Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:
    Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

    Чуфенева Анастасия Юрьевна

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_jazyka_po_teme_narechie.doc253 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка

    4 класс, 2016 - 2017 учебный год

    программа: «Школа России»

    учитель: Чуфенёва Анастасия Юрьевна

    Тема урока: «Наречие как часть речи. Признаки наречия».

    Тир урока: изучение нового материала.

    Цель урока: овладение обучающимися способом определения наречия среди других частей речи на основе его морфологических и грамматических признаков.

    Задачи урока:

    - Обучающая – создать содержательные и организационные условия для включения обучающихся в последовательное исследование наречия как часть речи на основе анализа, сравнения, классификации его морфологических и грамматических признаков.

    - Развивающая – способствовать развитию у обучающихся способности к организации своей учебно-познавательной деятельности; коммуникативных качеств личности (умение работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку).

    - Воспитывающая – содействовать воспитанию сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу при работе в парах.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - находить наречие среди других частей речи;

    - анализировать грамматические признаки наречия;

    - определять роль наречий в предложении и тексте.

    Метапредметные:

    - выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения;

    - понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

    - составлять план действий по разрешению проблемной ситуации;

    - ориентироваться в своей системе знаний и выборе способа решения учебной задачи;

    - сотрудничать с товарищами, внимательно слушать друг друга.

    - контролировать и оценивать свои действия в процессе коллективного обсуждения.

    Личностные:

    - адекватно реагировать на возникшие затруднения, находить выход из сложившейся ситуации;

    - осознавать потребность в приобретении новых знаний, умений.

    Ресурсы урока: мультимедийное оборудование, учебник, презентация, карточки, памятка «Алгоритм исследования части речи».

    Ход урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    Самоопределение к учебной деятельности

    Цель этапа:  активизация внимания и готовности обучающихся к успешному усвоению учебного материала.

    -  Добрый день ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня мы все вместе будем исследовать тайны нашего родного, русского языка.

    - Чтобы у нас все получилось нам с вами необходимо внимательно слушать и понимать друг друга, работать в сотрудничестве друг с другом.

    - Нам пора приступать к исследованию. Желаю вам успешной и интересной работы. Пусть сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом.

    Приветствуют учителя.

    Эмоциональный настрой к предстоящей деятельности.

    Актуализация знаний. Выявление проблемной ситуации

    Цель этапа: мотивирование обучающихся к изучению темы «Наречие как часть речи. Признаки наречия».  

    - Открыли тетради, записали число.

    - Ребята, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда сможете определить?

    - На доске записаны слова. Прочитайте их.

    Декабрь, вчера, тетрадь, русский, аккуратно, пенал, любить, лёгкий, рисовать, морозно, чудесный, смотреть.

    - Какое задание вы могли предложить выполнить с данными словами?

    - Распределите слова в 4 столбика.

     - С интересного вы заметили при выполнении задания? (С какими трудностями вы столкнулись?)

    - Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова? Попробуйте предположить.

    - Почему так случилось? Задание я давала одно, а мнений – много.

    Называют изученные части речи

    Сгруппировать по частям речи. Работа в тетради.

         сущ.          прил.      глагол              ?

    декабрь     русский     любить        вчера

    тетрадь     лёгкий        рисовать     аккуратно

    пенал         чудесный  смотреть     морозно

    - Некоторые слова относятся к незнакомой части речи.

    Высказывают предположение.

    - Мы не знаем, какая это часть речи.

    Целеполагание, формулирование темы

    Цель этапа: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности.

    - Ребята, а кто-то сможет сформулировать тему урока? (Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?)

    - Какой проблемный вопрос вы хотели бы задать?

    О чем хотели бы узнать?

    - Какие учебные цели перед собой поставим?

    - Мы будем исследовать новую часть речи.

    - Как называется новая часть речи и ее особенности.

    Осуществление поиска решения проблемы (открытие нового знания)

    Цель этапа: поиск теоретического объяснения поставленного вопроса, в процессе практической учебно-исследовательской деятельности.

    - Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование новой части речи.

    - Давайте вместе подумаем и спланируем, что необходимо узнать о новой части речи, чтобы решить возникшую перед нами проблему?

    - Сегодня я вам предлагаю выполнить исследование, работая в паре со своим соседом по парте.

    - Узнать о новой части речи нам поможет маршрут исследования новой части речи. Положите его перед собой.

    Пора приступать к исследованию.

    Исследование 1.

    Начиная изучение новой части речи, прежде всего, необходимо указать ее общее грамматическое значение, т.е. что обозначает данная часть речи.

    Ваша задача: узнать, к какой части речи чаще всего относится новая часть речи.

    Проанализируйте предложения. Определите, с какой частью речи связана исследуемая часть речи? Какую часть речи поясняет? Покажите главное слово и зависимое.

    Недавно выпал снег.

    Холодно и голодно бывает птицам зимой.

    - Какой вывод мы сформулируем.

    Исследование 2.

    - Исследуйте, на какие вопросы отвечает новая часть речи.

    Ваша задача: выяснить, на какие вопросы отвечает новая часть речи.

    Внимательно рассмотрите словосочетания, поставьте вопросы к выделенным словам и запишите их.

    Весело шагают, приехал вчера, разглядел вдали, повернул налево, капает сверху.

    - Какой вывод мы сформулируем.

    Исследование 3.

    В русском языке слова могут изменяться по падежам или по лицам, могут менять число, а некоторые род. А как же изменяется новая часть речи?

    Ваша задача: узнать, изменяется ли новая часть речи или не изменяется.

    Измените новую часть речи и запишите свой результат.

    - измените по числам слово быстро

    Роза распускается … .

    Розы распускаются ….

    - измените по лицам слово весело

    Я играю …                  Мы играем …

    Ты играешь …            Вы играете …

    Он играет …               Они играют …

    - измените новую часть речи по падежам словосочетание

    И.п. прогулка пешком

    Р.п.

    Д.п

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    - измените по временам слово хорошо

    Спортсмен бежал …

    Спортсмен бежит …

    Спортсмен побежит …

    - измените по родам слово очень

    … высокое здание

    … высокая стена

    … высокий дом

    - Какой вывод мы сформулируем.

    Исследование 4.

    - Какова синтаксическая роль в предложении?

    Ваша задача: определить, каким членом предложения является новая часть речи.

    Выполните разбор предложения по членам предложения. Задайте вопрос к выделенным словам. Каким членом предложения является новая часть речи?

    Мы гуляли долго и весело.

    - Какой вывод мы сформулируем.

    Исследование 5.

    - Какова роль новой части речи в русском языке?

    Ваша задача: обсудите роль новой части речи в русском языке. Для чего нужна она в речи?

    Мы шли по опушке леса./ Мы медленно шли по опушке леса.

    - Какой вывод мы сформулируем.

    План исследования части речи.

    1. Что обозначает?

    2. На какие вопросы отвечает?

    3. Изменяется или не изменяется?

    4. Синтаксическая роль в предложении.

    5. Какую работу в языке выполняет часть речи?

    Работа с картой исследователя.

    В предложении новая часть речи связана с глаголом (сказуемым).

    Отвечает на вопросы: как?, когда?, где?, куда?, откуда?

    Новая часть речи не изменяется.

    В предложении новая часть речи является обстоятельством.

    Конструирование нового знания

    Цель этапа: обобщение содержания познавательной и практической деятельности обучающихся.

    - Мы сегодня многое выяснили про новую часть речи. А вы можете сказать, что еще нам не известно?

     - Ребята, чтобы узнать название новой части речи, необходимо разгадать ребус.

     - Ребята, предлагаю вам проанализировать полученные в ходе исследования результаты и рассказать, что вы узнали о новой части речи - наречие?

    - Поможет нам наш план исследования:

    1. Что обозначает?

    2. На какие вопросы отвечает?

    3. Изменяется или не изменяется?

    4. Синтаксическая роль в предложении.

    5. Какую работу в языке выполняет часть речи?

    - Мы не знаем ее название.

     

    Наречие.

     

    Наречие обозначает признак действия, отвечает на вопросы – как?, когда?, где?, куда?, откуда?, является в предложении обстоятельством

    Включение нового знания в новых условиях

    Цель этапа: использование знаний о наречии в практической деятельности.

    - Закрепим полученные знания на практике.

    Задание 1.

    - Прочитайте. Выпишите из предложений только наречия.

    Справа мелькали огни города.

    Слева от дороги тянулись высокие скалы.

    Луна изредка выглядывала из-за облаков.

    Вскоре путники подошли к дому.

    - Проверьте по образцу.

    - Что помогло вам определить наречия?

    Задание 2.

    - Ребята, а можете ли вы назвать пять дней, не употребляя чисел и названий?

    - Какая часть речи вам помогла это сделать?

    - Запишите их в тетрадь.

    Задание 3.

    - Какая часть речи отвечает на эти вопросы? Запишите в столбик следующие вопросы.

    Где?

    Куда?

    Откуда?

    Когда?

    Как?

    - Вам необходимо распределить наречия по вопросам: завтра, вперед, направо, издалека, весело, напротив, изнутри, сбоку, назавтра, интересно.

    Справа, слева, изредка, вскоре.

            

    Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

    Наречие.

    Где? напротив, сбоку

    Куда? направо, вперед

    Откуда? издалека, изнутри

    Когда? завтра, назавтра

    Как? весело, интересно

    Подведение итогов, рефлексия

    Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся  

    - В конце любого исследования необходимо сделать выводы. Как ученые вы должны поделиться с миром своими открытиями.

    - Какую часть речи исследовали сегодня на уроке?

    - Какие секреты наречия вы открыли?

    (Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда?, в предложении бывает обстоятельством.

    - Вы хорошо поработали, я желаю вам удачи в дальнейшем изучении русского языка.

    Систематизирование полученных знаний и умений.

    Ученики рефлексируют свою деятельность на уроке.

    Домашнее задание

    - Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной и выразительной.

    Для работы дома вам предлагаю творческое задание.

    Используя наречия ниже, составить предложения, чтобы получился рассказ. Запиши его в тетрадь.

    Удачно, неудачно, отлично, замечательно, восхитительно, безобразно, чудесно, хорошо, быстро, медленно, прилежно, терпеливо, скоро, весной, летом, зимой, очень, слишком, немножко.

    Записывают домашнее задание в дневник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.

    Это урок объяснения нового материала. Цель которого познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;вос...

    Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.

    Цели:Образовательные – усовершенствование знаний учащихся об имени прилагательном как части речи: обобщённом лексическом значении прилагательных, их  изменении  по родам, числам и ...

    Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....

    Урок русского языка"Разбор глагола как части речи"

    Урок русского языка по ФГОС ,с использованием метапредметных УУД...

    Урок русского языка"Разбор глагола как части речи"

    Урок русского языка по ФГОС ,с использованием метапредметных УУД...