Урок русского языка 4 класс Тема: Текст- рассуждение. Зачем нужна гигиена? Работа с картиной
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

урок с применением здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_tema.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка     4 класс

            Тема:  Текст- рассуждение. Зачем нужна гигиена? Работа с картиной

 Цели:

Познакомить учащихся с понятием «гигиена», на основе личных наблюдений, сравнения и анализа вывести основные правила личной гигиены.

Воспитывать потребность соблюдения правил гигиены, способствовать потребности вести здоровый образ жизни.

Познакомить учащихся с работами известных художников, развивать наблюдательность к характерным позам и движениям человека; формировать эстетический вкус.

Расширить представление о видах текста. Учить составлять текст –рассуждение.

Оборудование: пословицы на карточках, репродукции картин, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя.

– В век технического прогресса и покорение космоса, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что для нас дороже всего?

Конечно же, здоровье! Здоровье человека это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.

Люди почему – то не ценят того, что даётся им даром. Например здоровье, которое мы получаем от природы. Люди берут вещи, одежду, украшения. А здоровье – только тратят. Ленятся делать утреннюю зарядку, слишком много едят, портят глаза у телевизора, компьютера, курят. В общем, как будто нарочно делают всё, чтобы здоровья стало меньше.

2. Определение темы урока.

Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Идет пароход-то назад, то вперед,

А за ним такая гладь -ни морщинки не видать.  Утюг

Подчеркните парную согласную, требующую проверки.

Весь мир одевает. сама нагишом.     Иголка

Подчеркните  первый слог.

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. Ноги

Подчеркните 4 букву алфавита

Книги читают, а грамоты не знают.

Глаз нет, а видеть помогают.   Очки

Подчеркните гласную,  указывающую на мягкость согласного звука

И сияет и блестит, никому оно не льстит,

А любому правду скажет-

Все . как есть ему покажет. Зеркало

Подчеркнуть «хитрую» букву

Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит. Нос

Подчеркнуть букву, обозначающую  сонорный звук.

Костяная спинка, жесткая щетинка, с мятной пастой дружит, нам усердно служит. Зубная щетка

Гласную , образующую второй слог в словах

Соберите из  подчеркнутых букв слово ГИГИЕНА

3) Работа с понятием

– А что такое гигиена?

 – Как и где нам узнать значение этого слова?

 – Найдём значение слова гигиена в толковом словаре Ожегова.

 (На экране появляется такое же определение)

– Слово «гигиена» пришло к нам из греческого языка и означает в переводе «здоровый». И это не случайно. Ведь именно в Древней Греции существовал культ здорового тела.

4) Работа в микрогруппах

– Народы всего мира уделяют большое внимание вопросам гигиены. Об этом говорят пословицы разных народов мира.

 Сейчас мы поработаем в парах.  Ваша задача – обсудить пословицу и сообщить всем свои объяснения.

 1-я группа – Чисто жить – здоровым быть.(удмуртская)

 2-я группа – Вода и мыло – большая сила. (русская)

 3-я группа – Болезнь с грязью в дружбе. (дагестанская)

 4-я группа – Чистота – лучшая красота. (китайская)

5) Работа с картинами

– Именно этот вопрос всегда интересовал людей. И отражался не только в стихах, пословицах, но и в картинах художников.

 Перед  нами  репродукция картины Татьяны Николаевны  Яблонской “Утро”.

 Что вы видите? Опишите картину

 Раннее  утро. Кажется, что звучит музыка, и девочка застыла в позе “ласточки”.

 Просторная солнечная комната. Много света и воздуха. Блестящий паркетный пол. Обыкновенный круглый стол.  Он накрыт голубой в полоску скатертью с бахромой. Посреди стола – большой кувшин с рисунками. В нем явно налито молоко, а рядом блюдо с завтраком. Слева от балкона – деревянная кровать. Белоснежное постельное бельё. Справа – простенький стул с аккуратно сложенной формой. Чистота и уют. Пышная зелень цветов.

– Как удаётся автору показать, что утро яркое, весеннее, тёплое?

– Кто является главным героем картины? Как вы определили?

– О чём говорит поза девочки?

– Подберите однокоренные слова к слову “зарядка”.

– Чем можно зарядиться?

– Что вы можете сказать о девочке, изображённой на картине?

– Почему же художница назвала свою картину “Утро”, а не “Девочка, выполняющая утреннюю зарядку”?  

– Что ещё свидетельствует о том, что героиня заботится о своём здоровье?

– Какую мысль хотела донести до зрителей Т.Н. Яблонская, создавая своё произведение?

Вывод: Если хочешь добиться высоких результатов в жизни, то нужно с детства думать о своём здоровье, начинать утро с зарядки.

– Какие ещё утренние процедуры необходимо выполнять каждому человеку, чтобы поддерживать своё физическое здоровье? Что осталось “за кадром”?

 Переходим  к следующей картине.

Зинаида Серебрякова «За  туалетом. Автопортрет».

 Мы с вами знакомы с жанром портрета. Изображение художником самого себя называется автопортрет.

  Чтобы понять смысл этой картины мы должны понять значение слова «туалет».

 – Почему автор выбрал именно такое название?

 В современном понимании «туалет» имеет одно значение. Место уединения. А в старые времена это слово имело еще и другое значение. Это была просторная комната с большим зеркалом, где человек, уединяясь, приводил себя в порядок (расчесывался, умывался). Поэтому и сам процесс приведения себя в порядок назывался туалетом.

 Художница изобразила себя в зеркале. На нас смотрит красивое женское лицо, его озаряет улыбка. Изящный, неторопливый жест рук, расчесывающих прекрасные волосы, говорит о нежности и грациозности героини.

Следующая картина. Борис Кустодиев  «Утро»

 Изображена  жена художника,  с сыном Кириллом. Картина написана в Париже.

 – Что изображено на картине?

– Давайте сделаем вывод. Что объединяет все эти картины?

Вывод: картины объединяет цветовая гамма и общая идея – важность гигиены – что подтверждается и пословицами.

– Как вы думаете, почему художник использовал именно эти краски?

 – Как вы, ребята, следите за чистотой своего тела? Какое это имеет значение для вас?

6) Рассказы детей. 

   ФИЗПАУЗА  Игра «Море волнуется раз…»

Правила игры: Ведущий говорит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – на месте фигура замри!»  Ребята должны застыть в позе, изображающей какое-либо правило гигиены. Задача ведущего определить, какое же правило изобразил каждый ученик.

7)Выведение правил гигиены

– Какие же правила гигиены мы должны соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье?

 – Попробуем вместе определить эти правила.

(На экране появляются картинки, учащиеся их анализируют и выводят правило)

– Подведем итог: Какие же правила гигиены мы должны соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье?

(На экране появляются все выведенные правила гигиены)

 – Мы – молодцы! Мы проделали большую работу и теперь знаем, как сохранить своё здоровье.

8) Практическая работа 

– Мини –текст- рассуждение  «Зачем нужна мне гигиена?»

9) Завершение урока

– Хочется завершить урок следующим стихотворением неизвестного автора.

Если ты не моешь руки,

 Дважды в день не чистишь зубы,

 Забываешь причесаться,

 Неопрятным ходишь ты,

 Знай, ни новые кроссовки,

 И ни новые футболки,

 И ни джинсы, и ни платья,

 Не дадут тебе здоровья,

 Не прибавят красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным"

Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным" по учебнику М.С.Соловейчик...

Урок русского языка в 4 классе по теме: Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Три богатыря"

В работе четко сформулированы цели и задачи, репродукция картины, репродукция портрета художника, последовательность работы над картиной, сочинение учащегося....

Конспект урока русского языка в 4 классе Зачем и как узнавать спряжение глагола

Тип урока: урок  «открытия»  нового знания.Цель:помочь детям прийти к выводу о том, что личное окончание глагола  и спряжение связаны между собой, т.к. именно спряжение подс...

Конспект урока русского языка в 4 классе Зачем и как узнавать спряжение глагола

Тип урока: урок  «открытия»  нового знания.Цель:помочь детям прийти к выводу о том, что личное окончание глагола  и спряжение связаны между собой, т.к. именно спряжение подс...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»"

Данная методическая разработка поможет педагогу организовать работу над картиной, познакомит детей с творчеством художника, затронет исторические моменты развития Древней Руси. Разработка сопровождает...

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Сочинение по картине "Зимние забавы"

Урок русского языка в 3-м классе по теме"Сочинение по картине «Зимние забавы»"Цели: Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильно...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: сочинение басни по картине «Кошка в клетке».Планируемые результатыПредметные: знать, что такое басня, ее основные признаки; уметь составлять басню, исходя из пла...