Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Сочинение по картине в жанре репортажа"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Дербенёва Наталия Владимировна

    В уроке ребята ведут репортаж по картине Пермского писателя, журналиста и художника Анатолия Николаевича Тумбасова "Зима в деревне". Дети рассматривают картину, на основе клише составляют текст репортажа и ведут запись составленного текста на видео.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sochinenie.docx21.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 3 классе.

    Тема: «Сочинение по картине в жанре репортажа».

    Цели:

    Обучающая: углубление представлений о жанровых особенностях репортажа.

    Развивающая:  совершенствование  навыков  написания  сочинения  в  жанре  репортажа; развитие умения оценивать составленный репортаж.

    Коррекционная: расслабление лицевых мышц и стимулирование циркуляции крови через самомассаж;  выработка  полноценных  движений  органов  артикуляционного  аппарата, необходимых для правильного произношения.

    Планируемый результат:

    • формулирование  темы  занятия  после  предварительного  обсуждения;
    • осуществление деятельности с  учётом  выделенных учителем ориентиров действия и  в сотрудничестве с учителем;
    • при  выполнении  некоторых  заданий  осознавать  недостаток информации, использовать  дополнительные  сведения  из  справочной  литературы;
    •  пользоваться приёмами подготовки устного выступления.
    • анализ  информации,  представленной  в  форме  деформированного  текста, извлечение  необходимых  для  решения  коммуникативных  задач  сведений;  
    • умение перерабатывать  информацию:  осуществлять  подробный  пересказ  текста;
    • составление и съёмка видеорепортажа.

     Оборудование:  компьютер,  экран,  проектор,  видеоролик  1  «Актуальное  интервью», видеоролик  2 «Творческий  путь А.Н.Тумбасова», заготовка начала репортажа о картине, картина  А.Н.Тумбасова  «Зима  в  деревне»,  мольберт,  клише  с  описанием  картины, фотоаппарат, штатив.

    Ход урока:

    1. Организационный момент:

    а) приветствие:

    -  Сегодня  к  нам  на  занятие  пришли  гости,  повернитесь  и  поздоровайтесь  с  ними. Садитесь.

    б) положительный настрой:

    - Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем творческих успехов.

    2. Вводная беседа:

    - Мы на уроке русского языка, а значит, как должны учиться говорить? (Чётко, ясно, точно, понятно, убедительно, искренне, свободно, складно).

    - Почему мы так должны говорить?  (Нас слушают люди).

    3. Самомассаж и речевая гимнастика:

    - А поможет в этом нам речевая гимнастика. Начнём с самомассажа.

    а) Самомассаж:

    - Откройте рот, как  на  звук [а]. Круговыми движениями помассируем  скуловые  мышцы лица вверху. Хорошо растираем кончиками пальцев. А теперь внизу выполним круговые движения.  А  теперь  проведём  движения  сверху  вниз  и,  наоборот,  по  щекам  между скулами.

    - Теперь разомнём мышцу, отвечающую  за поднимание и опускание губ.  

    б) Речевая гимнастика:

    -  Заборчик,  лопаточка,  иголочка,  часики,  лопаточка,  чашечка,  качели,  чистим  зубы, футбол, лошадка.

    в) Произнесение скороговорки.

    - Не запутайтесь в звуках. Повторите скороговорку.

    Сядем на пригорке, да расскажем скороговорки.

    Произнесение  хоровое  1  раз,  2  раза;  индивидуальное  произнесение  скороговорки отдельными учениками.

    4. Актуализация знаний:

    а) Задание 1: - Произнесите правильно слова: акварель, пастель, пейзаж, репродукция.

    - Какие ассоциации у вас возникают? (Ответы детей)

    б) Задание 2:

    - А теперь прочитаем другие слова: писатель, журналист, …  

    - Добавьте ещё одно слово. (Художник).

    - О ком эти слова? (Об Анатолии Николаевиче Тумбасове).

    5. Проблемная ситуация:  

    а) видеоролик 1 «Актуальное интервью» у гимназистов с последующим выводом: не все гимназисты знают А.Н.Тумбасова.

    Текст к видеоролику:

    - Вы знаете кто такой Анатолий Николаевич Тумбасов?  

    - Это пермский писатель, журналист и художник.

    - А вы хотели бы познакомиться с его творчеством?

    б) видеоролик 2 «Творческий путь А.Н.Тумбасова».

    Текст к видеоролику:

     С творчеством Анатолия Николаевича Тумбасова мы познакомились в прошлом году  на  занятии  по  краеведению.  Мы  знаем  Анатолия  Николаевича  как  писателя.  На уроках  внеклассного  чтения  мы  познакомились  с  его  книгами:  «Шмель  на  этюднике», «Капельки»,  «Дрёма  луговая»,  «Осенний  хоровод».  Мы  писали  отзывы  о  прочитанных произведениях Анатолия Тумбасова и оформили их в альбом.

    Анатолий Николаевич часто печатался в детской книге пермского издательства Оляпка,  в  журнале  «Мурзилка»,  в  литературном  альманахе  «Прикамье»,  на  страницах журналов «Урал» и «Уральский следопыт». Тумбасов  писал  рассказы  с  зарисовками  природы.  В  его  книгах  рисунки, зарисовки,  этюды  выполнены  самим  автором.  Он  так  и  пишет:  «Рассказал  и  нарисовал Анатолий Тумбасов».

    Тумбасов как бы ведёт с читателем творческий диалог, в результате которого создаются новые художественные смыслы. Тексты Анатолия Николаевича комментируют его  рисунки.  Автор  говорит:  «Чтобы  увидеть  интересное,  надо  не  просто  смотреть,  а удивляться, да ещё уметь хотя бы чуточку сочинять». В  начале  1  четверти  мы  с  классом  ходили  на  экскурсию  в  художественную галерею и узнали, что в ней есть картины Тумбасова. Так же мы узнали, что живописные и  графические  работы  Анатолия  Николаевича  находятся  в  областном  краеведческом музее,  в  музее  и  галерее  города  Чайковского,  в  Березниковском  музее,  в  музее  и спецшколе  города  Очёра,  в  Соликамске,  Кунгуре,  Чердыни,  Краснокамске,  Пожве,  в Ильинском  музее, в Горнозаводске, в  областном госпитале инвалидов войны, в школе – интернате  для  детей  сирот  №  3,  в  Дягилевской  гимназии  №  11,  в  школе №  109  города Перми.  На экскурсии в библиотеке имени Кузьмина нам тоже рассказали об Анатолии

    Тумбасове как о писателе  и художнике. На слайдах из презентации мы увидели картины  художника.  Также  на  занятиях  по  краеведению  мы  побывали  в  виртуальном  музее гимназии  №  4  города  Перми,  через  посещение  сайта  гимназии  и  знаем,  что  картинная галерея в этой гимназии началась именно с картин  Анатолия Николаевича Тумбасова. Тумбасов  работал  за  двоих:  за  себя  и  погибшего  на  фронте  друга  Ваню

    Чистова.  В  своём  дневнике  друг  Ваня  написал:  «Рисуй,  больше,  не  жалей  ни  сил,  ни времени, рисуй за двоих…» Эти строки стали заповедью Тумбасова.   Что  бы  ни  рисовал  Анатолий  Николаевич  –  опушку  леса,  поле, индустриальный пейзаж, памятник старины, портреты людей – везде мы чувствуем какую – то  нежность, трогательность, присущую всем  его работам. О нём  говорили:  «Рассказы его художественны, а картины лиричны». Не каждый художник рисовал и писал рассказы и стихи, или к рассказам своим делал  зарисовки.  Анатолий  Тумбасов  наш  земляк, он  сумел  всё  это  воплотить  в  жизнь. Низкий поклон Вам, дорогой Анатолий Николаевич, за душевное тепло и радость Вашего творчества.

    6. Целеполагание:  

    - Кто догадался, что мы будем делать на занятии? (Ответы детей).

    - Мы будем составлять сочинение по картине.

    - На прошлой неделе мы познакомились с новым для нас жанром – жанром репортажа.

    - Уточните тему нашего занятия. (Ответы детей).

    - Тема нашего занятия: «Сочинение по картине в жанре репортажа».

    - Сегодня вы попробуете себя в роли журналистов.  

    - Мы поведём репортаж по картине А.Н.Тумбасова «Зима в деревне».

    7. Сообщение о картине:

    -  Эта  картина  была  написана  художником  в  50-е  годы  прошлого  века,  когда  Анатолий Николаевич был молодым талантливым художником. Он участвовал во всех экспедициях Пермского  краеведческого  музея,  делая  этнографические  и  художественные  зарисовки старых деревень, городов. Картина «Деревня зимой» выполнена на бумаге акварелью и по ней мы поведём репортаж.

    8. Составление плана действий:

    - Составим план наших действий. Какова цель репортажа? (Ответы детей).

    - Мы познакомим учеников нашей гимназии с картиной Тумбасова «Зима в деревне».

    -  Из  каких  элементов  обычно  составляют  репортаж?  (Закадрованный  текст  сообщения, видеоряд – смонтированные фрагменты видеоизображения, звуковой фрагмент).

    - Кто будет составлять Закадрованный текст? (Мы).

    - Текст какого типа должен получиться? (Описание).

    - Чтобы текст с описанием картины получился,  что нам  надо  сделать? (Познакомиться с картиной).  

    9. Знакомство с картиной:

    - Какое время года изобразил художник? (Зиму)

    - Какие признаки картины указывают на это время года? (Нет листьев на деревьях; снег на крышах домов, на земле).

    - Где ещё лежит снег? (На земле, на деревьях).

    - А какая это зима? (Художник изобразил конец зимы, пасмурно, оттепель).

    - Да, в лесу с южной стороны снег уже растаял.  

    - Что изображено на переднем плане картины? (Дорога, лужи, снег смешался с оттаявшей  землёй и от этого получилась грязь).  

    - Что отражается в луже? (В луже отражается серо-синее небо).

    - Что изображено в центре картины? (В центре изображены дом, на крышах снег).

    - Что мы видим слева? (Слева на картине мы видим покосившийся старый забор).

    - Что справа? (Лес, снег там уже почти растаял, наверно это южная сторона).

    - Какой фон картины, какими  красками  представил  её художник? (Картина выполнена в пастельных тонах).

    -  Что  на  картине  выступает  контрастом?  (Ставни  окон  выступают  ярким  контрастным пятном).

    10. Групповая работа по составлению текста репортажа:

    а). Составление текста – описания на основе клише.

     Текст клише 1.

    Анатолий Николаевич Тумбасов наш _______________ писатель, журналист

    и  ___________________.  Он  ________________________

    «________________________».  В центре картины мы ____________________ _____________________. Слева _______________________________________

    _____________________________________________________________ .

    Справа ______________________________________________________

    ______________________________________________________________ .

    Текст клише 2.

    Тихо  и  безлюдно  ____________________________  .  Анатолий Николаевич

    _____________________  обычный,  ни  чем  не  примечательный

    _________________________________________________  природы.  Перед

    нами  обобщённый  образ  ____________________  Анатолия  Николаевича

    Тумбасова.  Неяркие  краски  в  свете  ___________________  придают

    ____________________________________ торжественную приподнятость.  

     

    Текст клише 3.

    Небо  _______________________________________________  ,  отражается  в

    _______________ и сливается  с _____________________________________ .  

    _____________________  выполнена  в  _____________________  тонах.

    Деревья  ______________________,  ______________________,  они  так  же

    _________________________________    фоном  картины.  Ярким  пятном

    выделяются  ____________________________________________.  Глядя  на

    картину я испытываю _______________________ . Мне _________________

    понравился ( не понравился) ______________________________________

    ______________________________________________________________ .

    б). Пересказ текста.

    в). Съёмка видео.

    11. Сборка единого репортажа из частей отснятого видео:

    - предварительный просмотр фрагментов репортажа;

    - обработка (посекундная  «вырезка»  лишних фрагментов (поворот головы, неоконченная во время съёмка сюжета, когда ученик закончил пересказ текста, а его всё ещё снимают) и запись репортажа в программе Windows Live: Киностудия Windows Live.

    12. Просмотр репортажа, его словесная оценка.

    13. Итог занятия.

    14. Рефлексия.

    15. Оценочная деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне"

    Данный урок проводится с целью формирования у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками....

    Урок русского языка в 3 классе по программе РО Л.В. Занкова "Правописание приставок ЗА-, НА-, НАД."

    Урок русского языка в рамках программы Л.В. Занкова в 3 классе по учебнику А.В. Поляковой. Соответствует т дидактическим принципам развивающего обучения и ФГОС. В уроке можно выделить следующие этапы:...

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"

    Аннотация к уроку русского языка по теме:« Непроизносимые согласные в корне слова» Данный урок русского языка «Непроизносимые согласные в корне слова» разработан для 2-ых классов...

    Урок русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

    Сообщить сведения о художнике, необходимые для понимания идейного замысла картины; учить детей «читать» картину; развивать связную речь, образное мышление, наблюдательность; обогащать словарный ...

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" ОС"Школа 2100"

    Методическая разработка урока с применением деятельностного метода с указанием деятельности учителя и учащихся. Имеется презентация и ссылка на электронный ресурс....

    Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц». (3-й урок)

    Познакомить учащихся с новым словарным словом, отработать правильность его написания, закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы, отрабатывать навык правописания слов с больш...