Урок обучения грамоты на тему « Гласные буквы «Я», «я». Зарепление пройденного".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Зверева Ольга Николаевна

Урок обучения грамоты на тему « Гласные буквы «Я», «я». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_ya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  « Гласные буквы «Я», «я».

Педагогическая цель:   1) создать условия для закрепления знаний учащихся о функции буквы Я  в качестве показателя мягкости согласных звуков, а также добиваться чёткого усвоения того, в каких случаях буква «Я» обозначает 2 звука; 2) развивать фонематический слух, речь, память, внимание, мышление; 3) формировать навыки чтения, умение работать с текстом.

Тип урока: решение частной задачи.

Планируемые результаты (предметные): овладеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; определяют значение многозначных слов; работают со схемами слов; характеризуют звуки, обозначенные буквой Я.

Личностные результаты: проявляют интерес к изучению нового.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

 Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.

Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Основное содержание темы, понятия и термины: буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов; предложение, рассказ, многозначные слова.

Образовательные ресурсы: «Лента букв», электронное приложение к учебнику «Азбука».

                          Ход урока:

  1. Организационный момент.
  • Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну букв, и вместе с нами будет наша новая знакомая буква «Я».
  • Что мы узнали о букве «Я» на двух предыдущих уроках?

  1. Повторение.

- Сейчас мы с вами должны переплыть море, чтобы попасть в город Слов. Кто будет капитаном?

  1. чтение слогов:

        

  1. чтение слов:

- Составьте, пожалуйста, имена людей из данных слогов:

                                               

  1. Составление из букв – слов:

- Посмотрите, у вас на парте лежит конверт с буквами.

Составьте слова.

                                     МАЯК

                                     ЯМКА

                                     ЯК

- Что такое маяк?

  1. Актуализация знаний.

-Сядьте красиво, кто хороший ученик?

-Прочитайте слова с доски:    

                                                   ТАНЯ, МАЯК, ЯЗЫК, РЯД,

                                                    ЯНА, ЗМЕЯ, ВИТЯ, СТАЯ.

Подумайте:

-Что обозначает буква «я» в каждом слове?

- В домик слева или в домик справа?

                                                                                                 

                                                                                       

                 

  1. Физкультурная минутка. Пришла пора отправляться нам в город Предложений. Встаньте, пожалуйста:

                                  По дорожке, по дорожке,

                                  Скачем мы на левой ножке,

                                  И по  этой же дорожке,

                                  Скачем мы на правой ножке.

                                  По тропинке побежим,

                                  До полянки прибежим,

                                  На полянке, на полянке,

                                  Мы попрыгаем, как зайки.

                                  Стоп.

                                  Немножко отдохнём…

                                  И в город Предложений пойдём!

  1. – Ребята, у вас на партах лежат листочки под № 2.

Переверните их. Шёпотом прочитайте предложение.

- Читаем «цепочкой».

      - Какое предложение соответствует схеме  

- Подчеркните слова этого предложения.

- Внимательно послушайте следующее задание:

1 вариант находит в тексте слова, в которых буква «я» смягчает согласный звук,

 2 вариант находит слова, в которых буква «я» обозначает два звука.

-Слова обвести в прямоугольник. Приступим к работе.

- Проверка.

  1. – Послушайте загадку:   Растёт в траве Алёнка,

                                           В красной шапчонке.

                                           Кто ни пройдёт –

                                           Всяк поклон отдаёт.

                                                                                (ЗЕМЛЯНИКА)

- Сейчас мы с вами откроем «Азбуку» на стр.118 и прочитаем текст про эту ягоду.

- Чтение по абзацам.

- Какой представляют дети землянику?

- Чтение по ролям.

- Чтение текста «Сад» «цепочкой», пересказ.

  1. Физкультурная минутка:         Мы читали и устали,

                                                   Дружно все мы тихо встали,

                                                   Ручками похлопали: «Раз, два, три».

                                                   Ножками потопали: «Раз, два, три».

                                                   Сели, встали, встали, сели,

                                                   И друг дружку не задели,

                                                   А сейчас мы отдохнём

                                                   И опять читать начнём.

  1. Значение слова «язык». Пословицы о языке.

       - Послушайте загадку:    Если б не было его,

                                           Не сказал бы ничего….

- Язык есть у человека. С его помощью он общается с другими людьми.

- Какие ещё значения этого слова вы знаете?

- Язык есть у колокола, это металлический стержень, при помощи которого получается звон. Ещё есть языки пламени. Есть язычки и у обуви. Иностранные языки.

- Как называется слово, у которого несколько значений?

- Когда так говорят?

                               Учись держать язык за зубами (молчать).

                               Длинный язык у тебя (болтливый человек).

                               Что на уме, то и на языке (несдержанность).

                                Злые языки (недобрые сплетники).

- А теперь прочитаем текст о языках на стр.120.

  1. Письмо в рабочей тетради по строчке букв «Ии», «Ее», «Яя».

- Кто быстрее приготовится писать?

- Что общего у этих букв?

  1. Работа по «ленте букв».

- На какие две большие группы делятся все звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Давайте хором пропоём все гласные звуки, которые мы изучили.

- Почему одни гласные живут на верхней строчке, а другие – на нижней?

- Почему буквы «Е» и «Я» - хитрые буквы?

- В каких случаях они обозначают два звука?

  1. Итоги. - Что нового узнали на уроке?

– Что запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

    - Спасибо за урок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме Гласный звук [у], буква У, у. Школа 2100.

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен всоответствии с мегодическими рекомендациями для учителя О. В. Прониной, И. И.  Кремлёвой...

комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ: "ГЛАСНАЯ БУКВА Э"

Тема: «Гласная буква Э»Задачи: познакомить учащихся с буквами Э,э; совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом; развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознатель...

Презентация к уроку обучения грамоте на тему "Гласные-ротораскрыватели. Зрительный диктант"

Презентация позволяет закрепить знания учащихся при изучении гласных букв...

Презентация к уроку обучения грамоте на тему "Гласная буква Я"

Презентация к уроку обучения грамоте на тему "Гласная буква Я"...

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: "Гласный звук [и]. Буква И, и" (1 класс)

Цель:формирование представления о гласном звуке [и] и букве И, и; развитие умения писать строчную букву «и», читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Пред...