Рабочая программа по русскому языку 4 класс ОС 2100
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование и учебно- методическое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rus_yaz.doc | 340 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой по учебному предмету русский язык и авторской программой авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непре- рывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщении необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета та (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники («Букварь»,
«Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произно- шения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные глас- ные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то
означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первона- чальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Букварь» идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 4 классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие «предложение с прямой речью» на примере простейшей конструкции «слова от автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Постоянно обращается внимание детей на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушать и читать текст, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того, чтобы быть понятым и понимать других людей.
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
- звукового состава и обозначения звуков буквами;
- морфемного состава и словообразования;
- грамматического значения;
- лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
В 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зор- кости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно- научного текста.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ «Средняя школа №27» факультативный курс «Русский язык» изучается 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета результатами
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 80-90 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корне двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум)
(4 класс)
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | ||
– овладение функциональной грамотностью; | – приобретение и систематизация знаний о языке; | – овладение орфографией и пунктуацией |
Речевые умения Писать подробное изложение доступного текста-повествования; Писать сочинение на заданную тему по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; Использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения; Подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи. | Учебно-языковые умения Выполнять фонетический разбор доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове; Выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи; Выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения; Видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова. | Правописные умения Писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; Писать ь после шипящих на конце существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце существительных м. р. 2 склонения; Писать частицу не с глаголами; Писать буквосочетание –тся, -ться в глаголах; Ставить запятые в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях (без союзов, с союзами и, а, но); Графически объяснять выбор написаний, знаков препинания; Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила. |
Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, получат возможность научиться:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Содержание учебного предмета
Авторская программа (авторы: Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова, О.В.Пронина) рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов).
Повторение. (16 ч.)
Предложение. Текст. (25 ч.)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (34ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (15 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (35 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (11 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
№ п/п | Наименование разделов и темы | Общее кол-во | Из них | ||||
Теоретические | Практические | Контрольные работы | Экскурсии | ||||
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». | 1 | 1 | |||
1.2 | Повторение | 15 | 11 | 4 | 4 | ||
2 | 1.2.1 | Контрольное списывание. | 1 | 1 | 1 | ||
3 | 1.2.2 | Повторение фонетики и графики. | 1 | 1 | |||
4 | 1.2.3 | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | 1 | |||
5 | 1.2.4 | Что такое графика. | 1 | 1 | |||
6 | 1.2.5 | Фонетический разбор слова. | 1 | 1 | |||
7 | 1.2.6 | Повторение орфографии. | 1 | 1 | |||
8 | 1.2.7 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | 1 | 1 | |||
9 | 1.2.8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. | 1 | 1 | |||
10 | 1.2.9 | Повторение состава слова. Подготовленный диктант. | 1 | 1 | 1 | ||
11 | 1.2.10 | Повторение изученного о частях речи. | 1 | 1 | |||
12 | 1.2.11 | Повторение изученного по синтаксису. | 1 | 1 | |||
13 | 1.2.12 | Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль» | 1 | 1 | 1 | ||
14 | 1.2.13 | Анализ изложений и работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | 1 | |||
15 | 1.2.14 | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» | 1 | 1 | 1 | ||
16 | 1.2.15 | «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в диктанте). | 1 | 1 | |||
3 | Предложение. Текст. | 25 | 8 | ||||
3.1 | Простое предложение. Предложения с однородными членами | 7 | 3 | 4 | 4 | ||
17 | 3.1.1 | Как отличить простое предложение от сложного. Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом "и" | 1 | 1 | |||
18 | 3.1.2 | Контрольный диктант № 2 по теме " Простое предложение. Предложения с однородными членами". | 1 | 1 | 1 | ||
19 | 3.1.3 | Входной контрольный диктант. Еловый лес. | 1 | 1 | 1 | ||
20 | 3.1.4 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | 1 | |||
21 | 3.1.5 | Обучающее сочинение «Что я люблю» | 1 | 1 | 1 | ||
22 | 3.1.6 | Проверочная работа № 1 по теме "Простое предложение. Предложения с однородными членами". | 1 | 1 | 1 | ||
23 | 3.1.7 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно» | 1 | 1 | |||
3.2 | Сложные предложения с союзами «и», «а», «но» | 8 | 3 | 5 | 5 | ||
24 | 3.2.1 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | 1 | 1 | |||
25 | 3.2.2 | Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но» | 1 | 1 | |||
26 | 3.2.3 | Подготовленный диктант. Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но» | 1 | 1 | 1 | ||
27 | 3.2.4 | Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. | 1 | 1 | 1 | ||
28 | 3.2.5 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | 1 | 1 | 1 | ||
29 | 3.2.6 | Обобщение. Повторение изученного о сложном предложении. | 1 | 1 | |||
30 | 3.2.7 | Контрольный диктант Бобрёнок". | 1 | 1 | 1 | ||
31 | 3.2.8 | "Пишу правильно". Работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 | 1 | 1 | ||
3.3 | Предложения с прямой речью | 10 | 7 | 3 | 3 | ||
32 | 3.3.1 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. | 1 | 1 | |||
33 | 3.3.2 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сов автора | 1 | 1 | |||
34 | 3.3.3 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | 1 | 1 | |||
35 | 3.3.4 | Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью | 1 | 1 | 1 | ||
36 | 3.3.5 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 | 1 | |||
37 | 3.3.6 | Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» | 1 | 1 | 1 | ||
38 | 3.3.7 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 1 | 1 | |||
39 | 3.3.8 | Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с прямой речью» | 1 | 1 | |||
40 | 3.3.9 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно» | 1 | 1 | |||
41 | 3.3.10 | Урок обобщения знаний по теме: «Предложение. Текст». | 1 | 1 | |||
4 | Слово. Части речи и члены предложения. Имя существительное. | 34 | 25 | 9 | 9 | ||
4.1 | Что мы уже знаем об имени существительном | 3 | 2 | 1 | 1 | ||
42 | 4.1.1 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных | 1 | 1 | |||
43 | 4.1.2 | Роль имен существительных в предложении, в речи. Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | 1 | 1 | ||
44 | 4.1.3 | Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы | 1 | 1 | |||
4.2 | Изменение имен существительных по падежам | 10 | 9 | 1 | 1 | ||
45 | 4.2.1 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | 1 | 1 | |||
46 | 4.2.2 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | 1 | 11 | |||
47 | 4.2.3 | Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе | 1 | 1 | |||
48 | 4.2.4 | Именительный и винительный падежи | 1 | 1 | |||
49 | 4.2.5 | Родительный падеж | 1 | 1 | |||
50 | 4.2.6 | Дательный падеж | 1 | 1 | |||
51 | 4.2.7 | Творительный падеж | 1 | 1 | |||
52 | 4.2.8 | Предложный падеж | 1 | 1 | |||
53 | 4.2.9 | Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» | 1 | 1 | |||
54 | 4.2.10 | Упражнение на повторение. Проверочная работа №3 по теме «Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам» | 1 | 1 | 1 | ||
4.3 | Три склонения имен существительных | 5 | 4 | 1 | 1 | ||
55 | 4.3.1 | Что такое склонение? Три склонения имен существительных | 1 | ||||
56 | 4.3.2 | Развитие умения определять склонение имен существительных | 1 | 1 | |||
57 | 4.3.3 | Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного | 1 | 1 | |||
58 | 4.3.4 | Понятие несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | 1 | 1 | |||
59 | 4.3.5 | Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами | 1 | 1 | 1 | ||
4.4 | Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 6 | 6 | 2 | |||
60 | 4.4.1 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | 1 | 1 | |||
61 | 4.4.2 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имен существительных», графически обозначать выбор написания | 1 | 1 | |||
62 | 4.4.3 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 | 1 | 1 | 1 | ||
63 | 4.4.4 | Развитие орфографических умений | 1 | 1 | |||
64 | 4.4.5 | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» | 1 | 1 | 1 | ||
65 | 4.4.6 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно» | 1 | 1 | |||
4.5 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 10 | 6 | 4 | 4 | ||
66 | 4.5.1 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | 1 | |||
67 | 4.5.2 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму | 1 | 1 | |||
68 | 4.5.3 | Р/р Обучающее изложение «Первая газета» | 1 | 1 | 1 | ||
69 | 4.5.4 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант | 1 | 1 | |||
70 | 4.5.5 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка» | 1 | 1 | 1 | ||
71 | 4.5.6 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №5 по теме «Имя существительное. Правописание букв безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных» | 1 | 1 | 1 | ||
72-73 | 4.5.7-4.5.8 | Развитие орфографических умений, повторение | 2 | 2 | |||
74 | 4.5.9 | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | 1 | 1 | 1 | ||
75 | 4.5.10 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно» | 1 | 1 | |||
5 | Имя прилагательное | 15 | 9 | 6 | 6 | ||
5.1 | Что мы уже знаем об имени прилагательном | 3 | 3 | ||||
76 | 5.1.1 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имен существительных в речи | 1 | 1 | |||
77 | 5.1.2 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1 | 1 | 1 | ||
78 | 5.1.3 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | 1 | |||
5.2 | Словоизменение имен прилагательных | 2 | 2 | ||||
79 | 5.2.1 | Изменение имен прилагательных по падежам | 1 | 1 | |||
80 | 5.2.2 | Словосочетания сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании | 1 | 1 | |||
5.3 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | 10 | 4 | 6 | 6 | ||
81 | 5.3.1 | Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Р/р Свободный диктант | 1 | 1 | 1 | ||
82-83 | 5.3.2 5.3.3 | Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» | 2 | 2 | 2 | ||
84 | 5.3.4 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | 1 | 1 | |||
85 | 5.3.5 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 1 | 1 | 1 | ||
86 | 5.3.6 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №6 по теме «Имя прилагательное» | 1 | 1 | 1 | ||
87-88 | 5.3.7-5.3.8 | Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 2 | 2 | |||
89 | 5.3.9 | Контрольный диктант №7 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» | 1 | 1 | 1 | ||
90 | 5.3.10 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно» | 1 | 1 | |||
6 | Глагол | 35 | 25 | 10 | 10 | ||
6.2 | Что мы уже знаем о глаголе | 4 | 4 | ||||
91 | 6.2.1 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей «не» | 1 | 1 | 1 | ||
92-93 | 6.2.2 6.2.3 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 | 2 | |||
94 | 6.2.4 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 1 | 1 | |||
6.3 | Словоизменение глаголов | 2 | 2 | ||||
95 | 6.3.1 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | 1 | |||
96 | 6.3.2 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 1 | 1 | |||
6.4 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 17 | 11 | 6 | 6 | ||
97 | 6.4.1 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 1 | 1 | |||
98 | 6.4.2 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 1 | 1 | |||
99 | 6.4.3 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 1 | 1 | |||
100-101 | 6.4.4 6.4.5 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 | 1 | |||
102 | 6.4.6 | Р/р Обучающее сочинение по картинкам | 1 | 1 | 1 | ||
103 | 6.4.7 | Разбор глагола как части речи | 1 | 1 | |||
104 | 6.4.8 | Контрольный диктант №8 по теме «Глагол» | 1 | 1 | 1 | ||
105 | 6.4.9 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глагола с –тся и - ться | 1 | 1 | |||
106 | 6.4.10 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом | 1 | 1 | |||
107-108 | 6.4.11 6.4.12 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание | 2 | 2 | 2 | ||
109-110 | 6.4.13 6.4.14 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 | 2 | |||
111-112 | 6.4.15 | Р/р Обучающее изложение «Первые школы» | 2 | 2 | 2 | ||
113 | 6.4.16 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно» | 1 | 1 | |||
6.5 | Разбор глагола по составу | 12 | 8 | 4 | 4 | ||
114 | 6.5.1 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | 1 | 1 | |||
115-116 | 6.5.2 6.5.3 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов | 2 | 2 | |||
117 | 6.5.4 | Р/р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени | 1 | 1 | 1 | ||
118 | 6.5.5 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами Контрольный словарный диктант | 1 | 1 | |||
119 | 6.5.6 | Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» | 1 | 1 | 1 | ||
120 | 6.5.7 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста | 1 | 1 | |||
121 | 6.5.8 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №7 по теме «Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу. Орфограммы в глаголах» | 1 | 1 | 1 | ||
122-123 | 6.5.9-6.5.10 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту | 2 | 2 | |||
124 | 6.5.11 | Контрольный диктант №9 по теме «Глагол как часть речи» | 1 | 1 | 1 | ||
125 | 6.5.12 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | 1 | |||
7 | Повторение | 11 | 9 | 2 | 2 | ||
126-129 | 7.1-7.4 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | 4 | 4 | |||
130 | 7.5 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» | 1 | 1 | 1 | ||
131-134 | 7.6-7.9 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | 4 | 4 | |||
135 | 7.10 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 1 | ||
136 | 7.11 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | 1 | |||
Итого | 136 | 97 | 39 | 39 |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования – «Начальная школа»
- Примерная программа образовательной системы «Школа 2100»;
- Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Русский язык», 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд.4-е, исправленное и дополненное. – М.: «Баласс»,2013.
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Русский язык. 4-й класс - М.: Баласс, 2013 г.
Список литературы
- Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе.
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. Программа – в кн.: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.(1-4).–М., Просвещение, 2007.
- Баранов М.Т. Изучение орфографии в 4-8-х классах. – М.,Просвещение, 2008
- Светловская Н Н.Основы науки о читателе. – М., Магистр, 2002
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4-й класс. Р.Н.Бунеева, Е.Н.Бунеевой и О.В.Прониной.
- Ж. «Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.
§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс
Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....
Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...
Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...
Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....