Рабочая программа по русскому языку по УМК Школа 2100 2,4 класс
рабочая программа по русскому языку (2, 4 класс) на тему

Ахунова Рита Рамиловна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др. (Сборник программ. 

Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2

-е, испр. –М.: Баласс, 2011.) 

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями: 

• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1

-й кл.); • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники. 2, 4-й классы; 

Курс русского языка в начальной школе –часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном 

функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе: 

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 

2) формирование элементарной лингвистической компетенции. 

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. 

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно 

–формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково

-символического и логического мышления на базе основных положений 

науки о языке (познавательная цель); 

–формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи: 

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; 

3) формирование у детей чувства языка; 

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx89.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА С. ТАКТАГУЛОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА БАКАЛИНСКИЙ  РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО.                                    СОГЛАСОВАНО.                                                    УТВЕРЖДАЮ.

На  заседании  педагогического совета                            Зам. директора по УВР                                              Директор школы:

Протокол № __ от                                                              _______________                                                         _______________

 «__»_____________2016 г.                                               Раянова Н. Г.                                                                 Галлямов В. К.                                                                                                              

                                                                                              «___»__________2016 г.                                 Приказ № __ от «___»_________2016 г.                                                                    

   

Рабочая программа по русскому языку

для обучающихся 2,4 классов

Срок реализации рабочей программы: 2016- 2017 учебный год

  • Рабочая программа по русскому языку разработана на основе: Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования; (утвержден приказом  МО и Н РФ 06.10.2009 г. №373);
  • Авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100»: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. «Русский язык».

  • ООП НОО МОБУ ООШ с. Тактагулово -  I ступень обучения  ;
  • Примерной основной образовательной программой по учебным предметам, Д.И.Фельдштейн, М.:Баласс, 2011

Составитель: Ахунова Рита Рамиловна, учитель начальных классов

Год составления рабочей программы: 2016 год

1. Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

-    достаточный уровень знаний о структуре русского языка; умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях, осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать её;       

-    умения участвовать в диалоге, строить беседу с учётом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, письменные тексты;

-    умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

-    сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся.

 

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

         • различать звуки и буквы;

 • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные, звонкие и глухие);

• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

 Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

         • различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

 Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

         • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

 Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;

• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;

• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

 Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

• различать предложение, словосочетание, слово;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• выделять предложения с однородными членами.

 Раздел «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

• применять правила правописания (в объеме содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

• безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

• писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

• проверять собственный и предложенный тексты, находить  и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

 Раздел «Развитие речи»

Выпускник научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Цели пропедевтического уровня «Выпускник получит возможность научиться»

 

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

 Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

 Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник получит возможность научиться:

• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

 Раздел «Лексика»

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

 Раздел «Синтаксис»

Выпускник получит возможность научиться:

• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность

разбора;

• различать простые и сложные предложения.

 Раздел «Орфография и пунктуация»

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определенной орфограммой;

• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

 Раздел «Развитие речи»

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать тексты по предложенному заголовку;

• подробно или выборочно пересказывать текст;

• пересказывать текст от другого лица;

• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

подробно и выборочно пересказывать текст;

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение,различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чкчн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

4-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

4-й класс

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки,правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначатьорфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами иано или без союзов);

ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами иано), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами иа,но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовыватьсуществительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

2.Содержание учебного предмета «Русский язык»

Программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов:

2-й класс 

Слово. Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении. Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.

2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии).

Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.

Умение подбирать однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы окикушкюшконокёнокатяттельищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).

Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов сназадопопроот и т.п.

4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.

5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв жшчщ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

буквы иуа после букв шипящих жшчщ;

обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв еёиюя;

ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чкчн в словах;

ь и ъ разделительные;

буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

проверяемые буквы согласных на конце слова.

Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.

Предложение. Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст. Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Повторение. Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);

развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

4-й класс

Предложение. Текст.

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное. Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания  в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинныйсон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

3. Тематическое планирование с указанием количество часов

Раздел

2 кл

4 кл

Введение

1

2

Повторение

-

15

Слово

           118

-

Предложение. Текст.

           -

35

Предложение

11

-

Текст

13

-

Имя существительное

-

45

Имя прилагательное

-

20

Глагол

-

33

Повторение пройденного за год.

22

20

Календарно- тематическое планирование

 2 класс

№ урока

План. дата провед.

Фактич. дата провед.

Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечание

   Введение 1. Слово 5

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

2

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова)

3

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова)

4

Как устроен наш язык?

5

Опасные места в словах русского языка

6

Опасные места в словах русского языка. Обобщение по разделу «Слово».

Проверочное списывание по теме «Слово».

Раздел II.    Предложение   11ч.

7

Признаки предложения.

8

Составление предложений по схемам.

9

Признаки предложения. Оформление предложений на письме.

10

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме.

11

Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой.

12

Конструирование предложений.

13

Знаки препинания в конце предложения.

14

Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией.

15

Что мы знаем о предложении? (Обобщение)

16

Проверка знаний и умений. Проверочная работа №1 по теме «Предложение».

17

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно».

  Раздел III. Текст 13ч.

18

Признаки текста.

19

Роль заглавия в тексте.

20

Связь заглавия и главной мысли текста.

21

Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста.

22

23

24

Озаглавливание текстов

25

26

Конструирование текстов.

27

Конструирование текстов, предложений.

28

Систематизация знаний и умений по теме «Текст».

29

Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 2 по теме «Текст».

30

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

Раздел  Слово.  

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?  

31

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

32

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

33

Объединение слов в тематические группы

34

Конструирование сочетаний слов и предложений

35

36

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

2. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 10 ч.

37

Наблюдение над словами - признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

38

39

Как связаны между собой слова-названия и слова-названия признаков

40

41

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?

42

43

Развитие умения подбирать слова-названия признаков

44

Закрепление и повторение изученного

45

Проверочная работа № 3 по теме «Слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? какие»

46

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

3. Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?

47

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы

48

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета

49

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

50

Грамматическая основа предложения

51

Развитие умения находить грамматическую основу предложения.

4. Связь слов в предложении

52

53

Развитие умения ставить вопросы от слов к слову в предложении

54

Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

55

Проверочная работа № 4 по теме «Слова, которые отвечают на вопросы: что делает? что делал? что сделал? Связь слов в предложении»

56

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

57

58

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

5. Слова, к которым нельзя задать вопрос

59

Слова, которые выражают различные чувства, и их  роль в речи

60

Сравнение слов-названий предметов, действий и признаков и слов, выражающих различные чувства

61

64

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

65

Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос».

66

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно».

6. Части слова. Корень.

67

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

68

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

69

Распознавание однокоренных слов.

2. Суффикс

70

Роль суффикса в слове. Определение суффикса

71

72

Развитие умения находить в словах суффиксы

73

Разбор слова по составу.

7. Приставка

74

Роль приставки в слове. Определение приставки

75

Проверочное списывание по теме Суффикс

76

Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок

77

Значение приставок. Слитное написание приставок

78

Развитие умения различать приставки и предлоги

79

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Корень. Суффикс. Приставка»

80

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно»

81

Развитие умения различать приставки и предлоги.

8. Алфавит. Написание большой буквы в словах

82

Закрепление знания порядка букв русского алфавита

83

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей

84

Развитие умения писать большую букву в именах людей

85

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей

86

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев

87

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень

88

Большая буква в названиях рек и морей

89

Написание слов типа орел и Орел

90

Упражнения в правописании имен собственных

91

Сочинение по картинке

92

Упражнения в правописании имен собственных

93

Проверочный диктант № 1 по теме «Алфавит»

94

Анализ сочинения и диктанта и  коррекция знаний «Пишу правильно».

9. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу

95

Написание букв и, у ,а после шипящих (повторение)

96

Что такое орфограмма. Орфографическое правило

97

98

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы

99

Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ

100

101

Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща.  Развитие орфографических умений

102

Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ

103

104

Упражнения в написании буквосочетаний чу-щу

105

106

Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих

107

Проверочный диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

108

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно».

10. Правописание букв ъ и ь

109

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

110

Буква ь на конце и в середине слова.

111

Правописание буквы ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова

112

Слова, в которых пишется и не пишется буква ь

113

114

Правописание слов с буквосочетаниями чн, чк, щн и с буквой ь

115

Звук [й,] и его обозначение на письме

116

117

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь

118

119

Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме

120

121

Правописание слов с разделительным ъ

122

Проверочный диктант № 3 по теме «Правописание букв ъ и ь»

123

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно».

11. Безударные гласные в корне слов

124

Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов, ставить ударение.

125

126

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

127

Свободный диктант

128

129

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

130

Обучение применению правила

131

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне

132

Проверочная работа № 7 по теме Буквы безударных гласных в корнях слов

133

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне

134

Обобщающий урок по разделу

135

Проверочный диктант № 4 по темам Безударная гласная в корне слова. Буквосочетания жи-ши, чк. Раздельное написание предлогов со словами

136

Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно».

12. Правописание букв звонких и глухих согласных на конце слова

137

138

Оглушение звонких согласных на конце слова

139

140

Знакомство с новой орфограммой

141

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова

142

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова

143

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова

144

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова

145

Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова

146

Свободный диктант

147

Обучающее изложение

148

Анализ работ и коррекция знаний.

Повторение 22 ч.

149

Текст

150

Проверочный диктант № 5 по теме «Написание букв согласных в конце слова

151

Анализ работ и коррекция знаний

152

Предложение

153

Слово. Состав слова. Однокоренные слова

154

Повторение. Свободный диктант

155

Повторение и классификация изученных орфограмм

156

Повторение (итоговый тест)

157

158

Повторение и классификация изученных орфограмм

159

Контрольное списывание

160

Заключительный урок

161

Обучающее изложение

162

163

Повторение по теме «Большая буква в словах»

164

Итоговая контрольная работа

165

Анализ работ и коррекция знаний

166

167

Повторение по теме «Алфавит»

168

170

Повторение изученного материала во 2 классе

Календарно-тематическое планирование

 4 класс

№ урока

План. дата провед.

Фактич. дата провед.

Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечание

 Введение (2 ч)

1.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.

2.

Контрольное списывание.

Повторение (15 ч)

3.

Повторение. Фонетика и графика.

4.

Повторение фонетики. Слог и ударение.

5.

Что такое графика.

6.

Фонетический разбор слова.

7.

Повторение орфографии.

8.

Повторение изученных  орфограмм и их графического обозначения.

9.

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.

10.

Повторение состава слова.

11.

Повторение изученного о частях речи.

12.

Повторение изученного по синтаксису.

13.

Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль».

14.

«Пишу правильно»  (работа над ошибками).

15.

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

16.

Контрольный диктант № 1.

17.

Работа над ошибками «Пишу правильно».

Раздел I Предложение. Текст  ( 35 часов)

 1. Простое предложение. (    часов)

18.

Как отличить простое предложение от сложного.

19–20.

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и.

21.

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, да, но.

22.

Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» .

23.

«Пишу правильно»(работа над ошибками)

24.

Развитие умения ставить запятую  в предложениях с однородными членами.

25.

Р/ р. Обучающее сочинение «Что я люблю» .

26.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

27.

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1по теме «Простое предложение. Предложение с однородными членами»

28.

Работа над ошибками. Развитие пунктуационных умений.

29.

Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами».

30.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

2. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ  И, А, НО (15 часов)

31

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

32,

33

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

34

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

35

Р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант.

36

Запятая в сложном предложении.

37

Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» .

38

Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения с союзами

и, а, но». Проверочная работа № 2.

39

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но».

40

«Пишу правильно»  (работа над ошибками). Контрольный словарный диктант.

3. Предложения с прямой  речью.

41.

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение

с прямой речью.

42.

Знаки препинания  в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

43.

Знаки препинания в предложениях  с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

44.

Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама».

45.

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

46

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

47

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью.

48

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух» .

49

«Пишу правильно»
(работа над ошибками).

50

Развитие пунктуационных умений

51

Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения  с прямой речью».

52

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Раздел II. Слово.

1.Имя существительное ( 45 часов)

53,

54

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

55

Роль имен существительных в предложении, в речи.

56

Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

57

Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

58

Наблюдение за словоизменением имен существительных

59

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы.

60,

61,

62

Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе.

63

Именительный и винительный падежи

64

Родительный падеж

65.

Дательный падеж

66.

Творительный падеж

67.

Предложный падеж

68.

Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю»

об изменении имен существительных  по падежам»

69

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам»

70

Что такое склонение? Три склонения имен существительных

71,72

Развитие умения определять склонение имен существительных.

73,74

Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного

75

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

76

Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами.

77

Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода.

78,79,

80

Развитие умений писать слова с орфограммой « Буква ь после шипящих букв в конце имен существительных», графически обозначать выбор написания.

81

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 по теме «Склонение имён существительных»

82

Обобщение, подготовка к диктанту.

83

Контрольный диктант № 5

84

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

85

Ведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

86

Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.

87,88

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант.

89

Р/Р Обучающее изложение «Первая газета»

90

Развитие орфографических умений.

91

Р/Р Обучающее сочинение-описание «Прогулка».

92

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

93

Развитие орфографических умений

94

Упражнения на повторение. Проверочная . работа №5

95

Повторение, подготовка к диктанту.

96

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

97

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

 2. Имя прилагательное

98

Повествование и описание – два  типа  речи. Роль имён  прилагательных в речи

99

Повествование и описание – два  типа  речи. Роль имён  прилагательных в речи

100

Роль прилагательных-антонимов в речи

101

Морфологический разбор имени прилагательного

102

Морфологический разбор имени прилагательного

103

Изменение имён  прилагательных по падежам

104

Изменение имён  прилагательных по падежам

105

Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово  в слово- сочетании

106

Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово  в слово- сочетании

107

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

108

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически объяснять выбор  написания. Р/р Свободный диктант

109

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически объяснять выбор  написания

110

Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие»

111

Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие»

112

Развитие орфографических умений

113

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя  любимая игрушка»

114

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6по теме «Имя прилагательное»

115

Повторение, подготовка к диктанту

116

Контрольный диктант № 7

117

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ

3.  Глагол

118

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

119

120

Значение и грамматические признаки глагола

121

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

122

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II

спряжения

123

Как определить спряжение глагола, если  окончание ударное

124

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

125

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

126

Глаголы-исключения.  Выбор   способа   определения  спряжения глагола

127

128

Контрольный диктант № 8

Работа над ошибками

129

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

130

Р/р Обучающее сочинение по картинкам Разбор глагола как части речи

131

Разбор глагола как части речи

132

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глагол. с -тся и -ться

133

Знакомство с орфограммой «Буква ь после  шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом

134

135

136

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го  лица единственного числа.

Контрольное списывание

Работа над ошибками

137

Р/р Обучающее изложение «Первые школы»

138

 Работа над ошибками в изложении

139

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

140

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов

141

Р/р  Обучающее сочинение. Использование в  тексте  глаголов  с изученными орфограммами в форме  настоящего времени

142

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками. в сочинении

143

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы»

144

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста

145

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7по теме «Глагол»

146

147

Развитие  орфографических  умений.  Контрольный  словарный диктант

148

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту

149

Контрольный диктант № 9

150

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Повторение 20ч

151,

152

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделах«Слово»

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделах«Слово»

153

154

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделах

 «Предложение»

155

156

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделах

 «Текст»

157

158

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделах

«Слово», «Предложение», «Текст»

159

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт»

160

161

Комплексное повторение изученного материала.

Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово»

162

163

Итоговый контроль

 Работа над ошибками

164

165

Повторение изученного. Имя существительное

166

167

Повторение. Имя прилагательное

168

169

Повторение. Глагол

170

Обобщение пройденного в 4 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 классОС "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку, ЩС  "Школа 2100" , 3 класс....

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа 2100"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и рекомендациями ПАПО Московской области по составлению рабочих программ...

Рабочая программа по русскому языку 1класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса ОС "Школа 2100" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)

Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)...

Рабочая программа по русскому языку (образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку ("Школа 2100")...