты, если она  будет частью всей  

                       работы школы по патриотическому  воспитанию детей; если  она

                       по содержанию и по методам реализации будет усложняться от

                        класса к классу.

                            Литература

         Буйлова Л.Н. кандидат педагогических наук, профессор «Воспитание

            патриота»

            Немтарева С. В. « Формы  работы»

            МАОУ «Начальная школа». «Патриотическое воспитание»

            Реализация социально-значимых проектов, посвященных 65-тилетию

           Победы в ВОВ

             http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/out и др.

            http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html

                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

     Л.Н. кандидат педагогических наук, профессор «Воспитание

                                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

    Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

    Программа по патриотическому воспитанию младших школьников

    В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьёй, музеями, клубами ветеранов.  В программ...

    Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»

    Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...

    Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"

    Актуальность выбранной  темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется  нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...

    Рабочая программа по этическому воспитанию младших школьников "В царстве вежливости и добра"

    Школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, о...

    Программа экспериментальной работы по естественнонаучному воспитанию младших школьников.

    Презентация экспериментальной программы по естественнонаучному воспитанию младших школьников....