Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Киселёва Лариса Николаевна

Цель: повторение правописания безударных окончаний имен существительных.

Задачи.

Образовательные:

- обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён;

- существительных трёх склонений;

- совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку;

- воспитывать бережное отношение к лесу, к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_27.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Цель: повторение правописания безударных окончаний имен существительных.

Задачи.

Образовательные:

- обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён;

- существительных трёх склонений;

- совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку;

- воспитывать бережное отношение к лесу, к природе.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Ну-ка улыбнитесь,

Здравствуйте, садитесь.

- Давайте покажем друг другу, как должна лежать тетрадь, а как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя?

- Молодцы!

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Посмотрим, над чем надо ещё поработать по данной теме.

II. Минутка чистописания

- Нам нужно отгадать ключевое слово.

•Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;

•Безударная гласная в словах: земля, лесок;

•Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;

•Безударная гласная в словах: река, печёт;

•13-я буква алфавита;

•6-я буква алфавита;

•Парная согласная букве з;

•Безударная гласная в словах: окно, вода;

•Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами йл.

- Мы с вами собрали слово: перелесок.

- Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).

- Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).

- Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.

- Какие слова вы записали? (Имена существительные).

- Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").

III. Закрепление и совершенствование приобретённых знаний.

1. Разбор слов по составу.

- Что это? (Лес). 

- Подберите однокоренные слова к слову лес и разберите их  по составу.

Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.

 2. Задания - загадки.

- Какой вы любите лес? Почему?

В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.

☼Первая загадка

•Игра «Во всех падежах».

Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключения зелёного листа” и определите в каких падежах стоит слово лист.

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа.

Ветер нёс его  и нёс.
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

- Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.

☼Вторая загадка.

- А теперь поработаем все вместе на карточках.

- Почему карточки состоят из двух частей? (Первая часть обозначает основу, вторая - окончание).

- Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).

- Допишите падежные окончания имён существительных

☼Третья загадка.

- На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).

- Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания.

- Что это? (Ключ - рисунок).

- Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ - родник, ключ - шифр, расшифровка).

- Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом - ключом для правильного написания безударного окончания имён существительных? (Слово - шифр).

- Назовите слова-ключи для каждого из склонений.

1 скл. - вода, земля.

2 скл. - окно, конь.

3 скл. - печь, степь.

- Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

☼Четвёртая загадка.

- Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных.

Хожу по тропинке - 1 скл., Д.п., по воде;

добежал до черёмухи - 1 скл., Р.п., до воды;

появилось на тополе - 2 скл., П.п., на коне;

написал о лесе - 2 скл., П.п., о коне;

подошёл к ветке - 1 скл., Д.п., к воде.

Физкультминутка.

- Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.

- Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.

До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе - (6 слов).

☼Пятая загадка.

- Поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 126, упражнение 238.

- Что нужно сделать в этом задании?

☼Шестая загадка.

- Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.

13, 6, 19 - 15, 1, 26, 6     2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16

Лес - наше богатство.

- Объясните смысл предложения. (Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.)

 - Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора.

Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.

- Как определить падеж существительного в предложении?

☼Седьмая загадка.

-Упражнение 239 стр. 127 (по образцу).

☼Восьмая загадка.

Дифференцированное задание (с. работа).

- На столах у вас лежат карточки по уровням.

1 уровень.

Задание. Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

2 уровень.

Задание. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
  2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
  3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
  4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
  5. трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

IV. Обобщение по теме урока.

- Ребята, мы с вами отгадали все лесные загадки. Вы - молодцы! Взгляните на доску. (На доске рисунок “Ромашка” с семью лепестками. На каждом лепестке вопрос.)

- Как называется цветок?

- Сейчас по очереди будете отрывать лепесток, читать вопрос и отвечать на него.

•Что называется именем существительным?

•Как изменяется имя существительное?

•Что значит склонение?

•Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?

•Как проверить безударное окончание имён существительных?

•Как определить падеж существительных в предложении?

•Сколько падежей в русском языке?

V. Итог урока. 

VI. Домашнее задание (стр. 127 упр. 241).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2.3-его склонений единственного числа".

Урок разработан для учащихся 4 класса по учебнику "Зеленина А.М., Хохлова Т.Е." Суть инновации: по листовая структура....

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения...

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Наглядная презентация к уроку русского языка для учащихся 4 классов по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Правила "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Правила помогают учителю при объяснении темы: "Правописание безударных падежных окончпний имён существительных". Таблицы работают по шелчку....

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...