Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку УМК ПНШ
    рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Фаттахова Надежда Валентиновна

    Рабочая программа по русскому языку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rus.yaz_.na_pechat.docx75.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

    В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

    Личностные универсальные учебные действия

    У выпускника будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
    • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • способность к оценке своей учебной деятельности;
    • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
    • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Выпускник получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
    • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
    • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
    • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
    • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
    • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
    • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
    • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • различать способ и результат действия;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
    • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
    • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
    • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • строить сообщения в устной и письменной форме;
    • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
    • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей;
    • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
    • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
    • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
    • устанавливать аналогии;
    • владеть рядом общих приёмов решения задач.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
    • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
    • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
    • задавать вопросы;
    • контролировать действия партнёра;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
    • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

    1класс

    Личностные:

    В области общих (познавательных) учебных действий обучающиеся научатся:

    • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
    • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
    • работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, № 2, № 3 и тетрадями «Пишу и проверяю себя» № 1 и № 2): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
    • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
    • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
    • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивных) обучающиеся научатся:
    • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками

    Метапредметные:

    • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
    • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
    • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
    • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
    • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
    • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивные) обучающиеся научатся:
    • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками;
    • выполнять работу над ошибками с помощью взрослого

    Предметные:

    • различать звуки и буквы;
    • различать буквы и их основные звуковые значения;
    • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
    • делить слова на слоги, определять ударный слог;
    • пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ѐ, и) и мягкого знака;
    • пользоваться способом обозначения звука [йۥ] в начале слова (с помощью букв е, ѐ, ю, я);
    • пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
    • различать слова названия предметов, признаков, действий;
    • различать главные и неглавные слова - названия предметов;
    • определять в тексте слова — помощники.
    • различать предложение и слово;
    • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
    • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
    • писать прописную букву в именах собственных;
    • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
    • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением; выбирать написание буквы парного согласного на конце слова; написание Ь и Ъ.
    • писать словарные слова, определенные программой;
    • писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
    • списывать небольшой текст по правилам списывания;
    • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения. Обучающиеся получат возможность научиться:
    • соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
    • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета

    2 класс

    Личностные:

    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном)
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)
    • Ученик получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) опираясь на собственный социальный и личностный опыт.

    Метапредметные:

    • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
    • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
    • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
    • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
    • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
    • выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
    • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
    • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. В области контроля и самоконтроля учебных действий (регулятивных) обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
    • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
    • научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками. Предметные результаты освоения учебной программы Обучающиеся научатся:
    • определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
    • соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
    • различать изменяемые и неизменяемые слова;
    • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
    • находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
    • выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
    • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
    • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
    • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
    • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
    • разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
    • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
    • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
    • определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов- названий действий;
    • изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
    • изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
    • различать предложение, словосочетание и слово;
    • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
    • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
    • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
    • задавать вопросы к разным членам предложения.
    • проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости- звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
    • выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
    • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
    • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
    • различать на письме приставки и предлоги;
    • употреблять разделительные ь и ъ;
    • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
    • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
    • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
    • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
    • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
    • соблюдать орфоэпические нормы речи;
    • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
    • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета. Обучающиеся получат возможность научиться:
    • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
    • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …). Требования к уровню подготовки обучающихся «Русский язык» к концу 3-го года обучения Личностные УУД
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном)
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)
    • Ученик получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) опираясь на собственный социальный и личностный опыт.

        Предметные:

    • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
    • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
    • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
    • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам. В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
    • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
    • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
    • находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели. В области регулятивных учебных действий:

    осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

    3 класс

    Личностные:

    • выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
    • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
    • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).
    • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
    • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
    • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
    • отличать прямое и переносное значения слова;
    • находить в тексте синонимы и антонимы;
    • отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
    • различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
    • различать на письме приставки и предлоги;
    • изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
    • различать названия падежей.
    • изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
    • изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
    • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
    • находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
    • задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
    • определять орфограммы;
    • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
    • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
    • писать о-ѐ после шипящих в окончаниях существительных;
    • писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;
    • писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;
    • писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
    • писать о-ѐ после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
    • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
    • определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
    • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
    • грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
    • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);
    • работать со словарями;
    • соблюдать орфоэпические нормы речи;
    • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
    • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

    Метапредметные:

    • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.
    • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;
    • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
    • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

    освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); 

    Предметные:

    • различать звуки и буквы;
    • характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
    • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
    • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
    • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
    • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
    • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
    • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
    • определять три типа склонения существительных;
    • определять названия падежей и способы их определения;
    • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
    • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
    • определять однородные члены предложения;
    • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
    • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
    • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
    • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
    • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
    • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
    • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
    • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
    • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
    • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
    • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
    • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
    • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
    • писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться:
    • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

    4 класс

    Личностные:

    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой)
    • Ученик научится (или получит возможность научиться) ценностно-смысловой ориентации (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника, способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор)
    • получит (или получит возможность научиться) базовые историко-культурные представления и гражданской идентичности (представления о том, что в ходе исторических изменений меняется внешняя канва: название государства, праздники, мода и т. д., но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей, такие, как любовь к Родине и к тому месту, где ты живешь, любовь близких; помощь и поддержка друзей; способность радоваться красоте мира природы; ощущение причастности к истории и культуре своей страны)
    • научится (или получит возможность научиться) базовым эстетическим ценностям (переживаниям, вкуса, представлению о красоте и целостности окружающего мира)
    •  получит (или получит возможность научиться) опыт нравственных и эстетических переживаний формирование опыта «индивидуальных примерок»: воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя),опираясь на социальный и личностный опыт ребенка

    Метапредметные:

    • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.
    • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;
    • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
    • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
    • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
    • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
    • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). В области регулятивных учебных действий:
    • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

    Предметные:

    • различать звуки и буквы;
    • характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
    • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
    • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
    • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
    • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
    • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
    • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
    • определять три типа склонения существительных;
    • определять названия падежей и способы их определения;
    • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
    • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
    • определять однородные члены предложения;
    • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
    • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
    • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
    • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
    • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
    • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
    • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
    • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
    • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
    • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
    • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
    • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
    • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
    • писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться:
    • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
    • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
    • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
    • правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
    • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
    • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
    •  подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
    • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
    • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
    • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
    • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
    • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
    • различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;
    • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
    • различать простые и сложные предложения.
    • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
    • подбирать примеры с определенной орфограммой;
    • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
    • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
    • создавать тексты по предложенному заголовку;
    • подробно или выборочно пересказывать текст;
    • пересказывать текст от другого лица;
    • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
    • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

    анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

    2. Содержание учебного предмета

    Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:

    • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
    • орфография и пунктуация;
    • развитие речи.

    Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

    Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

    1 класс (132 ч)

    Подготовительный период (12 ч)

    Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита.

    Основной, звукобуквенный период (83 ч)

    Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых - строчных). Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами. Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.

    Алфавит (3 ч) Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

    Звуки речи (7 ч)Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные; парные и непарные; твѐрдые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твѐрдости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

    Построение звуковой схемы слова (15 ч)

    Слова-названия предметов признаков, действий. Слова-помощники слов- названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения.

    Речь письменная и устная (6 ч)

    Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно.

    «Азбука вежливости» (6 ч) несколько форм речевого этикета (ситуация встречи, расставания, просьбы, поведения за столом), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

    2 класс  (175 ч)

    Фонетика и орфография (54 ч)

    Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды- в[а]да); парных глухих. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, нч. Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия. Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание разделительных ьи ъ. Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

    Морфемика и словообразование (52 ч)

    Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые. Корень слова. Понятие о родственных словах. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

    Морфология и лексика (28 ч)

    Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач. Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение). Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

    Синтаксис и пунктуация (11 ч)

    Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме. Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

    Развитие речи (30 ч)

    Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

    3 класс (175 ч)

    Фонетика и орфография (23 ч)

    Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на -с, -з- Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса –ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова.

    Морфемика и словообразование (20 ч)

    Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

    Разбор слова по составу.

    Морфология и лексика(83 ч)

    Понятие о частях речи. Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ѐ после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма.Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

    Синтаксис и пунктуация (16 ч)

    Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Разбор простого предложения по членам предложения. Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

    Развитие речи с элементами культуры речи (33 ч)

    Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов. Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

    «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

    4 класс (135 ч)

    Фонетика и орфография (30 ч)

    Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных). Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения. Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами. Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-). Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-. Звукобуквенный разбор слова.

    Морфемика и словообразование (20 ч)

    Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи. Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. Разбор слов разных частей речи по составу.

    Морфология и лексика (75 ч)

    Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.

    Синтаксическая роль местоимений в предложении. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами. Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.

    Синтаксис и пунктуация (30 ч)

    Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами. Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

    Развитие речи с элементами культуры речи (20 ч)

    Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия». Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом). правила употребления местоимений оба и обе в разных падежных формах.

    3.Тематическое планирование учебного предмета

    п/п

    Тематическое планирование

    Количество часов

    1 класс (132 ч)

    1.

    Подготовительный период

    12 ч.

    Основной, звукобуквенный период

    83 ч.

    Алфавит

    3 ч.

    Звуки речи

    7 ч.

    2.

    Морфология и словообразование

    15 ч.

    3.

    Синтаксис и пунктуация

    6 ч.

    4.

    Развитие речи

    6 ч.

    2 класс (175 ч.)

    1.

    Фонетика и орфография, лексикография

    .

    54 ч.

    2.

    Морфемика и словообразование, лексикография

    52 ч.

    3.

    Морфология и лексика, лексикография

    28 ч.

    4.

    Синтаксис и пунктуация, лексикография

    11 ч.

    5.

    Развитие речи с элементами культуры речи, лексикография

    30 ч.

    3 класс (175 ч.)

    1.

    Фонетика и орфография, лексикография

    23 ч.

    2.

    Морфемика и  словообразование, лексикография

    20 ч.

    3.

    Морфология и лексика, лексикография

    83 ч.

    4.

    Синтаксис и пунктуация, лексикография

    16 ч.

    5.

    Развитие речи с элементами культуры речи, лексикография

    33 ч.

    4 класс (175 ч.)

    1.

    Фонетика и орфография , лексикография

    30 ч.

    2.

    Морфемика и словообразование, лексикография

    20 ч.

    3.

    Морфология и лексика, лексикография

    75 ч.

    4.

    Синтаксис и пунктуация, лексикография

    30 ч.

    5.

    Развитие речи с элементами культуры речи, лексикография

    20 ч.

    Контрольные работы

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Контрольные работы

                 4

               16

             16

              9

    Развитие речи

                 6

               30

            33

             20


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

    Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

        Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

    Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

    Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

    Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

    Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

       Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

    Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...