Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Нестеренко Татьяна Павловна

Материал можно использовать при проведении уроков по теме "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока42 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Правописание личных окончаний глаголов 2 лица

единственного числа

учитель: Нестеренко Т.П.

Цели:

  • повторить правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа;
  • развивать устную и письменную речь детей, обогащать словарный запас;
  • прививать любовь к родному краю, воспитывать уважение к профессии моряка

Оборудование:

  • Кохичко А.Н. «Край, который я люблю», Мурманск 1999;
  •  Гринько Л.С,  Девяткова Т.Н. «Краеведение на уроках русского языка в начальных классах»,  Мурманск  1997;
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка:/Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1989 год;
  • презентация

Ход урока

I. Организационный  момент

II. Актуализация знаний

Секрет откроется тогда,

Когда составишь ты слова,

Попробуй разгадать быстрее всех

Уверена, что ждёт тебя успех.

1) Собери слова: (СЛАЙД)

ШМАНТУР (штурман)   СЕЯКО(косяк)     ТРАЛЕРУ (траулер)   РЕМО (море)   ЧАЛПРИ (причал)     БАРЫ (рыба)      

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Штурман-специалист по проведению курса судов.

Косяк – стая рыб, птиц.

Рыба-позвоночное водное животное с конечностями в виде плавников, дышащее жабрами.

Траулер- тип рыболовного морского судна.

Рейс-путь транспортного средства по определённому маршруту.

Корабли - морские суда.

Море  - часть океана – большое водное  пространство с горько-солёной водой.

Улов – количество пойманной рыбы.

Причал-место у берега, оборудованное для стоянки и обслуживания судов, для причаливания лодок.  

2) Работа со стихотворениями. (СЛАЙД)

- Вставьте  в стихотворение данные слова

(Штурман) (траулер) ведёт.

(Рыб) (косяк) вдали плывёт.

Нас (причал ) встречал с уловом,

Мы к труду всегда готовы.

В (рейсы) ходят корабли

По (морям) родной Земли.

- Прочитайте, какое стихотворение у вас  получилось.

- А теперь прочитайте стихотворение  Н. Добычиной.

- Вот поднимешь полный трал -           след всплывает кружевной.

пахнет воздух огурцами...-                   Море пенится, клокочет...

папа так всерьёз сказал,                        И над морем -

не смеялся он над нами.                        канитель!..

Я ему поверил сразу:                            Но всего прекрасней ночью

папа наш - рыбацкий волк!                   чаек белая метель:

Он в работе и в рассказах                     чуют сытную поживу!

настоящий знает толк!                          И пока поднимешь трал -

-Вот идёт из глуби трал -                      до чего смотреть красиво

и на море, за кормой,                            на весёлый их «аврал»!

- Что объединяет эти 2 стихотворения?

- О какой профессии идёт речь?

- Да, наш город Мурманск - город труженик, город – рыбак.

- Подчеркните глаголы в настоящем и будущем времени. Обоснуй свой выбор.

- Исключите «лишний» глагол. Докажите. (СЛАЙД)

III.Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа.

- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

Закрепить…

Развивать…

Воспитывать…

IV. Работа по теме урока

1) - Какие  окончания имеют глаголы 2 лица единственного числа?

    - Назовите  орфограммы в окончании глаголов.

     - В каких глаголах после окончания пишется постфикс  -ся- ?

2) - Из данных пар слов составь словосочетания по схеме: (СЛАЙД)

ГЛ ( 2 лица ед. ч.) + СУЩ

добыча - треска        (добываешь треску)

причал - пристань  (причаливаешь к пристани)

ремонт – лебёдка    (ремонтируешь лебёдку)

   - Какие окончания  написали? Докажите (1спряжение, 2л. ед. ч).

 

Физминутка

От  родимого причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два.

Он назад шагнул сначала.

Раз, два.

А потом шагнул вперед.

Раз, два.

И поплыл, поплыл по морю,

Набирая полный ход.

3)  Работа с текстом.

- Прочитайте текст,  вставляя  пропущенные окончания глаголов во 2-лице

единственного  числа.

       Море каждого ч..л..века на (про)верку  берётхр- пр. Если ты крепок да силён, то все испытания пройд… с честью и с морем навек подруж…сяч-р. Если ты слабым окаж…сяс-с, то и (не)плавать тебе никогда. Море слабых (не)любит. Еслиз-б  (по)люб… море по–особому, сжив…ся с ним, то станете с ним друз…ями.

      Вот тогда и …

- Запиши предложение, используя глаголы  2-лица единственного  числа.

- Озаглавьте текст.

- Выделите окончания глаголов  2-лица единственного  числа.

- Выполни указанные виды разбора:

         хр-пр – характеристика предложения;

         с-с – разбор по составу;

         з-б – фонетический разбор слова;

          ч-р – морфологический разбор глагола

V.Итог урока

- Как пишутся глаголы  2-го лица  единственного числа?

VI.Рефлексия

- Кто из вас хотел бы связать свою жизнь с морем?

- Каждый моряк знает розу ветров (СЛАЙД). Закрасьте её, проанализировав свою работу.

- Своей работой на уроке я:

доволен - жёлтым цветом,

испытывал трудности - красным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.

Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....

Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс. УМК "Школа России"

Урок составлен по требованиям новых ФГОС  в технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции. Представляет собой технологическую карту, которая рассчитана на 2-3 урока....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Самоанализ урока: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"

Урок закрепления знаний учащихся 4 класса по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" по УМК "Школа России"....

Правописание личных окончаний глаголов

Отработка правописания личных окончаний глаголов...