Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему:
    Рабочая программа по русскому языку УМК ПНШ

    Фаттахова Надежда Валентиновна

    Рабочая программа по русскому языку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rus.yaz_.na_pechat.docx75.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

    В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

    Личностные универсальные учебные действия

    У выпускника будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
    • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • способность к оценке своей учебной деятельности;
    • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
    • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Выпускник получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
    • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
    • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
    • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
    • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
    • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
    • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
    • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • различать способ и результат действия;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
    • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
    • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
    • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • строить сообщения в устной и письменной форме;
    • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
    • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей;
    • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
    • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
    • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
    • устанавливать аналогии;
    • владеть рядом общих приёмов решения задач.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
    • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
    • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
    • задавать вопросы;
    • контролировать действия партнёра;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
    • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

    1класс

    Личностные:

    В области общих (познавательных) учебных действий обучающиеся научатся:

    • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
    • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
    • работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, № 2, № 3 и тетрадями «Пишу и проверяю себя» № 1 и № 2): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
    • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
    • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
    • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивных) обучающиеся научатся:
    • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками

    Метапредметные:

    • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
    • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
    • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
    • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
    • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
    • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивные) обучающиеся научатся:
    • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;
    • выполнять работу над ошибками с помощью взрослого

    Предметные:

    • различать звуки и буквы;
    • различать буквы и их основные звуковые значения;
    • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
    • делить слова на слоги, определять ударный слог;
    • пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ѐ, и) и мягкого знака;
    • пользоваться способом обозначения звука [йۥ] в начале слова (с помощью букв е, ѐ, ю, я);
    • пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
    • различать слова названия предметов, признаков, действий;
    • различать главные и неглавные слова - названия предметов;
    • определять в тексте слова — помощники.
    • различать предложение и слово;
    • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
    • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
    • писать прописную букву в именах собственных;
    • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
    • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением; выбирать написание буквы парного согласного на конце слова; написание Ь и Ъ.
    • писать словарные слова, определенные программой;
    • писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
    • списывать небольшой текст по правилам списывания;
    • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения. Обучающиеся получат возможность научиться:
    • соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
    • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета

    2 класс

    Личностные:

    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном)
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)
    • Ученик получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) опираясь на собственный социальный и личностный опыт.

    Метапредметные:

    • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
    • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
    • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
    • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
    • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
    • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
    • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
    • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивных) обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
    • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
    • научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками. Предметные результаты освоения учебной программы Обучающиеся научатся:
    • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
    • соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
    • различать изменяемые и неизменяемые слова;
    • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
    • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
    • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
    • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
    • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
    • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
    • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
    • разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
    • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
    • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
    • определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов- названий действий;
    • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
    • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
    • различать предложение, словосочетание и слово;
    • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
    • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
    • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
    • задавать вопросы к разным членам предложения.
    • проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости- звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
    • выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
    • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
    • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
    • различать на письме приставки и предлоги;
    • употреблять разделительные ь и ъ;
    • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
    • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
    • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
    • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
    • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
    • соблюдать орфоэпические нормы речи;
    • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
    • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета. Обучающиеся получат возможность научиться:
    • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
    • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …). Требования к уровню подготовки обучающихся «Русский язык» к концу 3-го года обучения Личностные УУД
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном)
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)
    • Ученик получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) опираясь на собственный социальный и личностный опыт.

        Предметные:

    • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
    • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
    • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
    • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам. В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
    • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
    • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
    • находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели. В области регулятивных учебных действий:

    осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

    3 класс

    Личностные:

    • выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
    • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
    • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).
    • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
    • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
    • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
    • отличать прямое и переносное значения слова;
    • находить в тексте синонимы и антонимы;
    • отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
    • различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
    • различать на письме приставки и предлоги;
    • изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
    • различать названия падежей.
    • изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
    • изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
    • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
    • находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
    • задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
    • определять орфограммы;
    • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
    • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
    • писать о-ѐ после шипящих в окончаниях существительных;
    • писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;
    • писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;
    • писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
    • писать о-ѐ после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
    • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
    • определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
    • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
    • грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
    • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);
    • работать со словарями;
    • соблюдать орфоэпические нормы речи;
    • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
    • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

    Метапредметные:

    • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.
    • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;
    • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
    • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

    освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); 

    Предметные:

    • различать звуки и буквы;
    • характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
    • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
    • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
    • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
    • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
    • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
    • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
    • определять три типа склонения существительных;
    • определять названия падежей и способы их определения;
    • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
    • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
    • определять однородные члены предложения;
    • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
    • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
    • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
    • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
    • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
    • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
    • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
    • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
    • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
    • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
    • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
    • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
    • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
    • писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться:
    • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

    4 класс

    Личностные:

    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника, способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор)
    • получит (или получит возможность научиться) базовые историко-культурные представления и гражданской идентичности (представления о том, что в ходе исторических изменений меняется внешняя канва: название государства, праздники, мода и т. д., но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей, такие, как любовь к Родине и к тому месту, где ты живешь, любовь близких; помощь и поддержка друзей; способность радоваться красоте мира природы; ощущение причастности к истории и культуре своей страны)
    • научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)
    •  получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний формирование опыта «индивидуальных примерок»: воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя),опираясь на социальный и личностный опыт ребенка

    Метапредметные:

    • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.
    • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;
    • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
    • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
    • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
    • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
    • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). В области регулятивных учебных действий:
    • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

    Предметные:

    • различать звуки и буквы;
    • характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
    • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
    • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
    • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
    • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
    • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
    • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
    • определять три типа склонения существительных;
    • определять названия падежей и способы их определения;
    • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
    • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
    • определять однородные члены предложения;
    • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
    • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
    • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
    • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
    • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
    • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
    • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
    • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
    • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
    • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
    • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
    • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
    • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
    • писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться:
    • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
    • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
    • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
    • правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
    • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
    • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
    •  подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
    • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
    • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
    • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
    • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
    • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
    • различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;
    • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
    • различать простые и сложные предложения.
    • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
    • подбирать примеры с определенной орфограммой;
    • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
    • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
    • создавать тексты по предложенному заголовку;
    • подробно или выборочно пересказывать текст;
    • пересказывать текст от другого лица;
    • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
    • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

    анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

    2. Содержание учебного предмета

    Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:

    • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
    • орфография и пунктуация;
    • развитие речи.

    Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

    Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

    1 класс (132 ч)

    Подготовительный период (12 ч)

    Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита.

    Основной, звукобуквенный период (83 ч)

    Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых - строчных). Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами. Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.

    Алфавит (3 ч) Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

    Звуки речи (7 ч)Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные; парные и непарные; твѐрдые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твѐрдости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

    Построение звуковой схемы слова (15 ч)

    Слова-названия предметов признаков, действий. Слова-помощники слов- названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения.

    Речь письменная и устная (6 ч)

    Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно.

    «Азбука вежливости» (6 ч) несколько форм речевого этикета (ситуация встречи, расставания, просьбы, поведения за столом), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

    2 класс  (175 ч)

    Фонетика и орфография (54 ч)

    Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды- в[а]да); парных глухих. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, нч. Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия. Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание разделительных ьи ъ. Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

    Морфемика и словообразование (52 ч)

    Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые. Корень слова. Понятие о родственных словах. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

    Морфология и лексика (28 ч)

    Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач. Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение). Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

    Синтаксис и пунктуация (11 ч)

    Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме. Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

    Развитие речи (30 ч)

    Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

    3 класс (175 ч)

    Фонетика и орфография (23 ч)

    Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на -с, -з- Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса –ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова.

    Морфемика и словообразование (20 ч)

    Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

    Разбор слова по составу.

    Морфология и лексика(83 ч)

    Понятие о частях речи. Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ѐ после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма.Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

    Синтаксис и пунктуация (16 ч)

    Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Разбор простого предложения по членам предложения. Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

    Развитие речи с элементами культуры речи (33 ч)

    Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов. Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

    «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

    4 класс (135 ч)

    Фонетика и орфография (30 ч)

    Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных). Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения. Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами. Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-). Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-. Звукобуквенный разбор слова.

    Морфемика и словообразование (20 ч)

    Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи. Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. Разбор слов разных частей речи по составу.

    Морфология и лексика (75 ч)

    Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.

    Синтаксическая роль местоимений в предложении. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами. Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.

    Синтаксис и пунктуация (30 ч)

    Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами. Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

    Развитие речи с элементами культуры речи (20 ч)

    Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия». Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом). правила употребления местоимений оба и обе в разных падежных формах.

    3.Тематическое планирование учебного предмета

    п/п

    Тематическое планирование

    Количество часов

    1 класс (132 ч)

    1.

    Подготовительный период

    12 ч.

    Основной, звукобуквенный период

    83 ч.

    Алфавит

    3 ч.

    Звуки речи

    7 ч.

    2.

    Морфология и словообразование

    15 ч.

    3.

    Синтаксис и пунктуация

    6 ч.

    4.

    Развитие речи

    6 ч.

    2 класс (175 ч.)

    1.

    Фонетика и орфография, лексикография

    .

    54 ч.

    2.

    Морфемика и словообразование, лексикография

    52 ч.

    3.

    Морфология и лексика, лексикография

    28 ч.

    4.

    Синтаксис и пунктуация, лексикография

    11 ч.

    5.

    Развитие речи с элементами культуры речи, лексикография

    30 ч.

    3 класс (175 ч.)

    1.

    Фонетика и орфография, лексикография

    23 ч.

    2.

    Морфемика и  словообразование, лексикография

    20 ч.

    3.

    Морфология и лексика, лексикография

    83 ч.

    4.

    Синтаксис и пунктуация, лексикография

    16 ч.

    5.

    Развитие речи с элементами культуры речи, лексикография

    33 ч.

    4 класс (175 ч.)

    1.

    Фонетика и орфография , лексикография

    30 ч.

    2.

    Морфемика и словообразование, лексикография

    20 ч.

    3.

    Морфология и лексика, лексикография

    75 ч.

    4.

    Синтаксис и пунктуация, лексикография

    30 ч.

    5.

    Развитие речи с элементами культуры речи, лексикография

    20 ч.

    Контрольные работы

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Контрольные работы

                 4

               16

             16

              9

    Развитие речи

                 6

               30

            33

             20


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по русскому языку 3класс Пнш

    Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.7, примерной программой по русскому языку и на основе УМК «Перспективная началь...

    рабочая программа по русскому языку 2класс(ПНШ)

    рабочая программа по русскому языку 2класс (ПНШ)...

    Рабочая программа по русскому языку УМК ПНШ 2 класс УМК ПНШ

    Рабочая программа составлена на основе систематического курса русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой. О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой, который разработан в соответствии с требован...

    программа по русскому языку-УМК "ПНШ"- 4класс

    Программа по предмету  «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования(приказ Минобрнаук...

    Рабочая программа по Русскому языку УМК Перспектива 1 класс по ФГОС с КТП

    Рабочая программа по учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия уч...

    Рабочая программа по русскому языку. УМК ПНШ

    Рабочая программа по русскому языку. ПНШ...