Имя существительное-часть речи (обобщение).
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ирхина Юлия Юрьевна

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе

                            Урок – путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-путешествие28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе

                            Урок – путешествие

Тема: Имя  существительное-часть речи  (обобщение).

Цель и задачи:

1)формирование  общеучебных  и  специальных  умений;

2)обобщение знаний  учеников  об  имени  существительном;

3)учить  распознавать  имена  существительные  в  форме  единственного  и множественного  числа; различать  существительные  в  форме  мужского,  среднего и женского рода;  различать одушевлённые  и  неодушевлённые  имена  существительные;

4)формировать  орфографическую  зоркость;

5) отрабатывать каллиграфические  навыки;

6)развивать  речь,  память,  мышление, умение высказывать свое мнение.

7)воспитывать самостоятельность.

Оборудование: 

карточки для самостоятельной работы.

                                        Ход  урока.

  1. Организационный  момент. Сл. № 1

Эмоциональная мотивация. 

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте – все в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

- Постановка темы и цели урока.

Учитель. Ребята сегодня мы отправляемся в путешествие по дороге знаний. А поможет нам Мистер Ву. Это мудрый совенок, который в течении всего времени обучения встречается на страницах учебника. У всех настоящих путешественников есть путевые журналы, куда они записывают свои наблюдения. Нашими путевыми журналами будут ваши тетради. Давайте их откроем. Помните, что путевые журналы заполняются четким, красивым почерком. Старайтесь писать аккуратно!

Сначала отметим дату нашего путешествия. Сл. № 2

Учитель. Сейчас постараемся определить тему нашего урока. На экране вы видите картинки. Назовите, что изображено на них. (под картинками появляются слова с пропущенной орфограммой).

Река, снежинка, цветы, сова, звезд.

-Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой? Какой? ( Да, они связаны одной орфограммой-безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.)

-Подберите проверочные слова.(устно)

Сначала на слайде появляется ударение, потом сама буква.

-Что общего в данных словах? (все слова являются именами существительными)

-Мы с вами эту тему уже выучили. Проследив глазками за мистером Ву, назовите цель нашего урока. Сл. №3

- Сегодня мы постараемся обобщить всё, что вы узнали об имени существительном.

-Что такое имя существительное?

Дети. Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что? Сл. №4

                    Имя существительное

                    Очень удивительное.

                   На вопросы Кто? и Что?

                  Отвечать оно должно.

    -Итак, наше путешествие по стране имени существительного начинается.

III. Чистописание.

Учитель. – Мы подходим к тоннелю Чистописания. Чтобы его пройти нужно выполнить следующее задание:

Сл.№5

ло    ол   оло   лол   мо  ом

- Соединения каких букв вы видите?

- Напишите строчку. Следим за посадкой и правильным соединением букв.

- Прочитайте слова, которые записаны ниже.

скучать   лопата  сорока  молоко   олень  хороший  солнце

- Запишите только те слова, в которых  есть данные соединения. Соединения подчеркните. Выделите  орфограммы, назовите их.

- Какие слова записали? Назовите орфограммы, объясните их.

лопата    молоко    олень    солнце

- Что это за слова? (им. Сущ.)

Учитель. Сколько букв и звуков в слове олень?

Дети. 5 букв, 4 звука, так как мягкий знак звука не имеет.

Учитель.  А чем это имя существительное отличается от других, записанных вами существительных?

Дети. Это существительное одушевлённое.

-Задайте к нему вопрос. (Кто?)

-Задайте вопросы к другим словам. (Что?)

-Какие это имена существительные? (Одушевленные имена существительные.)

Учитель. Молодцы! Тоннель Чистописания позади. Теперь нам предстоит спуститься в ущелье  Вопросов.

       IV.Повторение об именах существительных одушевленных и неодушевленных. ( ущелье Вопросов)

- В ущелье вас ждет Мистер Ву, мы поиграем в игру  «Самый внимательный». На парте лежат сигнальные карточки. Красного цвета– одушевлённое существительное, зеленого – неодушевленное. Чтобы вы не запутались совенок на них написал вопросы.

На какой вопрос отвечают одушевленные существительные?

Неодушевленные? Сл. №6

Учитель называет слова: медведь, болезнь, ветер, слон, пассажир, тень, спортсмен, мебель, цветок, сосед, смех, цапля, лень.( на экране слова выплывают на свои места в 2 столбика кто и что.)

- Молодцы!

-Что еще можно сказать о этих именах существительных?

Дети. Эти существительные нарицательные одушевленные и неодушевлённые.

-А какие существительные могут быть собственными? Приведите примеры и запишите их в тетрадь с новой строчки.

Учитель. Отлично! Теперь мы можем отдохнуть.

V. Физминутка.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

Впереди нас ждёт холм Выбора и новое задание.

VI Закрепление изученного. ( холм Выбора) Сл. №7

ш  к а а ч                        б а к а с о                         о м р з о

й ш о р и о х                  н к ц о е т р

к а ч о в е д                    д б и о а

- Составьте из данных букв слова. Слова начинаются с подчёркнутых букв.

- Среди записанных  слов  найдите «лишнее». Объясните свой ответ. Найдите орфограммы, объясните их.

Дети.«Лишнее»  слово – хороший.  Это прилагательное, а все остальные слова – существительные.

-Найдите орфограммы, объясните их.

Запишите получившиеся слова в один столбик, выделите в них орфограммы зеленым цветом. Разберите слова по составу.

Ученики записывают в тетрадь получившиеся слова, разбирают их по составу.

   Чашка, девочка, собака, концерт, обида, мороз  .

-Определите число у  имен существительных. ( ед.ч)

-Около слов поставьте тире и запишите их во множественном числе. Прочитайте, что у вас получилось.

Сделаем вывод. Как изменяются имена существительные? ( По чилам.)

VII. Закрепление изученного (продолжение ) Тропа предложения.

- Отправляемся дальше. Мы с вами вышли на тропу Предложения.

-Но где же Мистер Ву? Скорее всего он заблудился. Чтобы его найти, надо выполнить новое задание.

-Прочитайте слова, которые вам оставил совенок на дорожке. Составьте предложение. Вот он где спрятался наш совенок. Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, подпишите части речи. (Ответы хором.)

-Ниже на строчке выпишите через запятую имена существительные.      Поставьте их в начальную форму. Определите число,  род и запишите его над словами.

Учитель. Вы хорошо справились  с этим заданием.

- Нас ждёт новое испытание. Послушайте отрывок из детской песенки «Улыбка». Запомните существительные, которые в нем встретятся. Назовите эти существительные, определяйте их род.   СЛ. №9            

Взаимопроверка:     улыбка,  день,  небо,  радуга,   облака,   кузнечик, скрипка, ручеёк,    река,   дружба.

- Молодцы! Справились. Мы можем идти дальше. Вперед к водопаду Рода.

-А сейчас вам задание для самостоятельной работы.

Дети работают самостоятельно по карточкам с разноуровневыми заданиями.

Уровень 1.

Напишите слова в три столбика  по  родам.

1 вариант.

Пальто, озеро, улица, огонь, метель, петух, суп, яйцо, шляпа.

2 вариант.

Море, дерево, козёл, тетрадь. Окно, луг, овца, сено, картина.

(взаимопроверка)

Уровень 2.

К каждому существительному из левого столбика подберите близкие по значению существительные из правого столбика. Укажите род и число.

вьюга                                 боязнь

друг                                    зной

жара                                   метель

страх                                 Отечество

Отчизна                            родник

источник                          приятель

VIII. Итог урока.

- Вот мы и дошли до центра Имени существительного. «Итоговый тест».

-Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня повторили об имени существительном.

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется имя существительное?

- Что ещё нужно знать об имени существительном?

- Молодцы! Но чтобы и дальше вы успешно путешествовали по дороге Знаний, надо работать и дома.

IX.Домашнее  задание.

Учебник «Русский язык» стр.14, упр.21.

Определить род и число имен существительных.

X. Оценивание.

- Наше путешествие подошло к концу.

- Чем вас заинтересовал урок?

- Что вызвало затруднение?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Я рада, что вы показали себя умными, смышлеными , грамотными, настойчивыми ребятами, настоящими путешественниками. Мистер Ву очень доволен вами. Но он с вами не прощается, а будет и в будущем всегда встречать вас на страницах учебника. Спасибо за урок.

Ребята, которые отличились на уроке, получают значок «Совенка», а самостоятельная работа по карточке № 2 оценивается на следующем уроке.

(Если останется время)

-Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? (им. Сущ.)

-Они составляют самую большую группу. Посмотрите на текст и постарайтесь его прочитать. Что не хватает? (Им.сущ.)

-Вставим недостающие слова.

-Теперь мы с вами убедились, что им. Сущ.- действительно значимая часть речи и мы без нее обойтись не можем. Напишите над именами существительными число и род.

Тихо в зимнем … и на лесных снежных …   .

По алмазной … снегов пробегают…  , бесшумно пролетают над снежными сугробами…  .

Как сказочный …   ,улёгся на голом … головастый…  . В ночной …  он один слышит и видит, как идёт в зимнем …  скрытая от …   …    .

Слова для справок:  Лес, поляны, скатерть, зайцы, совы, часовой, сук, совенок, темнота, лес, люди, жизнь.  

Тихо в зимнем … и на лесных снежных …   .

По алмазной … снегов пробегают…  , бесшумно пролетают над снежными сугробами…  .

Как сказочный …   ,улёгся на голом … головастый…  . В ночной …  он один слышит и видит, как идёт в зимнем …  скрытая от …   …    .

Слова для справок:  Лес, поляны, скатерть, зайцы, совы, часовой, сук, совенок, темнота, лес, люди, жизнь.  

Тихо в зимнем … и на лесных снежных …   .

По алмазной … снегов пробегают…  , бесшумно пролетают над снежными сугробами…  .

Как сказочный …   ,улёгся на голом … головастый…  . В ночной …  он один слышит и видит, как идёт в зимнем …  скрытая от …   …    .

Слова для справок:  Лес, поляны, скатерть, зайцы, совы, часовой, сук, совенок, темнота, лес, люди, жизнь.  

Тихо в зимнем … и на лесных снежных …   .

По алмазной … снегов пробегают…  , бесшумно пролетают над снежными сугробами…  .

Как сказочный …   ,улёгся на голом … головастый…  . В ночной …  он один слышит и видит, как идёт в зимнем …  скрытая от …   …    .

Слова для справок:  Лес, поляны, скатерть, зайцы, совы, часовой, сук, совенок, темнота, лес, люди, жизнь.  

Напишите слова в три столбика  по  родам.

1 вариант.

Пальто, озеро, улица, огонь, метель, петух, суп, яйцо, шляпа.

2 вариант.

Море, дерево, козёл, тетрадь. Окно, луг, овца, сено, картина.

Напишите слова в три столбика  по  родам.

1 вариант.

Пальто, озеро, улица, огонь, метель, петух, суп, яйцо, шляпа.

2 вариант.

Море, дерево, козёл, тетрадь. Окно, луг, овца, сено, картина.

Напишите слова в три столбика  по  родам.

1 вариант.

Пальто, озеро, улица, огонь, метель, петух, суп, яйцо, шляпа.

2 вариант.

Море, дерево, козёл, тетрадь. Окно, луг, овца, сено, картина.

Напишите слова в три столбика  по  родам.

1 вариант.

Пальто, озеро, улица, огонь, метель, петух, суп, яйцо, шляпа.

2 вариант.

Море, дерево, козёл, тетрадь. Окно, луг, овца, сено, картина.

Напишите слова в три столбика  по  родам.

1 вариант.

Пальто, озеро, улица, огонь, метель, петух, суп, яйцо, шляпа.

2 вариант.

Море, дерево, козёл, тетрадь. Окно, луг, овца, сено, картина.

К каждому существительному из левого столбика подберите близкие по значению существительные из правого столбика. Укажите род и число.

вьюга                                 боязнь

друг                                    зной

жара                                   метель

страх                                 Отечество

Отчизна                            родник

источник                          приятель

К каждому существительному из левого столбика подберите близкие по значению существительные из правого столбика. Укажите род и число.

вьюга                                 боязнь

друг                                    зной

жара                                   метель

страх                                 Отечество

Отчизна                            родник

источник                          приятель

К каждому существительному из левого столбика подберите близкие по значению существительные из правого столбика. Укажите род и число.

вьюга                                 боязнь

друг                                    зной

жара                                   метель

страх                                 Отечество

Отчизна                            родник

источник                          приятель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Части речи(обобщение)

Рассказ   о частях  речи(обобщение) для 3 класса...

Урок русского языка "Части речи. Обобщение."

Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...

Части речи. Обобщение 3 класс

Урок по учебнику Т.Г.Рамзаевой "Русский язык 3 класс". Урок-обощения с игровыми моментами. Можно использовать при повторении материала в начале 4 класса.Цель: систематизировать имеющиеся у детей ...

Части речи (обобщение)

Урок русского языка по теме "Части речи". Можно использовать в 3 или в 4 классе...

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).

Описание работы.Автор: Нейжмак Марина Николаевна -  учитель начальных классов, 2  категории, Сальский район с. Бараники.МОУ «средняя общеобразовательная школа №46 Преподаваемый предмет: Учит...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...