Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»; развитие навыков языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развитие артикуляционного аппарата, мышления, координации речи с движением; воспитание ответственности каждого ученика за выполнение совместной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._slovo._predlozhenie._tekst.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Составители

учитель высшей квалификационной категории Афанасьева Л.В.,

учитель первой квалификационной категории Седенкова С.С.

Конспект занятия по внеурочной деятельности

по курсу «Занимательный русский язык»

1 класс

Тема: Слово. Текст. Предложение.

Методическая тема урока: Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности.

Педагогическая цель: Продолжать  формирование познавательной активности к русскому языку.

Задачи: 

образовательные:

  • закрепить понятия «слово», «предложение», «текст»;

коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки языкового анализа и синтеза: делить текст на предложения, предложения на слова и составлять предложения из слов;
  • развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением;

воспитательные:

  • воспитывать умение быть внимательным слушателем;
  • воспитывать ответственность каждого ученика за выполнение совместной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятия «слово», «предложение», «текст»; умеют отличать слово от слогов, предложения от группы слов, текст от группы предложений.

Личностные: осознают личный вклад в успех группы, проявят познавательный интерес к русскому языку.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – структурируют знания о «слове», «предложении», «тексте».

Коммуникативные:  свободно выражают свои мысли, сплочённо работают в группе.

Оборудование: смарт-доска, карточки со словами, карточки с цифрами, клубок ниток, иллюстрации корабля, самолета, автобуса, иллюстрации сказочных персонажей, смайлики.

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Открываем очередное заседание «Школы всезнаек».

- Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось интересным и плодотворным?

- Желаю вам сохранить позитивный настрой в течение всего занятия.

- Сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. В этом нам помогут дыхательные упражнения.

Упражнение «Свеча»

- Встаньте, сделайте глубокий вдох носом, задержите дыхание и выдохните ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Ароматный цветок»

- Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержите дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».[1]

- Представьте, что держите этот цветок в руках. Подарите этот чудесный цветок тому, кто стоит рядом с вами со словами «Я очень рад (рада) тебя видеть!»

2. Мотивационный этап.

- 1 сентября вы отправились в большое путешествие по стране Знаний. С тех пор вы проделали большой путь и не затруднитесь с ответом на вопрос, как легче преодолевать препятствия: одному или с друзьями.

- Конечно, вы правы. Друг разделит с вами трудности и умножит радость. Поэтому сегодня мы предлагаем вам поработать в группе. Желаем, чтобы сегодня в вашей группе  царствовали дружба, взаимоуважение и ответственность.

3. Основная часть.

- Какие виды транспорта используют для путешествия?

- Отгадайте, на каком транспортном средстве ваша команда продолжит свое путешествие по стране Знаний сегодня.

Не птица, а летает, 
Не грузовик, а с кабиной, 
Не летучая мышь, а с крыльями. (Самолет)

- Что вы можете сказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.

На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир –
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком... (автобусе)[2]

- Что вы можете рассказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет. (Корабль)[3]

- Что вы можете рассказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.

- Путешествие нам предстоит долгое. Чем больше команда, тем легче в пути. С каждым правильно выполненным заданием ваша команда будет увеличиваться.

- Первое задание самое простое. Предлагаем выполнить тест.

  1. Царевна-лягушка говорит Ивану-царевичу:

- Как услышишь стук да гром, не пугайся!

Какую речь услышал Иван-царевич?

  1. устную
  2. грустную
  3. письменную
  4. музыкальную

  1. Где живет голос?
  1. в лесу
  2. на улице
  3. в горле человека
  4. в магазине

  1. Что написала на доске Маша?
  1. цифру
  2. звук
  3. букву
  4. закорючку

  1. [э], [а], [о], [у], [ы], [и]

Что это за звуки?

  1. гласные
  2. глазные
  3. согласные
  4. прекрасные

  1. Продолжите фразу: «Сколько в слове гласных, столько и…»
  1. букв
  2. звуков
  3. слогов
  4. слонов

  1. Что состоит из слогов?
  1. звук
  2. предложение
  3. текст
  4. слово

- Команды, безошибочно справившиеся с заданиями теста, пополняют свою команду сказочным героем из желтого конверта. Картинки с изображениями сказочных героев можно приклеивать с помощью клея к любой части транспортного средства кроме окошек.

     

- Запишите слова по звуковым схемам.

 [щ׳ука]          

 [н ׳ос]    

 [йэл׳]

     - Проверьте правильность выполнения этого задания. Команда, верно выполнившая задание принимает в свою команду нового члена.

- Без какого звука нельзя образовать слог?

Игра «Слово – слог».

- Прошу всех встать. Сыграем в игру «Слово – слог». Если я называю слог, встаем на носочки, поднимаем руки вверх, если слово – два хлопка.

Книга, га, сто, стул, лут, нарь, фонарь, шум, вес, пуш, пушка, снег, дос, доска.

- Как вы отличали слово от слога? Что мы обозначаем словами? (Предметы, признаки, действия)

- Слово – это единица речи, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий.

Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами, перед нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Все названо словами.

Язык – и стар, и вечно нов.

И это так прекрасно –

В огромном море –

Море слов –

Купаться ежечасно.[4]

На доске слова: медведь, зима, небо, ученик, роза, забор, бабочка, игра, учитель.

- Прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти слова?

- На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные? Неодушевленные?

- Распределите слова по группам.

- Команда, выполнившая это задание без ошибок, встречает на борту своего транспортного средства еще одного помощника.

Прочтите слова:

правдивость

робость

искренность

злость

находчивость

аккуратность

коварство

- Сколько слов здесь написано?

- Прежде чем ответить, постарайся найти «спрятанное» слова. Прочти его.

- Какие из перечисленных здесь признаков характера являются хорошими качествами, а какие плохими?

- Охарактеризуйте человека, который обладает выбранными вами хорошими качествами. Какой это человек?

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
[5]

- Послушайте загадку. В ней используется различные признаки предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
О ком загадка?
[6] (О сороке)

Учитель показывает картинку с изображением сороки.

- Какие признаки предмета названы? (Цвет, длина хвоста)

- Подберите прилагательные (признаки) к предложенным существительным

веселый клоун

колючий еж

весенний гром

радостные дети

дождливая осень

солнечные дни

собака кошка лает

- Прочитайте оставшиеся слова. Назовите предметы. Что означает слово «лает»: предмет, признак предмета или действие?

- Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…

                   Слышны звуки тут и там.

                   Кто-то рыщет по кустам.

                   Тот поёт, а тот кричит,

                   В джунглях зверь. Он голосит![7]

   Ваше задание – прочитать, кто как поёт.

                 Голубь  … (воркует)                Курица  … (кудахчет)                      

                 Филин  … (ухает)                     Лягушка - … (квакает)

                 Утка  … (крякает)                    Свинья - … (хрюкает)

- У вас на столах в конвертах лежат листочки со словами. Возьмите по одному листочку, прочитайте слово, написанное на вашем листочке. Подумайте, какие группы вы можете образовать. (Предмет, признак предмета, действие предмета)

- Ребята, на листочках которых были указаны предметы, продолжат свое путешествие на корабле, признаки предметов – на самолете, действия предметов – на автобусе.

- Ребята, что мы можем составить из слов?

- Как связаны слова в предложении?

- А сейчас я буду приглашать к доске по одному участнику команды. Этот участник должен показать ребятам двух других команд листочек со своим словом. Участники двух других команд выбирают подходящие по смыслу к этому слову слова и выходят с ними к доске. Вышедшие к доске ученики составляют предложение.

- Предложение – это соединение слов, обладающее смыслом.         

- У вас на столах лежат красные конверты. Достаньте из них карточки со словами. Составьте из них предложения.

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ.

КРЕПКУЮ ДРУЖБУ И ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ.

ОТ СКУКИ БЕРИ ДЕЛО В РУКИ.

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- Продолжите фразу «Слова в предложении связаны …»

- Ребята, справившиеся с этим заданием, могут принять в свою команду еще одного помощника.

- Что мы можем составить из предложений?

- Кто помнит, как начинается сказка «Репка»?

- Ваша задача – рассказать сказку «Репка», соблюдая правильную последовательность предложений. Первому рассказчику, начинающему сказку, завязываем на руке ниточку и даем в руки оставшийся клубок. Клубочек будет передаваться следующему рассказчику, если он правильно продолжит сказку. Следующий рассказчик наматывает себе ниточку на запястье и передает клубок дальше.

- О чем шла речь в сказке, которую мы вспомнили?

- Рассказывая сказку по предложениям, ребята оказались связаны друг с другом. Почему? 

- Как называют группу предложений, объединенных одной темой и связанных по смыслу?

- И вновь наши команды пополнили свои ряды.

- Мы вспомнили, что такое текст. Теперь выберем текст из предложенных вариантов.

1) В первый день весны погода выдалась восхитительная. Алиса без стука вошла и побежала по лестнице наверх. Более слабых собак запрягают поближе к саням. Я помчался по тротуару, размахивая портфелем.

2) Лиса – близкий родственник домашней собаки. Характерная особенность рыжей лисы – её пушистый хвост. Лисы часто роют норы под корнями деревьев или в склонах холмов. Питаются лисы дождевыми червями, кроликами, птицами, насекомыми и плодами.

4. Итог занятия.

- Чем мы сегодня занимались?

- Из зеленых конвертов возьмите карточки с понятиями. Прочитайте их. Составьте цепочку от «звука / буквы до текста».

Звук / буква – слог – слово – предложение – текст.

- Какие знания вам помогли в составлении цепочки?

5. Рефлексия.

- На этом наше путешествие подошло к концу. Продолжите предложение

Сегодня я узнал…

Меня заинтересовало…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Мне захотелось…

- Кто считает, что хорошо поработал на занятии, смог узнать для себя что-то новое, помогал своей команде, с интересом готов работать на уроках и занятиях по русскому языку, может в окошечко приклеить вот такой  смайлик. Кому было тяжело справляться с заданиями, кто считает, что недостаточно сегодня помог работе группы, .

- Занятие окончено. Всем спасибо!


[1] http://multiurok.ru/parol123/files/ghramota-uchitiel-1-klassa.html

[2] http://kladraz.ru/blogs/degtjarceva-natalja/avtobus-iz-cvetnoi-bumagi-svoimi-rukami.html

[3] http://zagadochki.ru/zagadka-po-volnam-dvorec-plyvet.html

[4] http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=10102007212820

[5] http://multiurok.ru/dubrovorusskij/files/urok-zachiot-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie.html

[6] http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_ptic.html

[7] http://doc4web.ru/russkiy-yazik/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yaziku-zov-dzhungley.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Внеурочная деятельность по курсу «Занимательный русский язык» и «Умники и умницы»"

Статья рассказывает как реализуется тема сомообразования посредством занятий в группах Центра Дополнительного Образования в школе...

Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу "Занимательный русский язык"

Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является  закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс «Занимательный русский язык»

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Занимательный русский язык"...

Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу «Волшебная кисточка»

Тема : «Элементы хохломской росписи»Цель: познакомить детей с особенностями Хохломской росписи, сформировать навыки составления и выполнения декоративного травного узора, приемов кистевой ...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»

Технологическая карта  занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык». Тема "В стране Перевертундии". 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Секреты русского языка» направление общеинтеллектуальное для 4 класса

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...