Правописание -тся, -ться в возвратных глаголах
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Шафранская Александра Николаевна

Урок по русскому языку 4 класс проводился в рамках системы согласованного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_sso.docxshafranskaya.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока-лаборатории

по ССО (Системе согласованного обучения)

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

гимназии №271

Шафранская Александра Николаевна

Предмет:   Русский язык

Класс:      4-5

Дата проведения урока:   6 апреля 2015 год

Тема урока:    Правописание  –тся, -ться в возвратных глаголах.

Цель: знакомство с правописанием –тся, -ться в возвратных глаголах.

Задачи урока:

1. Обучать детей формулировать тему и цель урока.

2. Актуализировать знания учащихся о глаголе и формах глаголов.

3. Учить задавать вопросы к глаголам, определять форму глагола, учить алгоритму проверки написания изучаемой орфограммы.

4. Развивать умение самостоятельно находить изученную орфограмму, обозначать ее графически, объяснять правописание.

5. Воспитывать интерес к предмету и самостоятельной исследовательской деятельности. Развивать внимание, логическое мышление, устную речь учащихся.

6. В рамках ССО на данном уроке велась работа по формированию понятий. ( Метапредметное понятие «форма»)

В ходе урока формировались следующие метапредметные УУД (учебные универсальные действия)

Познавательные:

  • Умение ориентироваться в системе знаний.
  • Умение отличать новое от уже известного.
  • Добывать новые знания.
  • Использовать разные источники информации.
  • Выделять и формулировать проблему.
  • Выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные:

  • Умение определять и формулироватьцель урока.
  • Проговаривать последовательность действий
  • Работать по алгоритму.
  • Оценивать правильность выполнения задания
  • Планировать свои действия, соотносить  выполненное задание с образцом.
  • Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

  • Умение оформлять свои мысли в устной форме.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Сравнивать разные точки зрения.
  • Работать в паре.

Предметные:

  • Учиться задавать вопросы к глаголам.
  • Учиться работать по алгоритму.
  • Распознавать неопределённую форму глагола, возвратную форму, форму 3- его лица.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, учебник «Русский язык», 4 класс, рабочая тетрадь.

Ход урока

Содержание урока

Пояснения по ССО

Планируемые результаты

  1. Повторение (актуализация знаний)

Минутка чистописания.

- Какую часть речи мы с вами изучаем?

-От какого слова произошло слово глагол?

        ть   ти   сь   си

- Какими грамматическими признаками являются эти сочетания букв?

- Пропишите.

- Запишите пословицу.

   Учиться – всегда пригодится.

Актуализация знаний.

- Какую форму глагола называют возвратной?

-Какие глаголы в возвратной форме встретились в пословице?

- Разберите глаголы по составу.

 Проверка.

Работа со словарем.

- Какое многозначное слово мы используем для определения «возвратные глаголы»?

-Где встречается значение слова «форма» в жизни, на уроках?

- Куда надо обратиться, чтобы определить лексическое значение слова «форма»?

     Толковый словарь

- Возьмите карточку №1, прочитайте.

- Выберите значение, которое нам понадобится на уроке русского языка?

 4. В языкознании:материальное выражение грамматического значения. (формы слова, формы словоизменения.)

- Какие мы знаем формы глагола?

                     Формы глаголов:

-неопределенная форма глагола

-возвратная форма глагола

- временная форма глагола

- личная форма глагола

Самоопределение к деятельности.

- Возьмите карточку №2.

- Прочитайте слова.

  Стремиться, он удивится, учиться, они учатся, удивиться, он старается, она интересуется, трудиться.

- Понаблюдайте. Запишите слова, распределив их в 2 столбика.

 Проверка.

- Почему так распределили?

- Зададим вопросы.

   Что делать?               Что делает?

   Что сделать?             Что сделает?

                                        Что делают?

                                        Что сделают?

Используется мыслительная операция анализ и синтез.

Формирование метапредметного  понятия «форма».

Ученик научится сличать результат действия с эталоном, производить контроль, оценку и корректировку своих действий.

Ученик  научится актуализировать знания по теме «глагол», развивать умения определять грамматические признаки глагола, разбирать глаголы по составу, научится осуществлять поиск нужной информации, работать в парах, участвовать в диалоге, коллективно обсуждать, анализировать, высказывать предположения, делать выводы.

Логический переход к новой теме

- Что заметили? Сделайте вывод.

Н. ф. глагола ----- ться

3 лицо глагола ---- тся

  1. Формулировка темы, цели и задач урока

Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему урока.

Правописание –тся, -ться в возвратных глаголах.

- Цель урока.

Научиться грамотно писать –тся, -ться в возвратных глаголах.

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Элементы метода научного познания «гипотеза».

Ученик научится высказывать предположения, выдвигать гипотезу, самостоятельно формулировать тему урока, цель, задачи, выслушивать ответы товарищей.

Логический переход

3.Новый материал

Работа по теме урока.

а) Работа по учебнику.

- Прочитайте правило на стр. 102.

- Где пишется ь знак?

- Где не пишется ь знак?

б) Упр.217. Отгадайте загадку.

Три братца пошли на реку

Купаться.

Двое купаются,

Третий на берегу валяется.   (коромысло)

- Объясните правописание выделенных буквосочетаний.

Проверка.

Мыслительные операции сравнение, синтез, обобщение.

Ученик научится высказывать предположения, проводить сравнение, используя выбранные критерии, обобщать, работать с таблицами,  делать выводы, составлять алгоритм.

Логический переход

- Правописание глаголов надо проверять. Значит это орфограмма.

Динамическая пауза.

в) Составление алгоритма правописания –тся, - ться в возвратных глаголах.

                    Алгоритм

1. Найди глагол.

2. Задай вопрос.

3. Определи форму глагола.

4. Н. ф. глагола ---- ь.

5. 3 лицо глагола --- нет ь.

Вывод: чтобы не ошибиться в написании, надо определить форму глагола!

  1. Закрепление

Закрепление материала.

а) Слуховой диктант. (Нужен ли ь знак?)

Сделай хлопок, если нужен ь знак.

Двигаться, он смотрится, надо пробежаться, оно крутится, прислушаться, она учится, бросается, надо умываться.

б) Дифференцированные задания.

Карточка №3 (выбор уровня  1-3)

Оценивание. Проверка.

Мыслительные операции анализ, синтез

Ученик научится грамотно писать новую орфограмму, обозначать ее графически, пользоваться алгоритмом, объяснять свою точку зрения, выслушивать ответы других, оценивать и корректировать свою работу.

  1. Домашнее задание

Упр.219

Списать, вставляя пропущенные буквы,  объяснить правописание  -тся, - ться, обозначить новую орфограмму.

Ученик научится планировать свою работу, выполнять по плану, делать самопроверку и корректировку.

Логический переход

Рефлексия. 

- Вернемся к нашей пословице.

  Учиться – всегда пригодится.

- Теперь мы можем объяснить, почему в слове пишется ь знак?

- Почему?

                    Стих.

-Ться нам или- тся писать?

Не забудь вопрос задать!

Если ь знак в вопросе,

То в глагол его мы вносим!

Ученик научится высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение товарищей, давать оценку и самооценку.

  1. Итог урока. (решение задач урока для достижения цели урока)

–Какую цель урока мы поставили?

- Достигли цели?

- Какое задание было особенно интересным, трудным?

-Какое понятие помогло нам разобраться с темой урока?

- Оцените свою работу.

Формирование метапредметного понятия «форма».

Ученик научится делать выводы, высказывать свое мнение, давать оценку и самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 4 классе по ФГОС "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах"

Урок русского языка "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах" ...

Правописание -тся, -ться у возвратных глаголов

Презентация к уроку русского языка в 4 классе....

Правописание –ТСЯ, - ТЬСЯ в возвратных глаголах

Презентация к дистанционному уроку...

Конспект урока. Правописание –тся-, -ться- в возвратных глаголах.

Правописание –тся-, -ться- в возвратных глаголах....