«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ладина Ольга Геннадьевна

Урок + презентация + приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nravouchitelnye_stati_novikova.rar2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение Урок 23. Тема раздела: У истоков русской детской литературы.

Тема: «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова)

Цели:

1.Познакомить со статьями Н. И. Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”.

2.Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию.

3.Учить детей определять познавательную, воспитательную и литературную ценность произведения. высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

Использованный материал: презентация Ильичевой Т.Ю. ( С-Петербург). http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/05/nravouchitelnye_stati_n.i._novikova_iz_zhurnala_detskoe_chtenie_dlya_serdtsa_i_razuma.pptx,

Этапы ур

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

2  3 Проверка домашнего задания.Проверка выполнения задания в тетради.

1) Какой вы сделали вывод- Книга Аксакова –это автобиагрофическая кгига

Книга А.Болотова – мемуары

2) что объединяет Серёжу Багрова и Андрея Болотова? увлечённость, пытливый

ум, стремление к знаниям, серьёзность, упорство в достижении цели.

3) Что вы записали в № 4.

Вывод по д.з.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

II. Развитие умений.

архаизмы

2  4  2  3  1  2  3  4 На доске тема урока

Николай Новиков Статьи из журнала « Детское чтение для сердца и разума»-

 Прочитайте тему нашего урока. Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:

Кто ?    Для кого?    Какие?  О чём?

- Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями.

- Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове? (Знакомство с биографией писателя)

- А хотели бы вы узнать биографию этого писателя?

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.

– Каким представляете вы первый детский журнал?

В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения.

- Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е.архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас.

Первый текст – “Молодой путешественник”. - Прочитайте название.

- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. гофмейстер (читают сноску)

- Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.

Я буду читать текст, а вы будете слушателями. По ходу моего чтения составьте и запишите вопросы   Слушание текста. 

-Герой первой статьи назван Скоробегом? Вы согласны, что это «говорящее» имя? О чём оно говорит?

Фронтальная работа (вопрос-ответ).

- Чему учит этот рассказ? - Для сердца он или для разума? – Найдите вывод или мораль и зачитайте её ещё раз. - Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).

Такие статьи, рассказы – новый литературный жанр – нравоучительная статья. ( слайд )

Физминутка. Упражнения для глаз.

Работа с текстом  Второй текст – “Начало только трудно”.

- Прочитайте название второго текста.- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.    Намерение  - Предположение совершить что-нибудь; план действий, умысел.           сие (намерение) (это )     иступление  -Состояние крайнего возбуждения, при котором теряется самообладание

- Этот текст вы будете читать самостоятельно. По ходу чтения заполните сюжетную таблицу ключевыми словами.

Самостоятельное чтение и составление таблицы в парах

Кто?

Что делал?

маленький Фёдор

не любил рано вставать

отстать от дурной привычки

Когда?

Что сделал?

однажды летом

проснулся в 5 часов утра

вскочил, оделся

принудил себя

выучил легче

Кто?

Что?

Кто?

Что?

учитель

доволен

Фёдор

столько удовольствия

Мораль

 То, что сначала кажется трудным, постепенно становится легким и приятным, если проявить упорство и силу воли

Проверка Исправьте и дополните, если это необходимо. (слайд )

- Чему учит этот рассказ? - Найдите и прочитайте мораль.

- Сравните первый и второй рассказы (для кого написаны, какие это рассказы,(  нравоучительные) как постороены( сначала история, потом - мораль)).

Третий текст – “Крестьянское состояние”. - Прочитайте название и предположите, о чём будет текст?

Словарная работа.   Крестьяне     жатва      жнецы

1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)

- С помощью вопросительных слов задайте вопрос к первой части.  Кто…?  Почему…?

- А как вы понимаете “простой мужик”?

- Кем бы мог быть отец Феденьки? - Предположите, какими могут быть дальнейшие действия отца?

2 часть (“Отец не заставил…” – “…что Феденьке ничего не досталось”.)

- Почему отец “тотчас позвал к себе” старого Памфила? Ответ подтвердите словами из текста.

- Рассмотрите иллюстрацию. Феденька сидит с пустой тарелкой, а весь хлеб отец положил себе.

3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)

- Почему же отец не дал Феденьке хлеба?

- Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.

- Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?

4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)

- Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?

- Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?

- Как бы вы закончили рассказ?

5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.) - Какова мораль этого рассказа?( Каждый человек достоин уважения)

Рефлексия

Итак, мы прочитали 3 рассказа Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Сейчас каждый из вас попробует ответить на вопрос: “Чему научили вас эти рассказы?” Свой ответ начните так:

- Прочитав рассказы Николая Новикова, я понял(а),что… (Выслушиваются ответы детей).

- Как вы думаете, журнал под таким названием сейчас издаётся? Почему?

Итог урока. Составление синквейна.

  1. Рассказы Н. Новикова.
  2. Интересные, поучительные.
  3. Развивают, воспитывают, учат.
  4. Для детского чтения.
  5. Верные друзья.

ΙΙΙ. Итог.

Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? Отметки

ΙV. Домашнее задание.

Подготовить к выразительному чтению одну из статей Н.И. Новикова, передать чтением назидательность и поучительность текста. 1) Ответы на вопросы учебника – задания 2, 3, с. 78.

2) тетради (соотнесение текстов с пословицами) – с.31 № 2

 © ООО «Баласс», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Статья "Проблемы детского чтения"

Данная статья призвана обратить внимание учителей начального звена на проблемы литературного воспитания учащихся как основы для формирования личностных качеств ребенка, и как следствие и грамотно...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе ОП "Школа 2100" "Нравоучительные статьи Н.И. Новикова из журнала "Детское чтение для сердца и разума"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе ОП "Школа 2100" "Нравоучительные статьи Н.И. Новикова из журнала "Детское чтение для сердца и разума"...

Презентация к уроку литературного чтения "Статьи Н.И.Новикова"

Тема урока. Статьи Николая Ивановича Новикова для журнала «Детское чтение для сердца и разума».Цели урока§Формирование у детей типа правильной читательской деятельности§Знакомство с творчеством малоиз...

" Семейное чтение для души и разума"

Чтение - это социально-воспитываемая привычка. Учить читать, прививать культуру чтения, создавать возможности для чтения нужно. Заставить читать нельзя....

Статья:"Произведения литературы 17 – 18 века, вошедшие в детское чтение"

XVII век – век Франции. Франция первенствует во всех областях культуры: в философии, литературе, архитектуре, живописи, в модах, в формах человеческих отношений – всюду в Европе господствуют французск...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...