Конспект урока русского языка в 4 классе Зачем и как узнавать спряжение глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Жданова Елена Анатольевна

Тип урока: урок  «открытия»  нового знания.Цель:помочь детям прийти к выводу о том, что личное окончание глагола  и спряжение связаны между собой, т.к. именно спряжение подсказывает, какое окончание выбрать в личном окончании глагола; тренировать в написании глаголов с безударными личными окончаниями. Задачи:изучение способа определения спряжения глаголов по форме3 лица множественного числа;развитие  умения  анализировать, обобщать, классифицировать учебный материал;воспитание  культуры  речи и коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК (4 КЛАСС)

УМК «ГАРМОНИЯ»

Урок 87
ТЕМА:    ЗАЧЕМ И КАК УЗНАВАТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА?

Тип урока: урок  «открытия»  нового знания.

Цель: 

  • помочь детям прийти к выводу о том, что личное окончание глагола  и спряжение связаны между собой, т.к. именно спряжение подсказывает, какое окончание выбрать в личном окончании глагола; тренировать в написании глаголов с безударными личными окончаниями.

     Задачи:

  • изучение способа определения спряжения глаголов по форме

3 лица множественного числа;

  • развитие  умения  анализировать, обобщать, классифицировать учебный материал;
  • воспитание  культуры  речи и коммуникативных навыков.

Оборудование: 

учебник и тетрадь-задачник  по русскому языку 4 класс (авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко); карточки – подсказки «ЕдУТ   И спЯТ» и  карточки – алгоритм определения спряжения глагола по третьему лицу множественного числа; карточки для индивидуальной работы; компьютер,  проектор, презентация.

Используемые образовательные технологии:

  • системно – деятельностный  подход;
  • технология проблемного обучения;
  • личностно – ориентированная технология;
  • технология групповой деятельности;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающая.

Познавательные УУД:

  • Наблюдение  за безударными личными окончаниями глаголов.
  • Моделирование алгоритма определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
  • Определение спряжения глагола по форме 3 лица, множественного числа.
  • Определение  грамматических признаков глаголов.
  • Построение  рассуждения,   формулировка  выводов,  использование имеющиеся знания.

   Коммуникативные УУД:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
  • Участие  в диалоге, общей беседе в соответствии с грамматическими нормами родного языка.
  • Учебное сотрудничество с одноклассниками, проявление доброжелательного отношения к партнёрам.
  • Развитие культуры коллективного общения.
  • Ориентирование в своей системе знаний, обоснование своего ответа.

  Личностные УУД:

  • Формирование интереса к изучению родного языка.
  • Формирование креативного мышления обучающихся.
  • Самооценка своих возможностей.

  Регулятивные УУД:

  • Определение целей учебных заданий, планирование  своих  действий.
  • Определение  и фиксирование  учебной задачи.
  • Обучение умению контролировать свою деятельность, оценивать свои результаты.
  • Выделение и осознание того, что усвоено.

Ход урока

I. Организационный момент. 

Вот книжки на столе

                                           А вот тетрадки.
                                               Не будем мы играть
                                              Сегодня в прятки.
                                              Сегодня в классе у ребят
                                             Урок уж очень важный.
                                             А почему он важен –
                                             В конце урока скажем!

II. Мотивация на урок и актуализация знаний.

- С какой частью речи мы с вами работали на предыдущих уроках?

- Что вы уже знаете о глаголе? Д/игра «Я знаю больше».

- Скажите, кому было трудно выполнять домашнее задание?

- Молодцы! Значит, вы уже хорошо научились определять спряжение глаголов.

- А теперь перед вами такое задание. По личным  окончаниям глаголов    определите спряжение. СЛ. № 94

______ёшь,

______им,

______ите,

______ат;

______ём,

______ют,

______ишь,

______ят,

______ут.

- Как вы определили спряжение зашифрованных слов?

  ( По букве гласного в окончании    или  -Е; 

    По 3 л., мн. ч.  –УТ, -ЮТ  или –АТ, -ЯТ).

- Как вы думаете, всё ли вы знаете о спряжениях глагола?

- А хотите знать больше?

- Тогда приоткроем двери знаний и заглянем в сегодняшний урок.

                                   Есть необычная страна,                      
                                   Которой не найдёшь на карте,
                                  Для нас доступна будет лишь она
                                  Вот здесь, на нашей парте.
                                  И путешествовать в неё
                                  Отправимся мы снова,
                                  А называется она
                                  Спряжение глагола.

III.  Постановка учебной задачи.

- Ребята, а вы знаете,  зачем нам узнавать спряжение глаголов?

- Давайте попробуем выполнить следующее задание, которое нам поможет разобраться и ответить на этот вопрос.

- Мне сейчас поможет Даша. Она загадает вам загадку…  

  Что это? (Снежинки)

- Молодцы! Эта загадка спряталась у вас в П.Т. на с. 31.

- Откройте  с.31 в П.Т., Упражнение 404.

- Но что случилось? В загадке чего-то не хватает!        

- Как сделать загадку ясной? Что нужно вставить? (Окончания)

- Вставьте окончания в слова и восстановите загадку,  сделайте её понятной.    А в  местах, где затрудняетесь с выбором буквы, оставляйте «окошко».

                                         Бел___пчёл из син___ туч___
                                        Вылета___ рой  летуч____.
                                        Не гуд___ и  не  куса____,
                                        На  ладошк__ тёпл___ та___.

 - Это задание выполняйте в парах  (Знак).

  Проверка выполнения задания.

- Прочитайте загадку, которая у вас получилась.

                                         Белых пчёл из синей тучи

                                         Вылета.т  рой летучий.

                                         Не гудит и не куса.т,

                                         На ладошке тёплой  та.т .    

- В каких словах вы не смогли вставить букву, засомневались?

- Какая это часть речи?

- Подчеркните все глаголы.

- А теперь попробуйте определить спряжение этих глаголов.

 (Дети затрудняются, только в одном глаголе «гудит» могут определить спряжение).

- Слово «гудит» тоже глагол, но в нём вы без труда вставили букву в окончании и определили спряжение.

  Почему же в остальных глаголах  затруднились и в букве, и в спряжении?

(Безударный гласный в  окончании глагола. Не знаем, как проверить. Не знаем, как определить спряжение.)

- Перед нами проблема – мы не можем поставить букву в безударное личное окончание глагола, не можем определить спряжение.

- Попробуйте сформулировать тему урока, определить, что мы будем делать сегодня на уроке?

(Как определять спряжение глаголов с безударными окончаниями?)

Научиться определять спряжение глагола с безударными окончаниями.)

IV. Выход из затруднения.

- Ну, что ж, здорово нам было на прошлых уроках, мы видели все буквы в личных окончаниях глаголов или четко их слышали, т.к. они были под ударением .

- Так как вы считаете, что же нам нужно узнать у глагола, чтобы правильно выбрать букву для написания   безударного личного окончания глагола?

(Нужно узнать спряжение).

- А теперь проверим ваши предположения.

  Прочитайте сообщение в вашей   П.Т. - с.32.

- Так какой же вывод мы сделаем?

(Чтобы правильно выбрать букву в окончании глагола, нужно прежде всего определить спряжение, к которому относится глагол).

Впишите недостающие слова на свободной линии.

- А теперь прочитайте ещё раз  начало этого рассуждения :

«Глагол может быть I или II спряжения. В окончаниях разных спряжений – разные буквы гласных. Они известны».

-   Какие это буквы? ( Е или И).

- Что вы знаете об этих буквах? ( Е -  I спряжение, И - II  спряжение).

- Вернёмся к нашей загадке .      СЛ. №  95   (без букв в окончаниях )

- Так, как же нам определить спряжение, чтобы вставить нужную букву?

- А  как мы раньше определяли  спряжение? По буквам  Е, И  мы не можем, т.к. нам нужно эти буквы  вставить.

- Какой ещё способ мы знаем?  (По 3 лицу множеств. числа).

- Давайте попробуем проверить на глаголах из загадки.

(Дети выписывают в столбик глаголы, а рядом  -форму 3 лица мн.ч.)

Я показываю эти глаголы на доске.

- Какой  вывод  мы сделаем? Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно? …

 (Нужно поставить глагол в форму 3 лица, множественного числа).

- А теперь отдохнём!

- Я буду называть глаголы. Если глагол с ударным окончанием – хлопаете в ладоши, если с безударным – приседаете.

Мечтает, рисует, стучит, прыгает, пищит, дышит, идёт,  стирает, плавает, поёт, танцует,  клюёт.

V. Реализация проекта (вывода).

- Посмотрите на экран. Перед вами слова.   СЛ. № 96

Крич.м,  (он) готов.т,  молч.шь,  (мы)тон.м,  стреля.те,  (он) бер.т.

- Назовите глаголы, в которых личные окончания под ударением.

         Кричим,            молчишь,        (он)  берёт.

- А теперь назовите глаголы, в окончаниях которых вы сомневаетесь.                                                                                                                                                                        (он)  готов.т,           (мы) тон.м,       стреля.те.

- Запишите эти слова. В безударной позиции ставьте «окошко».

- Как вы будете действовать в выборе буквы? Давайте составим АЛГОРИТМ действий.

                                (АЛГОРИТМ – вывесить на доске).

    ( Шаг 1. Сначала поставим глагол в форму 3 лица, мн.ч.,

      Шаг 2. Затем определим спряжение  по словам-подсказкам,

      Шаг 3. И теперь по спряжению вставим букву).

VI. Первичное закрепление (в  группах)

- Перед вами рисунки «Зимние забавы»   СЛ. №  97

  Вам необходимо найти как можно больше глаголов с безударными окончаниями  (3л., ед.ч., наст.вр.) «спрятанных»  на рисунках и выписать их на листочки, определяя спряжение и объясняя выбранную букву в окончании.

-В этой работе вам поможет вопрос-командир «Что делает?»

http://www.pahklimae.edu.ee/bw_client_files/pahklimae/public/img/Image/9815_html_7f996fc.png        Иллюстрация 6 из 11 для Рассказы по картинкам: Зима | Лабиринт - книги. Источник: Юта

Иллюстрация 7 из 11 для Рассказы по картинкам: Зима | Лабиринт - книги. Источник: Юта     http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/60/96060269_Risunok__32_.jpg

- На выполнение этого задания я даю 1 минуту.

(Дети (один от группы) по очереди выходят к доске и записывают слова, пользуясь алгоритмом, объясняют написание окончаний).

 Лепит, едет, вставляет(морковь), катается, ходит, помогает, кидает, бросает, танцует, дарит, выглядывает (Буратино), кормит, гладит, спорит,  мирит…

VII. Самостоятельная работа (по карточкам)

       - Пользуясь АЛГОРИТМОМ, вставьте правильную букву в безударное окончание глаголов.

Кто землю леле . т – того земля жале . т.

Одно дерево сруб . шь – сорок посад . шь.

       (Спросить двух учеников на оценку)

VIII. Итог урока.

 - Ребята, в начале урока мы сказали, что урок для нас важный. Почему?

   Что нового мы узнали на уроке?

– Так как же определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?

–  Но есть ещё один способ, о котором вы узнаете на следующем уроке.

IX. Рефлексия.

- Кто, на ваш взгляд, сегодня лучше всех работал?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Кому было трудно на уроке?

- У вас на партах лежат снеговички, которые помогут вам оценить свою работу на уроке.

- Я тоже наблюдала за вашей работой на уроке и поставила вам такие оценки…

Домашнее задание: упражнение 411 (выполняя это упражнение, понаблюдайте, останутся ли у вас глаголы с «окошками»).

- Я благодарю всех за урок !!!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"

В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы,  тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: I и II спряжение глаголов настоящего времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знания о наличии у глаголов двух спряжений.Планируемые результаты:Предметные:знать: окончания глаголов 1 и 2 спряжения настоящего времени.уметь: определять спря...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор» Цели деятельности учителя: закрепление навыков разбора глаголов как части речи, правопи...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цели: познакомить с единственным и множественным числом глагола, их отличительными признаками в речи, развивать речь и коммуникативные навыки.Задачи:осознать особенности изменения числа глагола в соче...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами...