Программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

К УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

з

ГБОУ г.Москвы СОШ №1429 им. Н.А.Боброва

 «Согласовано»                                                                «Утверждено»

Протокол заседания М\О                                Приказ руководителя ОУ №______от_______                                        №_______от_________        

Рабочая программа

по русскому языку

Класс                          3 «А» 

ФИО педагога – разработчика программы  Ламехова Т.А.

Педагогический стаж   38 лет

Квалификация _____1категория___

Эксперт программы ______________________________________________

                                                           2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 3_класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы курса В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко «Русский язык» (УМК «Школа России»).

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурные цели:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

             

Программа определяет ряд практических задач,  решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:  

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и элементов синтаксиса;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс «Русский язык» играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Программа рассчитана на 136 часов ( 4 часа в неделю, 34 учебные недели ).

      Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

           У учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык – основа всего процесса обучения учащихся, средство развития у них мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации личности.

Содержание курса.

Виды речи.

Язык и речь.  

Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная, письменная внутренняя речь. Родной язык, его значение в жизни людей Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности. Характеристика человека по его речи. Требования к речи.  

Текст.   

 Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Предложение.

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении, Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопрос. и восклиц. знак).  

Главные  члены  предложения (основа). Второстепенные члены  предложения (без деления на виды). Подлежащее и  сказуемое – главные члены предложения.  Распространённые и   нераспространённые предложения. Знаки препинания в конце предложения.  Связь слов в предложении.  

Слово и его лексическое  значение.   

Слово и его  лексическое  значение. Слово – общее название многих однородных предметов.  Однозначные и многозначные  слова,  их  различение.  Прямое и переносное значение  слова.  Синонимы  и  антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи.  Словари  русского  языка  и  их использование.

Однокоренные (родственные)  слова.   

Родственные  слова.  Выделение корня.  Однокоренные  слова.

Слог.  Ударение.  

Слово. Слог.   Деление слов на слоги. Словесное  ударение.

Гласные  ударные  и  безударные.

Перенос слов.  

Правила  переноса слов с одной строки на другую.

Звуки  и  буквы.  Алфавит.  

Звуки  и  буквы: гласные  и  согласные.

Русский  алфавит: правильное название букв,  знание их последовательности.  Умение пользоваться  алфавитом  при  работе  со  словарями,  справочниками,  каталогами.

Гласные  звуки  и буквы  для  обозначения гласных звуков.

Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв,  обозначающих гласные звуки.  Определение роли гласных букв в слове.

Обозначение буквами  безударных гласных звуков в корне  слова.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.  Правописание безударных  гласных в корне слова.  Разные  способы проверки  правописания слов: изменение формы  слова,  подбор однокоренных  слов,  использование орфографического  словаря.

Согласные  звуки  и  буквы  для  обозначения  согласных  звуков.

Согласные звуки и буквы. Правописание  удвоенных согласных.  Согласные мягкие и твёрдые.  Обозначение мягкости согласных.  Соотношение  звуков и букв  в словах типа  конь,  с  двойными согласными.   Произношение и обозначение на письме слов  с сочетаниями жи –ши,  ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак.

Разделительное произношение звуков в слове и  способы их обозначения.  Разделительный мягкий знак.

Обозначение буквами  парных по глухости – звонкости согласных  звуков  в  корне  слова  и  перед  согласным.  

Глухие и звонкие  согласные звуки.  Парные и непарные согласные по звонкости и глухости.  Произношение и обозначение на письме  парных согласных в слове.  Правописание парных согласных в корне  слова.  Разные способы проверки  правописания слов.

Обобщение знаний об  изученных  правилах  письма.

Упражнения в правописании слов с изученными  орфограммами.

Части  речи (общее представление).  

Слова -  названия предметов, признаков  предметов,  действий предметов.

Имя  существительное.  

Значение   и  употребление.  Различение имён существительных,  отвечающих на вопросы «кто?»  и «что?»  Собственные и нарицательные имена  существительные.  Заглавная  буква в именах собственных.  

Изменение существительных по числам.

Глагол  как часть  речи.  

Значение и употребление в речи.  Изменение глаголов по числам.  Правописание глаголов с частицей не.  Особенности  текста – повествования.  Обучение составлению повествовательного  текста.

Имя  прилагательное  как  часть  речи.

  Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными.  Изменение прилагательных   по числам.  Особенности текста – описания.  Обучение составлению описательного текста.

Местоимение  как часть речи.

 Общее представление о местоимении.  Личные местоимения,  значение и употребление  в речи.   Особенности текста – рассуждения. Обучение  составлению  текста- рассуждения.

Предлог.  

Значение предлогов  в речи.  Раздельное написание предлогов с другими  словами.

Обобщение знаний  о  частях  речи.

Списывание,  письмо  под диктовку  в  соответствии  с  изученными правилами.

Повторение  изученного  за  год.  

Речь  устная и письменная. Текст.  Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.  Части речи.  Звуки и буквы.  Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова.  Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова.  Прямое и переносное  значение слов. Звуко-буквенный анализ слов.

Результаты изучения курса.

Личностные результаты:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

     

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:  

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

Предметные результаты:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное;
  • осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса.

Образовательная область и уч. курсы

Учебная программа

«Школа России»

Учебник

Учебное пособие для учащихся

Методическое пособие для учителя

Диагностический инструментарий

Русский язык

 «Русский язык»   В.П.Канакина

В.Г.Горецкий

В.П.Канакина

В.Г.Горецкий «Русский язык. 2 класс».

Изд-во

«Просвещение», М., 2012

Учебник

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

«Русский язык. 2 класс.» (2ч.),

В.П.Канакина

Рабочая тетрадь.

«Русский язык. 3 класс».

О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. 3 класс.

Информационно-коммуникативные средства:

электронное приложение к учебнику «Русский язык. 3 класс»

В.П.Канакина

В.Г.Горецкий  

ЦОР

Материально-технические средства:

компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса:

во 2 «А» классе обучаются дети, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся класса будут осваивать материал каждый на своём уровне и в своём темпе.

Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:

  1. Количественный состав класса – 32уч.
  2. Учащиеся с ООП- 2 ч.

Левша – 1ч.

  1. Формы получения образования учащимися класса очная.

Характерные для учебного курса формы организации  деятельности учащихся:

-групповая; парная; индивидуальная;

- самостоятельная, совместная деятельность;

Специфические для учебного курса формы контроля  освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):

Текущий контроль: тест, устный опрос, тест…

Промежуточный контроль: проверочная работа, контрольное списывание.

Итоговый контроль: контрольная работа.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

- понимать – предложение – это основная единица речи;

-понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

-различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

-оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

-различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

-различать главные члены предложения;

-понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

-различать словосочетание и предложение;

-понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

-понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

-понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

-различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

-использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

-давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

-понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

-различать деление слов на слоги и для переноса;

-понимать влияние ударения на смысл слова;

-различать звуки [и] и  [й] и буквы, их обозначающие;

-различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

-понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

-верно, употреблять прописную букву.

К концу третьего класса обучающиеся должны знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
  • слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

 

Уметь:

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  • составлять устный ответ-рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарём (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Анализ контрольной работы по русскому языку

Учитель____________________________________

Автор учебника ______________________________

Класс ______________

Количество учащихся в классе ________

Количество учащихся, выполнявших работу ________

Укажите % качества выполненной работы ___________

Дата _________________

Тема контрольной работы ___________________________________________________

критерии

Кол-во

%

Выполнили всю работу без ошибок

Написали диктант без ошибок

Выполнили без ошибок грамматическое задание

Написали диктант с 1-2 ошибками

Написали диктант с 3-5 ошибками

Допустили в диктанте более 5 ошибок

Не выполнили 1 грамматическое задание

Не выполнили 2 грамматических задания

Не выполнили более 3 грамматических заданий

Допустили ошибки

Оформление предложения

Правописание имен собственных

Пропуск, замена, искажение

Перенос слова

Гласные после шипящих

Ь знак для обозначения мягкости

Разделительные Ь и Ъ

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением

Правописание парных согласных

Правописание непроизносимых согласных

Правописание слов с удвоенной согласной

Правописание предлогов со словами

Правописание приставок

Правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЩ

Правописание Ь на конце существительных

Правописание безударных окончаний имен существительных

Правописание родовых безударных окончаний имен прилагат.

Правописание Ь на конце глаголов после шипящих

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ

Написание НЕ с глаголами

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Знаки препинания при однородных членах предложения

Допустили другие ошибки

Типичные ошибки  __________________________________

Причины допущенных детьми ошибок _______________________

Планируемая работа  по устранению затруднений у учащихся ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...