"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2.3-его склонений единственного числа".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Даркина Ольга Михайловна
Урок разработан для учащихся 4 класса по учебнику "Зеленина А.М., Хохлова Т.Е." Суть инновации: по листовая структура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok_issledovanie.doc835.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского

                языка

«Правописание безударных

падежных окончаний имён существительных 1-, 2-,3-го склонений единственного числа»                                       

        МОУ «Гимназия №13»

        Учитель: Даркина О.М.

           

Цель урока:  на основании понимания подвести детей к            

                        автоматическому навыку правописания

                        безударных падежных окончаний имён су-

                        ществительных;

                        развивать логическое мышление, интерес к

                        предмету; учить рассуждать.

Суть инновации:  полистовая структура

 

Оборудование:  карточки со словами; листы пособия (выполненного в рукописном виде), цветные карандаши – у каждого ученика; увеличенные листы пособия, выполненные на ватмане и вывешенные на доске, - для учителя.

                               Ход урока

Организационный момент.

        Учитель:      Прозвенел звонок. Внимание!

                             Проверь, дружок,

                             Готов ли ты начать урок?

                             Всё ль на месте, всё ль в порядке:

                             Книжки, ручка и тетрадка?

                                           Проверили? Садитесь.

Упражнение для разминки пальцев. (или как исправить плохой почерк.)

  1. Игра – упражнение «Пальчики здороваются».

Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.

  1. Игра – упражнение «Согреем пальчики».
  2. Перекатывание мячика в руках.
  3. Игра «Пианино».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Проверка домашнего задания.

         На дом дети получили задание «Конкурс почерков». На листочках нужно было красиво и грамотно выполнить упражнение. Работа оценивается жюри.

Учитель:  Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Чистописание.

     У каждого ученика карточка с учётом ранее допущенных каллиграфических ошибок.

      Во время выполнения упражнения по каллиграфии звучит музыка.

                                        КАРТОЧКА №1

                 

Мы   Ве  На  Это   ол   бро    пл

           Мы идём по весеннему  лесу.      Ветер качает ветки осин.

                                          КАРТОЧКА №2

От   Ст   Теп   Кап    сол

            Отшумела  злая вьюга.  Стала ночь короче дня.

     Текст карточек выполнен письменно, как показатель красивого и правильного письма.   

Словарная работа.  Загадываю загадку, дети пишут отгадку.

  1. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В суп кладут и так едят.     (Помидор.)

                                                              2.   Раскололся тесный домик

                                                                    На две половинки,

                                                                    И посыпались в ладошку

                                                                    Бусинки – дробинки.     (Горох.)

Учитель:  Тему урока вы сами сформулируете в конце урока.

 Всем ученикам выдаются комбинированные карточки со словами и несколько пустых . (Карточки трёх цветов . Каждому  склонению соответствует свой цвет.)

             

   конфет

А

  кастрюл

Я

     пол

Е

     облак

О

      ночь

молодёжь

 - Дети, что вам раздали?  (Карточки со словами.)

 - Почему они состоят из двух частей?  (Первая часть – основа, вторая часть – окончание.)

 - Почему вторая часть разделена на шесть частей?  (У существительных шесть падежей.)

 - Почему первая часть карточки не разделена?  ( Она обозначает основу.  А она не меняется.  Меняется  только  окончание. )

  - Повторим падежи. Сколько  их?  (Шесть.)

 - На какие вопросы отвечают падежи? Назовите вспомогательные слова к ним. Можно заглянуть в лист «Падежи».

 - Чем  именительный отличается от всех остальных? (Форма именительного падежа считается начальной формой.)

                                               

                                                             

                                                           ПАДЕЖИ

Название падежа

Падежный вопрос

Вспомогательные слова

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?

существует

нет

дать

вижу

горжусь

говорю

Учитель раздаёт детям лист «Три склонения имён существительных».

Учитель:  А теперь вы будете исследователями. Интересно кто из вас самый наблюдательный? Возьмите карточки со словом  конфета  и карандашом впишите окончания.

  Дети выполняют задание. После  делается проверка.

Учитель:  Назовите только окончания.

Дети:  Это а, ы, е. у, ой, е.

Учитель на доске в столбик записывает только окончания.

На доске         конфета           кастрюля 

                                   а                         я      

                                    ы        и

        е        е

        у        ю

        ой        ей

        е        е

 Учитель:  У всех так?  (да)

 -Сравните эти окончания.

  -

 

 Такая же работа проводится со словами дядя. Саша.

     

На доске        дядя             Саша

                                я                 а    

                                и                 ы  

                                е                  е

                                ю                у

                                ей               ей           

                                 е                 е

Учитель:  Почему этими четырьмя словами мы перебрали все варианты? Какие могут быть варианты основ?

Дети:   - Твёрдый вариант основы и мягкий вариант основы женского рода.

             - Твёрдый вариант основы и мягкий вариант основы мужского рода.

 Учитель:  - Какой же можно сделать вывод?

 Дети:     - Существительные мужского и женского  рода, оканчивающиеся на а, я, относятся к 1-му склонению.

 Так же рассматриваются карточки со словами облако, поле, ночь, молодёжь.

     

 На доске                 облако       поле

                                         о            е

                                         а            я

                                         у            ю

                                         о            е

                                         ом         ем

                                          е            е   

На доске                  ночь          молодёжь

                                    -                       -

                               и                       и

                              и                       и

                                -                        -

                                      ю                      ю        

                              и                       и

Учитель:   Итак, что же такое склонение?

 Дети:       - Это «мешок», в который попали все имена существительные, имеющие             однотипные окончания в одинаковых падежах и в начальной форме.

               - Это изменение по падежам.

Учитель:  - мы с вами вспомнили , что в русском языке есть три склонения, вспомнили, какие существительные к какому склонению относятся. Слово, однажды попав в склонение, никогда из него не выбирается. Слово верно своему склонению, значит, склонение слова – постоянный его признак. Ещё мы повторили, что такое падеж и начальная форма. Давайте частично заполним наш лист «Три склонения…».

  Далее дети работают в тетрадях – наклеивают карточки со словами на соответствующие страницы.

   Новая тема.

Учитель:    - слово ключ  вам знакомо. А какие значения оно имеет?

 Дети:        - Ключ от двери.

                   - Ключ – родник.

                   - Ключ – шифр, расшифровка.

 Учитель:     Какое же из этих трёх значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом – ключом для правильного написания окончания имён существительных?

Дети:            - Третье значение этого слова – слово шифр.

Учитель:     Вручаю вам слова – ключи для каждого из склонений. Вот они.

      Раздаются карточки со словами – ключами:   ЗЕМЛЯ, ВОДА, КОНЬ, ОКНО, ПЕЧЬ, СТЕПЬ.

 - Проследите за окончаниями этих слов. Что вы заметили такого, что позволяет данным словам быть волшебными, быть словами – ключами?

 Дети:          - Ударные окончания.

 Учитель:  - Почему эти ударные окончания делают эти слова волшебными?

 Дети:         - По ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении.

Учитель:    - Мы узнали, что в каждом из трёх склонений есть слова – ключи. Они являются «помощниками» для правописания, потому что имеют ударные окончания, по которым проверяются безударные окончания слов.

      Дети наклеивают слова – ключи на соответствующие мешки на листе «Три склонения…», затем выполняют задания,  записанные в левом нижнем углу, кроме второго. Это задание даётся на дом, если класс сильный.

  Далее раздаются листы «Главное правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных».

                                          Главное правило

    правописание безударных падежных окончаний   имён существительных

            Безударные окончания имён существительных проверяй ударными в том же склонении.

      Например:

      1-е скл.                                            1-е скл.

     по дорожке                                     по земле

     2-е скл.                                              2-е скл.

      с детством                                      с окном

     3-е скл.                                               3-е скл.

     для молодёжи                                 для степи

                  Какие правила напоминает тебе эта орфограмма? Запиши это здесь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                    Как работают слова-ключи в каждом склонении

                     1-е скл.                                 2-е скл.                         3-е скл.

                  земля                                       конь        степь

                  вода                        окно        печь

 

                                      Алгоритм. (запиши порядок выполнения шагов)

               1шаг.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2шаг.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 3шаг._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

             

   Развитие информации на базе только что услышанного.

 

Учитель:    Как пользоваться этими словами- ключами?

Дети:           Надо установить порядок, то есть алгоритм пользования.

 Учитель:    Давайте рассмотрим это на примере слова  от тёти.

        Дети работают сообща, записывая текст алгоритма в тетрадях и на доске. 

                 

        На доске:

 1 шаг.         Привести данное слово к начальной форме: от тёти  - тётя, для того чтобы определить склонение.

 2 шаг.        Определить склонение сопоставить его со словом-ключом: тётя (ж. р.) –                            

                     земля (ж.р.).

  3 шаг.        Слово-ключ поставить в ту же форму, в какой стояло данное слово: от земли -

                      от тёти, то есть безударное окончание и.    

   Учитель:   Итак. Надо сделать правильный выбор слова – ключа, чтобы по его ударному окончанию установить безударное окончание данного слова. А для этого надо запомнить слова – ключи и понять алгоритм их действия.

   А теперь давайте заполним «Главное правило…».

                                          Главное правило

    правописание безударных падежных окончаний   имён существительных

            Безударные окончания имён существительных проверяй ударными в том же склонении.

      Например:

      1-е скл.                                            1-е скл.

     по дорожке                                     по земле

     2-е скл.                                              2-е скл.

      с детством                                      с окном

     3-е скл.                                               3-е скл.

     для молодёжи                                 для степи

                  Какие правила напоминает тебе эта орфограмма? Запиши это здесь.

. Безударные гласные в корне проверяй ударными в том же  корне.                              

._Безударные гласные в приставках можно проверить                                                               ударными в тех же приставках.

 _Безударные гласные в суффиксах можно проверить ударными в тех же суффиксах, если такие ударные существуют.

                   

                       

                             Как работают слова-ключи в каждом склонении

                     1-е скл.                                 2-е скл.                         3-е скл.

                  земля                                       конь        степь

                  вода                        окно        печь

 

                                   

                           Алгоритм. (запиши порядок выполнения шагов)

 1шаг.__Определяю, к какому склонению относится слово.

_____________________________________________________________________________

 2шаг.      Подбираю слово-ключ –земля – и ставлю его в ту же форму: с землёй. ____________________________________________________________________________

 3шаг. Если у слова-ключа окончание и , значит в данном слове будет такое же окончание.___________________________________________________________________

                                    

                    Практика.

Учитель:   Теперь отработаем до автоматизма этот алгоритм.

        

   На доске:

                         (без) насмешк (и/е)

                         1шаг.  (без)  насмешки  (и/е)  (что?)  насмешка

                         2шаг.  (1-е скл.)  насмешка – вода   (земля)

                         3шаг.  Без воды без насмешки  (ы/и) без земли    

                     Самостоятельная работа.            (упр.)

               Пароход идёт по Кам… .  На пароход... много пассажиров. Река делает крутой поворот у рощ… .

                    Проверка работы.

                    Подведение итога.

               

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" ПНШ

Урок закрепления нового знания  по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" в 3 классе с УУД , Перспективная начальная школа....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс

Сценарий урока русского языка   (Перспективная начальная школа) в третьем классе...

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс

Презентация к сценарию урока русского языка   (Перспективная начальная школа) в третьем классе...

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» УМК ПНШ

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащ...