Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:
    Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Цель: повторение правописания безударных окончаний имен существительных.

    Задачи.

    Образовательные:

    - обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён;

    - существительных трёх склонений;

    - совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

    Развивающие:

    - развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

    Воспитательные:

    - воспитывать интерес к русскому языку;

    - воспитывать бережное отношение к лесу, к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_27.docx20.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

    Цель: повторение правописания безударных окончаний имен существительных.

    Задачи.

    Образовательные:

    - обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён;

    - существительных трёх склонений;

    - совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

    Развивающие:

    - развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

    Воспитательные:

    - воспитывать интерес к русскому языку;

    - воспитывать бережное отношение к лесу, к природе.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок.

    Все ль на месте, все ль в порядке:

    Книжки, ручки и тетрадки?

    Ну-ка улыбнитесь,

    Здравствуйте, садитесь.

    - Давайте покажем друг другу, как должна лежать тетрадь, а как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя?

    - Молодцы!

    - Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    - Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Посмотрим, над чем надо ещё поработать по данной теме.

    II. Минутка чистописания

    - Нам нужно отгадать ключевое слово.

    •Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;

    •Безударная гласная в словах: земля, лесок;

    •Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;

    •Безударная гласная в словах: река, печёт;

    •13-я буква алфавита;

    •6-я буква алфавита;

    •Парная согласная букве з;

    •Безударная гласная в словах: окно, вода;

    •Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами йл.

    - Мы с вами собрали слово: перелесок.

    - Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).

    - Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).

    - Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.

    - Какие слова вы записали? (Имена существительные).

    - Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").

    III. Закрепление и совершенствование приобретённых знаний.

    1. Разбор слов по составу.

    - Что это? (Лес). 

    - Подберите однокоренные слова к слову лес и разберите их  по составу.

    Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.

     2. Задания - загадки.

    - Какой вы любите лес? Почему?

    В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.

    ☼Первая загадка

    •Игра «Во всех падежах».

    Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключения зелёного листа” и определите в каких падежах стоит слово лист.

    Как-то раз с большого клёна
    Оторвался лист зелёный
    И пустился вместе с ветром
    Путешествовать по свету.
    Закружилась голова
    У зелёного листа.

    Ветер нёс его  и нёс.
    Бросил только на мосту.
    В тот же миг весёлый пёс
    Шмыг - к зелёному листу,
    Лапой - хвать зелёный лист,
    Дескать, поиграем.
    “Не хочу” - парашютист
    Головой качает…
    Ветер вмиг с листом зелёным
    Над землёй взметнулся снова,
    Но шалун листок упал…
    Я пишу в саду под клёном
    Стих о том листе зелёном.

    - Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.

    ☼Вторая загадка.

    - А теперь поработаем все вместе на карточках.

    - Почему карточки состоят из двух частей? (Первая часть обозначает основу, вторая - окончание).

    - Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).

    - Допишите падежные окончания имён существительных

    ☼Третья загадка.

    - На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).

    - Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).

    - Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания.

    - Что это? (Ключ - рисунок).

    - Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ - родник, ключ - шифр, расшифровка).

    - Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом - ключом для правильного написания безударного окончания имён существительных? (Слово - шифр).

    - Назовите слова-ключи для каждого из склонений.

    1 скл. - вода, земля.

    2 скл. - окно, конь.

    3 скл. - печь, степь.

    - Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

    ☼Четвёртая загадка.

    - Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных.

    Хожу по тропинке - 1 скл., Д.п., по воде;

    добежал до черёмухи - 1 скл., Р.п., до воды;

    появилось на тополе - 2 скл., П.п., на коне;

    написал о лесе - 2 скл., П.п., о коне;

    подошёл к ветке - 1 скл., Д.п., к воде.

    Физкультминутка.

    - Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.

    - Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.

    До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе - (6 слов).

    ☼Пятая загадка.

    - Поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 126, упражнение 238.

    - Что нужно сделать в этом задании?

    ☼Шестая загадка.

    - Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.

    13, 6, 19 - 15, 1, 26, 6     2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16

    Лес - наше богатство.

    - Объясните смысл предложения. (Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.)

     - Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора.

    Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.

    - Как определить падеж существительного в предложении?

    ☼Седьмая загадка.

    -Упражнение 239 стр. 127 (по образцу).

    ☼Восьмая загадка.

    Дифференцированное задание (с. работа).

    - На столах у вас лежат карточки по уровням.

    1 уровень.

    Задание. Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

    К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

    2 уровень.

    Задание. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

    1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
    2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
    3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
    4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
    5. трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

    IV. Обобщение по теме урока.

    - Ребята, мы с вами отгадали все лесные загадки. Вы - молодцы! Взгляните на доску. (На доске рисунок “Ромашка” с семью лепестками. На каждом лепестке вопрос.)

    - Как называется цветок?

    - Сейчас по очереди будете отрывать лепесток, читать вопрос и отвечать на него.

    •Что называется именем существительным?

    •Как изменяется имя существительное?

    •Что значит склонение?

    •Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?

    •Как проверить безударное окончание имён существительных?

    •Как определить падеж существительных в предложении?

    •Сколько падежей в русском языке?

    V. Итог урока. 

    VI. Домашнее задание (стр. 127 упр. 241).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2.3-его склонений единственного числа".

    Урок разработан для учащихся 4 класса по учебнику "Зеленина А.М., Хохлова Т.Е." Суть инновации: по листовая структура....

    Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения

    Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 склонения...

    Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

    Наглядная презентация к уроку русского языка для учащихся 4 классов по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

    Правила "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

    Правила помогают учителю при объяснении темы: "Правописание безударных падежных окончпний имён существительных". Таблицы работают по шелчку....

    Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

    Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

    Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию,  исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....