Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Чуфенева Анастасия Юрьевна

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_jazyka_po_teme_narechie.doc253 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка

    4 класс, 2016 - 2017 учебный год

    программа: «Школа России»

    учитель: Чуфенёва Анастасия Юрьевна

    Тема урока: «Наречие как часть речи. Признаки наречия».

    Тир урока: изучение нового материала.

    Цель урока: овладение обучающимися способом определения наречия среди других частей речи на основе его морфологических и грамматических признаков.

    Задачи урока:

    - Обучающая – создать содержательные и организационные условия для включения обучающихся в последовательное исследование наречия как часть речи на основе анализа, сравнения, классификации его морфологических и грамматических признаков.

    - Развивающая – способствовать развитию у обучающихся способности к организации своей учебно-познавательной деятельности; коммуникативных качеств личности (умение работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку).

    - Воспитывающая – содействовать воспитанию сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу при работе в парах.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - находить наречие среди других частей речи;

    - анализировать грамматические признаки наречия;

    - определять роль наречий в предложении и тексте.

    Метапредметные:

    - выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения;

    - понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

    - составлять план действий по разрешению проблемной ситуации;

    - ориентироваться в своей системе знаний и выборе способа решения учебной задачи;

    - сотрудничать с товарищами, внимательно слушать друг друга.

    - контролировать и оценивать свои действия в процессе коллективного обсуждения.

    Личностные:

    - адекватно реагировать на возникшие затруднения, находить выход из сложившейся ситуации;

    - осознавать потребность в приобретении новых знаний, умений.

    Ресурсы урока: мультимедийное оборудование, учебник, презентация, карточки, памятка «Алгоритм исследования части речи».

    Ход урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    Самоопределение к учебной деятельности

    Цель этапа:  активизация внимания и готовности обучающихся к успешному усвоению учебного материала.

    -  Добрый день ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня мы все вместе будем исследовать тайны нашего родного, русского языка.

    - Чтобы у нас все получилось нам с вами необходимо внимательно слушать и понимать друг друга, работать в сотрудничестве друг с другом.

    - Нам пора приступать к исследованию. Желаю вам успешной и интересной работы. Пусть сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом.

    Приветствуют учителя.

    Эмоциональный настрой к предстоящей деятельности.

    Актуализация знаний. Выявление проблемной ситуации

    Цель этапа: мотивирование обучающихся к изучению темы «Наречие как часть речи. Признаки наречия».  

    - Открыли тетради, записали число.

    - Ребята, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда сможете определить?

    - На доске записаны слова. Прочитайте их.

    Декабрь, вчера, тетрадь, русский, аккуратно, пенал, любить, лёгкий, рисовать, морозно, чудесный, смотреть.

    - Какое задание вы могли предложить выполнить с данными словами?

    - Распределите слова в 4 столбика.

     - С интересного вы заметили при выполнении задания? (С какими трудностями вы столкнулись?)

    - Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова? Попробуйте предположить.

    - Почему так случилось? Задание я давала одно, а мнений – много.

    Называют изученные части речи

    Сгруппировать по частям речи. Работа в тетради.

         сущ.          прил.      глагол              ?

    декабрь     русский     любить        вчера

    тетрадь     лёгкий        рисовать     аккуратно

    пенал         чудесный  смотреть     морозно

    - Некоторые слова относятся к незнакомой части речи.

    Высказывают предположение.

    - Мы не знаем, какая это часть речи.

    Целеполагание, формулирование темы

    Цель этапа: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности.

    - Ребята, а кто-то сможет сформулировать тему урока? (Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?)

    - Какой проблемный вопрос вы хотели бы задать?

    О чем хотели бы узнать?

    - Какие учебные цели перед собой поставим?

    - Мы будем исследовать новую часть речи.

    - Как называется новая часть речи и ее особенности.

    Осуществление поиска решения проблемы (открытие нового знания)

    Цель этапа: поиск теоретического объяснения поставленного вопроса, в процессе практической учебно-исследовательской деятельности.

    - Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование новой части речи.

    - Давайте вместе подумаем и спланируем, что необходимо узнать о новой части речи, чтобы решить возникшую перед нами проблему?

    - Сегодня я вам предлагаю выполнить исследование, работая в паре со своим соседом по парте.

    - Узнать о новой части речи нам поможет маршрут исследования новой части речи. Положите его перед собой.

    Пора приступать к исследованию.

    Исследование 1.

    Начиная изучение новой части речи, прежде всего, необходимо указать ее общее грамматическое значение, т.е. что обозначает данная часть речи.

    Ваша задача: узнать, к какой части речи чаще всего относится новая часть речи.

    Проанализируйте предложения. Определите, с какой частью речи связана исследуемая часть речи? Какую часть речи поясняет? Покажите главное слово и зависимое.

    Недавно выпал снег.

    Холодно и голодно бывает птицам зимой.

    - Какой вывод мы сформулируем.

    Исследование 2.

    - Исследуйте, на какие вопросы отвечает новая часть речи.

    Ваша задача: выяснить, на какие вопросы отвечает новая часть речи.

    Внимательно рассмотрите словосочетания, поставьте вопросы к выделенным словам и запишите их.

    Весело шагают, приехал вчера, разглядел вдали, повернул налево, капает сверху.

    - Какой вывод мы сформулируем.

    Исследование 3.

    В русском языке слова могут изменяться по падежам или по лицам, могут менять число, а некоторые род. А как же изменяется новая часть речи?

    Ваша задача: узнать, изменяется ли новая часть речи или не изменяется.

    Измените новую часть речи и запишите свой результат.

    - измените по числам слово быстро

    Роза распускается … .

    Розы распускаются ….

    - измените по лицам слово весело

    Я играю …                  Мы играем …

    Ты играешь …            Вы играете …

    Он играет …               Они играют …

    - измените новую часть речи по падежам словосочетание

    И.п. прогулка пешком

    Р.п.

    Д.п

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    - измените по временам слово хорошо

    Спортсмен бежал …

    Спортсмен бежит …

    Спортсмен побежит …

    - измените по родам слово очень

    … высокое здание

    … высокая стена

    … высокий дом

    - Какой вывод мы сформулируем.

    Исследование 4.

    - Какова синтаксическая роль в предложении?

    Ваша задача: определить, каким членом предложения является новая часть речи.

    Выполните разбор предложения по членам предложения. Задайте вопрос к выделенным словам. Каким членом предложения является новая часть речи?

    Мы гуляли долго и весело.

    - Какой вывод мы сформулируем.

    Исследование 5.

    - Какова роль новой части речи в русском языке?

    Ваша задача: обсудите роль новой части речи в русском языке. Для чего нужна она в речи?

    Мы шли по опушке леса./ Мы медленно шли по опушке леса.

    - Какой вывод мы сформулируем.

    План исследования части речи.

    1. Что обозначает?

    2. На какие вопросы отвечает?

    3. Изменяется или не изменяется?

    4. Синтаксическая роль в предложении.

    5. Какую работу в языке выполняет часть речи?

    Работа с картой исследователя.

    В предложении новая часть речи связана с глаголом (сказуемым).

    Отвечает на вопросы: как?, когда?, где?, куда?, откуда?

    Новая часть речи не изменяется.

    В предложении новая часть речи является обстоятельством.

    Конструирование нового знания

    Цель этапа: обобщение содержания познавательной и практической деятельности обучающихся.

    - Мы сегодня многое выяснили про новую часть речи. А вы можете сказать, что еще нам не известно?

     - Ребята, чтобы узнать название новой части речи, необходимо разгадать ребус.

     - Ребята, предлагаю вам проанализировать полученные в ходе исследования результаты и рассказать, что вы узнали о новой части речи - наречие?

    - Поможет нам наш план исследования:

    1. Что обозначает?

    2. На какие вопросы отвечает?

    3. Изменяется или не изменяется?

    4. Синтаксическая роль в предложении.

    5. Какую работу в языке выполняет часть речи?

    - Мы не знаем ее название.

     

    Наречие.

     

    Наречие обозначает признак действия, отвечает на вопросы – как?, когда?, где?, куда?, откуда?, является в предложении обстоятельством

    Включение нового знания в новых условиях

    Цель этапа: использование знаний о наречии в практической деятельности.

    - Закрепим полученные знания на практике.

    Задание 1.

    - Прочитайте. Выпишите из предложений только наречия.

    Справа мелькали огни города.

    Слева от дороги тянулись высокие скалы.

    Луна изредка выглядывала из-за облаков.

    Вскоре путники подошли к дому.

    - Проверьте по образцу.

    - Что помогло вам определить наречия?

    Задание 2.

    - Ребята, а можете ли вы назвать пять дней, не употребляя чисел и названий?

    - Какая часть речи вам помогла это сделать?

    - Запишите их в тетрадь.

    Задание 3.

    - Какая часть речи отвечает на эти вопросы? Запишите в столбик следующие вопросы.

    Где?

    Куда?

    Откуда?

    Когда?

    Как?

    - Вам необходимо распределить наречия по вопросам: завтра, вперед, направо, издалека, весело, напротив, изнутри, сбоку, назавтра, интересно.

    Справа, слева, изредка, вскоре.

            

    Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

    Наречие.

    Где? напротив, сбоку

    Куда? направо, вперед

    Откуда? издалека, изнутри

    Когда? завтра, назавтра

    Как? весело, интересно

    Подведение итогов, рефлексия

    Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся  

    - В конце любого исследования необходимо сделать выводы. Как ученые вы должны поделиться с миром своими открытиями.

    - Какую часть речи исследовали сегодня на уроке?

    - Какие секреты наречия вы открыли?

    (Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда?, в предложении бывает обстоятельством.

    - Вы хорошо поработали, я желаю вам удачи в дальнейшем изучении русского языка.

    Систематизирование полученных знаний и умений.

    Ученики рефлексируют свою деятельность на уроке.

    Домашнее задание

    - Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной и выразительной.

    Для работы дома вам предлагаю творческое задание.

    Используя наречия ниже, составить предложения, чтобы получился рассказ. Запиши его в тетрадь.

    Удачно, неудачно, отлично, замечательно, восхитительно, безобразно, чудесно, хорошо, быстро, медленно, прилежно, терпеливо, скоро, весной, летом, зимой, очень, слишком, немножко.

    Записывают домашнее задание в дневник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи"

    Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

    Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

    урок русского языка в 3 классе "Части речи"

    Урок изучения нового материала. Знакомство с частями речи...

    Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.

    Это урок объяснения нового материала. Цель которого познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;вос...

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

    «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

    Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...